Миллионы евро тратят на лоббирование своих интересов в ЕС российские госкомпании

Источник
Они должны официально отчитываться о таких тратах, считает Transparency International.
Российские компании активно лоббируют свои интересы в странах ЕС – санкции не стали для них серьезной помехой, пришли к выводу исследователи Transparency International. Несмотря на европейские санкции, ЕС остается крупнейшим экономическим партнером России, в 2015 г. на него еще приходилось 44,8% всего российского экспорта.
Чтобы эффективнее вести бизнес и отстаивать интересы в Европе, российские компании прибегают к стандартной практике – нанимают лоббистов, пишут авторы исследования: и конкретных людей, и профессиональные компании. Но только о некоторых лоббистах данные публикуются открыто в специальных реестрах ЕС.

Главное – газ

Активнее всего лоббирует свои интересы в Европе «Газпром», следует из доклада. Только на продвижение собственных интересов в ЕС компания тратит не менее 900 000 евро ежегодно.

Польский случай

Польша – одна из немногих стран Евросоюза, где регистрация лоббиста в реестре обязательна, пишет Transparency International, и там нет ни одной российской компании. Но «Газпром», «Новатэк» и «Акрон» взаимодействуют с польскими властями через аффилированные структуры – EuRoPol Gaz (48% принадлежит «Газпрому»), Novatek Polska («дочка» «Новатэка») и Norica Holding S.a.r.l. («дочка» Acron). Представители «Новатэка» и Acron не ответили на запросы.

«Газпром» привлекает лоббистов и в отдельных странах ЕС, например в Австрии, где его интересы представляет нефтегазовая компания OMV (участница проекта «Северный поток», обменивается с «Газпромом» активами). На лоббирование в Австрии «Газпром» тратит более 100 000 евро в год. В реестре лоббистов не указывается конкретная сумма, а только определенный порог таких расходов, объясняет представитель Transparency International, это не значит, что именно столько уходит на лоббирование интересов.

Французская независимая ассоциация электроэнергии и газа лоббировала интересы «Газпрома» в Еврокомиссии, когда были слушания о ценах на энергоносители, она же организовала для российской компании встречи с депутатами.

Словенская Geoplin d.o.o. Ljubljana лоббировала проект газопровода «Южный поток», в 2013 г. организовывала совещания компании с правительством Словении, перечисляют авторы исследования.

Представитель «Газпрома» не ответил на запрос «Ведомостей».Странно трактовать деятельность зарубежной компании (OMV) как лоббистскую активность «Газпрома», замечает представитель «дочки» «Газпрома» – Nord Stream 2 AG: «Если вы будете рассматривать деятельность берлинского офиса Mercedes как лоббирование российских интересов только потому, что они продают в России много машин, вам порекомендуют обратиться к врачу». Лоббирование со стороны самого Nord Stream 2 AG полностью прозрачно, уверяет его представитель.

Сбербанк в Австрии лоббирует свои интересы через «дочку» – Sberbank Europe AG. Она взаимодействует с местными госорганами и регуляторами и банк раскрывает сведения о ней в реестре по требованиям закона, информирует представитель банка.



РЖД, Nord Stream 2 AG и «дочка» «Росатома» JSC Rusatom Overseas для лоббирования своих интересов в ЕС пользовались услугами консалтинговой компании Sass Consulting AG, утверждают авторы исследования. Представитель РЖД связь с этой компанией отрицает, а представитель «Росатома» объясняет, что контракт в 2014–2015 гг. был заключен не с Sass Consulting AG, а с финской «дочкой» JSC Rusatom Overseas – RAOS Voima Oy. Компания оказывала исключительно пиар-услуги и к лоббизму никакого отношения не имела, говорит он.

В докладе сказано не только о госкомпаниях. Например, ирландский глиноземный завод UC RusalRusal Aughinish также занимается продвижением интересов российской алюминиевой компании в стране, считают авторы доклада. Например, правительство Ирландии получило предложение от Rusal Aughinish пересмотреть директивы ЕС по торговле квотами на выбросы парниковых газов, пишут авторы доклада. Лоббирование приветствуется в Европе, говорит представитель UC Rusal, но компания лоббирует только вопросы, непосредственно влияющие на работу UC Rusal в Ирландии, и не пользуется услугами профессиональных лоббистских организаций.

«Альфа-Групп» и LetterOne в 2013–2015 гг. обращались к услугам коммуникационного агентства Edelman, пишут авторы исследования. Контракт действовал с марта 2012 г. по октябрь 2014 г., уточняет представитель Альфа-Банка. Группа изучала возможность получения лицензий для открытия филиала Альфа-Банка в Великобритании, рассказывает он, также Edelman изучала возможность позиционирования «Альфа-Групп» в деловых и политических кругах Великобритании. По словам представителя LetterOne, данные Transparency International не соответствуют действительности, Edelman не лоббировала интересы LetterOne в Великобритании и Испании, как утверждается в докладе.

Тайные миллионы

Данные реестров дают представление лишь о малой части тех сумм, которые тратятся на лоббирование интересов российских компаний за рубежом, утверждает соавтор исследования, заместитель гендиректора Transparency International Илья Шуманов: бюджеты могут доходить до миллионов евро ежегодно. Лоббистская деятельность в разных странах ЕС регулируется по-разному, что позволяет россиянам не раскрывать всех данных.

А крупные российские госкомпании и госкорпорации не всегда отстаивают только деловые интересы, а потому часто воспринимаются как агенты российского государства, из-за чего российскому бизнесу нелегко сотрудничать с европейскими властями и приходится избегать публичного продвижения своих интересов, использовать непрозрачные лоббистские практики, указывают авторы исследования.

За траты на лоббирование своих интересов они не отчитываются, обращает внимание представитель Transparency International: российское законодательство не регулирует лоббистские практики, возникают предпосылки для коррупции.

Госкомпании должны отчитываться о таких расходах, согласен бывший чиновник: государство понимало бы, какие есть ограничения для госкомпаний за рубежом и сколько они тратят на то, чтобы преодолеть их. Сейчас законом не предусмотрена обязанность госкомпаний отчитываться о такого рода расходах, напоминает представитель Минэкономразвития.

Проблему мог бы решить закон о лоббизме, дискуссии о принятии которого ведутся уже много лет. О необходимости его разработки указывал и президент России Владимир Путин в одном из планов по противодействию коррупции. Но в последнем плане он уже не упоминается, напоминает Шуманов. Из-за отсутствия закона в России непрозрачно лоббировать свои интересы могут и европейские компании, предупреждает он.

Подход к GR в России сегодня ничем не отличается от международной практики, не согласен управляющий партнер EY по России Александр Ивлев, многие компании привлекают консультантов, которые участвуют в инициативах по изменению законодательства, взаимодействуют с представителями власти – от Госдумы до министерств.

Механизмы, которые компании используют для продвижения своих интересов, должны быть прозрачными и контролируемыми, предупреждает бывший чиновник, иначе есть риск, что самым сильным аргументом в пользу того или иного решения станет финансовый, а конкуренция может свестись к тому, кто быстрее мотивирует нужного чиновника.

Основная проблема, что ключевые лоббисты – госкомпании, говорит политолог Евгений Минченко, нужно обеспечить бизнесу возможность доносить свои аргументы до чиновников. «Логичнее не создавать закон о лоббизме, который все равно будет в значительной степени декларативным, а совершенствовать конкретные подзаконные акты», – предлагает он. Когда все регламентировано законом и ответственность несут представители бизнеса, лоббистской компании, качество принимаемых решений растет, спорит бывший чиновник, это уже конкуренция аргументов и экспертизы. Хотя бывает и наоборот: продукция, очевидно наносящая вред, например табачная, за счет них остается на рынке, заключает он.
Персоны Компании
Аркадий Ротенберг пошел в «Парк легенд»: миллиардер застроит площадку «ЗиЛа»
Девелоперский проект на юге Москвы общей площадью 30 га оценивается в 35 млрд рублей.
Индейка под госконтролем
«Евродон» согласовал с ВЭБом условия реструктуризации долга.
«Надо всегда следовать правилу: сказал, что выполнишь,— выполни»
Гендиректор Уралвагонзавода Александр Потапов о состоянии, проблемах и будущем корпорации.
Британские банки готовы одолжить Фридману £800 млн для покупки Holland & Barrett
Воспользуется ли российский миллиардер услугами кредитных организаций — неизвестно.
South Stream ищет новое русло
«Газпром» возрождает проект в малом масштабе.
С шумом и с пылью
Россия может лишиться почти половины перевалки угля.
Неочищенная «Сила Сибири»
Газопровод в Китай заработает раньше Амурского ГПЗ.
В Санкт-Петербургском университете обнаружили финансовую дыру
СПбГУ, где уже девять лет ректорствует Николай Кропачев, неэффективно растратил более полумиллиарда рублей.
ВТБ вступил на тропу войны с Тельманом Исмаиловым
За что Внешторгбанк преследует бывшего владельца Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова, и такой ли уж он банкрот?
ВСМ Челябинск – Екатеринбург: стройка века может обернуться дорогой в никуда
Высокоскоростная магистраль Челябинск – Екатеринбург, строительство которой обсуждается в Челябинской области не первый год, начинает приобретать все более конкретные очертания.
"Роснефть" инвестирует в Арктику четверть триллиона рублей
Компания уже инвестировала в арктические проекты 100 млрд рублей и в ближайшие пять лет планирует вложить в 2,5 раза больше.
«Газпром» оспорит решение Стокгольмского арбитража
Компания недовольна подходом арбитров к спору с «Нафтогазом».
«Мы живем в достаточно жестких тисках»
Глава «Россетей» Олег Бударгин о совете директоров, дивидендах и санкциях.
"Газпром межрегионгаз" оказался опять в центре скандала
Силовики выяснили, что в "дочке" "Газпрома" сотрудники за взятки списывают многомиллионные долги. Знает ли об этом глава компании Кирилл Селезнев?
Ветряные турбины собирается поставлять на экспорт «Росатом»
Структура госкорпорации собирается построить завод по производству турбин для ветряных электростанций, а его продукцию экспортировать.
Новые локомотивы не успевает покупать РЖД
Монополия обновляет парк медленнее, чем это предусматривалось стратегией развития железнодорожного транспорта.
Дата начала разработки Ковыкты не разглашается «Газпромом»
Концерн перестал указывать, когда запустит месторождение для «Силы Сибири».