Правительство может в ближайшее время выпустить постановление с условиями строительства мусоросжигательных заводов для выработки электроэнергии, рассказал первый замминистра энергетики Алексей Текслер (цитата по «Интерфаксу»). Проект внесен в правительство, сообщил «Ведомостям» представитель Минэнерго.
Речь о приоритетном проекте «Чистая страна», утвержденном правительством в декабре, на 2017–2025 гг. – пять мусоросжигательных заводов: четыре в Московской области и один в Татарстане. Проект должен уменьшить ущерб окружающей среде от захороненных твердых бытовых отходов (см. график). Заводы должны к 2023 г. снизить захоронения на 30% и улучшить условия жизни 23 млн человек, сказано в паспорте программы.
В России образуется порядка 60 млн т твердых коммунальных отходов в год. Сейчас утилизация отходов около 8% – это минимум со времен СССР, говорил в декабре на обсуждении проекта министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской (цитата из стенограммы правительства).
Помимо переработки отходов мусоросжигательные заводы будут производить электроэнергию – 2,68 млрд кВт ч в год, сказано в проекте, – и продавать по зеленому тарифу. Вернуть вложения можно будет и за счет тарифа на прием отходов. Ключевая задача – сделать систему окупаемой, объяснял Донской.
Разработала проект заводов «дочка» «Ростеха» «РТ-Инвест», она фигурирует в «Чистой стране» как ключевой участник. Планируется, что оператором всех пяти заводов будет «Ростех», он вложит 150 млрд руб., заявил Донской.
Формально еще должен быть конкурс на право строительства этих заводов. О намерении взяться за мусорные электростанции кроме «Ростеха» говорили ПАО «Мосэнерго» и ПАО «Фортум».
Об условиях и сроках проведения конкурса можно говорить только после подписания и официального опубликования постановления, отмечает представитель «РТ-инвеста», но если компания выиграет, то постарается начать строительство в год экологии.
Постановление правительства, после которого можно объявлять конкурс, ждут с прошлого года. Представитель «РТ-инвеста» говорил «Ведомостям», что если оно будет принято в ноябре 2016 г., то строительство первых двух объектов в Подмосковье и Казани может начаться в октябре 2017 г. Теперь стройка отодвинется на два года. К строительству заводов приступим в 2019 г., говорил в январе подмосковный губернатор Андрей Воробьев (цитата по «Интерфаксу»).
Руководитель токсической программы «Гринпис» Алексей Киселев уверяет, что безопасных мусоросжигательных заводов не бывает, они загрязняют воздух опасными химикатами и производят 1 т токсичной золы из 3 т сравнительно безопасных отходов.
Технология сжигания отходов на колосниковой решетке – самая распространенная как на существующих, так и на строящихся заводах, замечает представитель «РТ-инвеста»: экологи распространяют необъективную информацию.
Мусоросжигание на колосниковой решетке, которое предлагает «РТ-Инвест», – устаревшая технология с низкой эффективностью, говорит Альбина Дударева из координационного совета по развитию отрасли обращения с отходами Ассоциации ЦФО, по ней построен десяток заводов на территории СССР. Проект может столкнуться с серьезным сопротивлением экологов и населения, как это случилось с проектом мусоросжигательного завода в Москве и Санкт Петербурге, предупреждает Дударева.
Но главные вопросы не экологические, а экономические, уверена Дударева: мусоросжигательные заводы – это сложные технологии, большие капитальные и операционные затраты. Проект повышает тариф как на утилизацию отходов, так и на электроэнергию в регионе, где будет завод, а спрос на нее не гарантирован, объясняет Дударева. Технологический и ценовой аудит показал, что стоимость проекта в сравнении с мировыми аналогами будет на 16% ниже, чем в Европе, США, Австралии и ОАЭ, возражает представитель «РТ-инвеста»: затраты могут дополнительно снизиться за счет высокой степени локализации оборудования – свыше 50%.
Поддержка проекта за счет межтерриториального и перекрестного субсидирования в электроэнергетике нецелесообразна и необоснованна, писал президент РСПП Александр Шохин премьер-министру Дмитрию Медведеву: субсидирование утилизации отходов за счет потребителей электроэнергии приведет к дополнительной нагрузке на промышленные предприятия.
Проектное качество мусора как источника энергии далеко не всегда достигается, говорит Сергей Дайман из EY, а значит, не может вырабатываться запланированное количество энергии, что грозит окупаемости проекта.
Еще один риск исходит от законодательства об утилизации упаковки, продолжает Дайман. Расширенная ответственность производителей заставляет их самостоятельно утилизировать упаковку или платить экологический сбор. В отходах будет уменьшаться доля пластика, а это будет дополнительно снижать их качество как источника энергии, объясняет он.