Не в Москве и не в Суррее: Петр Авен хочет создать собственный музей

Источник
Он также надеется выставить коллекцию своего фарфора в Музее Виктории и Альберта.
Совладелец «Альфа-Групп» Петр Авен мечтает создать частный музей, где бы выставлялись работы из его коллекции. Об этом он рассказал журналисту The Financial Times в своем особняке в Суррее. Открытие музея в Москве может быть осложнено многочисленными государственными сборами, а в Лондоне музей может быть просто не интересен. Поэтому Авен рассматривает вариант открыть галерею в Риге, откуда родом был его дед.

«Я собираю все больше и больше. Русское искусство этого заслуживает», — говорит миллиардер. Основу коллекции Авена, которую он собирал на протяжении последних 25 лет, составляет русское искусство конца XIX — начала XX века. В ней есть работы Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой и Василия Кандинского.

«Это идет из детства. Мой отец не коллекционировал искусство, но мне хотелось видеть картины вокруг себя, как у его друзей, которых мы навещали, — поясняет предприниматель. - Я не просто хотел покупать искусство, но и создать коллекцию с нуля. Моя главная радость - привести все в порядок. Мне нравится расставлять книги на полках. Мне доставляет это огромное удовольствие».

Опыт работы с крупными музеями у бизнесмена уже был: экспонаты из его коллекции выставлялись в Еврейском музее в Москве, галерее Тейт в Лондоне, Музее современного искусства в Нью-Йорке и Королевской академии, где в этом году состоится выставка русского искусства. Еще ряд картин скоро отправится в Нью-Йорк и Тель-Авив.

Выбор работ для коллекции был ограничен. «Все главные работы советского искусства находятся в музеях, но вы можете найти дореволюционное искусство», — поясняет Авен. Свою первую картину он приобрел в 1993 году, это был натюрморт Павла Кузнецова 1920-х годов, и он обошелся бизнесмену всего в $5000.

С тех пор он отслеживает работы, главным образом досоветской эпохи, на аукционах, выкупая их из частных коллекций, а иногда и непосредственно у потомков художников или других наследников. «Я никогда не покупал самолет или яхту. Все мои деньги идут в искусство», — резюмирует миллиардер.

По словам Авена, если бы коллекцию он начал собирать сейчас, она была бы другой: «Это была бы полностью русская коллекция. Постепенно она становится международной. Меня привлекает связь между итальянским, немецким и русским искусством XX века, объединенных влиянием тоталитаризма».

Особая гордость миллиардера — советский фарфор с 1917 по 1941 год, выпущенный в Санкт-Петербурге на бывшем Императорском заводе. «Его было очень дешево собирать, когда я начал», — вспоминает он. «Русская живопись вдохновлялась Сезанном и Матиссом, но русский фарфор был оригинальным», — добавляет Авен. По словам бизнесмена, он рассчитывает, что однажды Музей Виктории и Альберта, крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства и дизайна, сделает выставку на основе его коллекции фарфора.

Тем не менее любимым экспонатом миллиардер Авен называет картину «Красные домики» (1922) Марка Шагала. «Я купил ее на аукционе Sotheby's в Лондоне в 2015 году [зарегистрированная цена — £3,3 млн]», — говорит он. «Выяснилось, что я неосознанно взвинчивал цену, конкурируя со своим деловым партнером Германом Ханом, который также начал собирать произведения русских художников еврейского происхождения. Эта живопись одновременно и о России, и о еврейском взгляде на жизнь, которая есть вечное движение, и, конечно, это искусство Высочайшего качества».
Персоны Компании
Российские олигархи предпочитают инвестировать за границей
Крупный бизнес в России поголовно лишен минимального патриотизма.
Индейка под госконтролем
«Евродон» согласовал с ВЭБом условия реструктуризации долга.
Британские банки готовы одолжить Фридману £800 млн для покупки Holland & Barrett
Воспользуется ли российский миллиардер услугами кредитных организаций — неизвестно.
Миллионы евро тратят на лоббирование своих интересов в ЕС российские госкомпании
Они должны официально отчитываться о таких тратах, считает Transparency International.
Магазины здорового питания покупает компания Фридмана LetterOne
За британскую Holland & Barrett L1 Retail готова заплатить 1,8 млрд фунтов.
Вексельбергу удалось выдавить из Petropavlovsk основателя компании
Итогом собрания акционеров золотодобывающей компании Petropavlovsk стала победа «Реновы» Виктора Вексельберга. Крупнейшему акционеру и дружественным ему фондам Sothic и M&G удалось провести в совет директоров четырех своих представителей, изгнав из него Питера Хамбро.
В фармацевтику вложились акционеры Альфа-банка
Фонд Pamplona купил за $5 млрд американскую компанию Parexel.
Лариса Каланда устроила праздник жизни за счет "Транснефти"
Среди московских юридических фирм царит ажиотаж - все стремятся попасть в "Транснефть" на прием к вице-президенту Ларисе Каланда, которая сегодня тратит гигантские, просто немыслимые для Москвы деньги на решение в судах вопросов компании.
«В России фитнес-индустрии повезло с погодой»
Николай Прянишников рассказывает о жизни World Class без долгов, франчайзинговой программе сети в регионах и объясняет, почему в России четверть доходов приносят персональные тренировки.
«Синелаб» оставила наследство
Совладельцы группы поделили недвижимость.
X5 Retail Group откроет сеть для пассажиров на вокзалах и в аэропортах
X5 Retail Group, а также акционеры «Шоколадницы» и аптечных сетей «А-Мега» и «Да, здоров» откроют в аэропортах и на вокзалах центры обслуживания пассажиров. В течение пяти лет сеть может вырасти до 1 тысяч точек.
Помериться длиной
На каких яхтах плавают российские олигархи.
Золотое стечение
«Ренова» может запустить консолидацию активов вокруг Petropavlovsk.
«Победа» не приходит одна
В России могут создать еще один лоукостер.
Владельцы Альфа-банка подали в суд на BuzzFeed за «досье» на Трампа
Акционеры российского Альфа-банка подали иск о защите чести в нью-йоркский суд против американского издания BuzzFeed, которое опубликовало статьи, обвинившие банкиров во вмешательстве в президентские выборы в США.
Разошлись миром: Михаил Фридман не будет судиться с «Ведомостями»
Владелец «Альфа-групп» и «Ведомости» подписали мировое соглашение. Газета изменит текст и заголовок статьи о «русской мафии» и разместит опровержение некоторых данных из статьи, а Фридман не будет добиваться уголовного преследования журналиста Ивана Васильева.
Exist.ru взяли в одни руки
Интернет-магазин автозапчастей консолидировала Евгения Назарова.