Высокопоставленная чиновница Минобороны Наталия Красавцева, ставшая героиней серии журналистских расследований, ушла в отставку. Это произошло после обращений PASMI к министру обороны и главному военному прокурору с просьбой проверить деятельность скандальной главы департамента. Остаются главные вопросы: когда за увольнением последует ответственность за хищения и махинации в ведомстве, и как скандал коснется покровителя Красавцевой — заместителя Шойгу Тимура Иванова, лоббировавшего ее назначение несмотря на запрет ФСБ?
Репутация важнее?
Руководитель Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны РФ Наталия Красавцева отправлена в отставку. Об этом PASMI сообщил осведомленный источник в силовых структурах.
Информация об уходе Красавцевой с высокой должности появилась через несколько недель после того, как редакция направила обращения министру обороны Сергею Шойгу и главному военному прокурору Валерию Петрову. Журналисты просили провести проверку имеющихся у них данных о злоупотреблениях со стороны чиновницы и в случае их подтверждения принять меры для наказания виновных.
Официального ответа на обращения пока нет. Однако, как пояснил собеседник редакции, кадровые перестановки в военном ведомстве стали прямым следствием проверки, проведенной военной прокуратурой.
По данным источника, об отставке Наталию Красавцеву уведомил 5 апреля 2019 года заместитель Сергея Шойгу Дмитрий Булгаков, курирующий сферу ЖКХ в министерстве обороны. Чиновницу было решено отправить в отпуск с последующим увольнением.
Напомним, на пост руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО Красавцева была назначена 30 января 2017 года.
Проигнорировали ФСБ
Между тем, источники в правоохранительных органах выражают недоумение по поводу того, как Красавцева вообще могла быть получить столь высокую и ответственную должность. По словам собеседников PASMI, когда бизнесвумен, сорвавшая большинство из полученных ее компаниями военных контрактов, ожидала назначения, ее деяниями активно интересовались силовики. Красавцева находилась в оперативной разработке ФСБ, и об этом не могли не знать должностные лица, принимающие кадровые решения.
Возможно, назначению, а также долгому отсутствию какой-либо реакции на общественный резонанс вокруг Красавцевой поспособствовал заместитель Шойгу Тимур Иванов, которого по многим признакам, включая записи неформальных телефонных разговоров, можно считать ее покровителем.
Кроме того, некоторую поддержку претендующей на хорошую должность предпринимательнице мог оказать ее супруг — Олег Красавцев, которые в то время был заместителем начальника УФСБ по Москве и Московской области. Кстати, по данным источников PASMI, Красавцев еще осенью покинул свой пост, что, судя по всему, несколько снизило иммунитет его супруги.
Палатки вместо казарм
Началась эта история с сообщении о том, что принадлежащее Наталии (в то время еще Пятаевой) ООО «Веста» не выполнило контракт с Минобороны на 152 млн рублей. Компания должна была отремонтировать казармы для размещения научной роты, но сорвала все сроки, в результате чего ученым-ядерщикам пришлось жить в палатках.
Кстати, получить это госконтракт в обход конкурентов компании «Веста» помог именно Тимур Иванов, который в то время был руководителем дочерней структуры Минобороны — Главного управления обустройства войск. Это в частности, подтверждают документы, указывающие, что сотрудники «Весты» начали работать на объекте за несколько месяцев до того, как завершились конкурсные процедуры.
Вскоре выяснилось, что история с казармами была не единичной — у «Весты» было заключено три госконтракта с ГУОВ почти на 900 млн рублей. Сроки выполнения остальных контрактов были также сорваны, хотя финансирование поступало в срок и в полном объеме.
А где же деньги?
Журналисты выяснили, что получаемые от Минобороны средства Красавцева активно перечисляла на счета аффилированных с ней фирм, которые не имели никакого отношения к выполнению контрактов, а также себе и друзьям.
Часть денег была выведена за рубеж — на счета ОО «Боугейт Инвестментс Лимитэд» и ОО «Астронэт Инвестментс Лимитэд» (Республика Кипр). Также есть документально подтвержденная информация о покупке Красавцевой отеля в Италии.
В 2016 году ООО «Веста» объявляет о банкротстве и все контракты с ГУОВ переходят незадолго до этого учрежденному двойнику — ООО «Компания Веста». Кредиторы «Весты» предъявляют претензии на сумму свыше 50 млн рублей, в судах выясняется, что глава обанкротившейся фирмы ни в чем себе не отказывала — к примеру, около 9 млн рублей были потрачены на перелеты Красавцевой и ее родственников на дорогие курорты.
Все эти данные, в том числе, покупка недвижимости в Италии на сумму свыше 46 млн рублей подтверждаются проверкой Финмониторинга. При этом завершение этой сделки приходится на 2017 год, когда владелица «Весты» была уже начальницей департамента Минобороны.
Кроме того, федеральная служба обращает внимание на участие в выводе денег целого ряда белгородских компаний-однодневок. На допросах руководители этих фирм заявляют, что ничего о Красавцевой и ремонте казарм не знают.
Бизнес вне закона
Все это не мешает Красавцевой стать главой департамента в Минобороны. Более того, после назначения она продолжает нарушать закон. Так, став госчиновницей, Красавцева должна была прекратить всякую предпринимательскую деятельность. Но передача компаний другим лицам, судя по всему, оказалась формальной.
К примеру, новый гендиректор ООО «Компания Веста» практически не появляется на стройобъектах и, не стесняясь, говорит контрагентам, что он не распоряжается деньгами и не принимает решения.
Еще более показательна история с ООО «Форма Т», которая после назначения Красавцевой в ведомство Шойгу была якобы передана Алексею Голубенкову. Как ни странно, управление счетами в банке, обслуживающем компанию, по-прежнему единолично осуществлялось Красавцевой, а новый учредитель даже не имел прав подписи на расчетных документах.
Кстати, обанкротившаяся впоследствии ООО «Веста» была переоформлена на некоего Алексея Страпко, который, по данным правоохранителей, имеет гражданство Украины, никогда не получал российского ИНН и не въезжал на территорию РФ.
Подождем последствий
Вышеуказанные сведения, подтвержденные документами, в частности, справками Финмониторинга и сведениями правоохранителей, тянут на несколько статей Уголовного кодекса, среди которых ст. 174 УК РФ — легализация (отмывание) денежных средств — и ч. 4 ст. 159 УК РФ — мошенничество в особо крупном размере.
Но Наталии Красавцевой долгое время удавалось выходить сухой из воды, хотя источники PASMI сообщали о проверке выполнения контракта по военной части в Сергиевом Посаде, организованной по личному указанию Сергея Шойгу.
Красавцева лишилась своего поста, но собеседники редакции сообщают, что при проверке деятельности главы Департамента МО военная прокуратура выявила значительные нарушения, не указанные в журналистских расследованиях PASMI, и в ближайшее время будут возбуждены уголовные дела.
Есть основания полагать, что с Красавцевой связана разветвленная сеть аффилированных контрагентов, “осваивавших” оборонные миллиарды, и своими действиями экс-сотрудница нанесла значительный ущерб обороноспособности страны.