В подмосковном парке «Патриот» началось строительство главного храма Минобороны. Ожидается, что собор, который должен стать одним из самых больших в стране, примет первых прихожан уже в 2020 году. Стройка объявлена всенародной, точнее, всеармейской. В середине декабря в Минобороны объявили, что на благое дело жертвователи добровольно собрали более 2 млрд рублей. Однако одновременно появилась информация, что военнослужащих принуждают сдавать деньги на храм в обязательном порядке.
О планах строительства главного храма Минобороны глава военного ведомства Сергей Шойгу объявил в начале сентября. Проект был представлен на коллегии Министерства обороны под громким названием «Главный храм Вооруженных сил России». По сути, речь идет о создании целого мемориального комплекса, в котором можно будет молиться и отдавать дань памяти погибшим защитникам Отечества. По замыслу чиновников министерства культовое сооружение должно стать своеобразным «духовным центром». Для этого кроме церкви Минобороны построит целый комплекс, включающий сад и военно-исторический музей. Кроме того, здесь же планируется готовить сестер милосердия.
Церковь строят замполиты
Куратором проекта является Главное военно-политическое управление. Примечательно, что советский аналог этой армейской структуры некогда бескомпромиссно боролся с религией. Но нынешние замполиты – глубоко верующие люди, поэтому они даже провели презентацию проекта главного храма Минобороны в Венеции. Почему возникла идея представлять проект в рамках Венецианской архитектурной биеннале, не очень понятно – архитектурным шедевром проект явно назвать сложно. Впрочем, почему бы и не прокатиться в Венецию, коль уж поездку оплачивает бюджет.
Религиозный комплекс в парке «Патриот» планируется исполнить со стратегическим размахом. Храм должен стать третьим по масштабу православным собором в мире, уступая лишь храму Христа Спасителя (высота 103 метра) и Исаакиевскому собору (101,5 метра). Внутри оборудуют четыре боковых придела, каждый из которых будет посвящен святому, признанному покровителем одного из родов войск: Илье-пророку (авиация), апостолу Андрею Первозванному (флот), великомученице Варваре (ракетные войска) и Александру Невскому (пехота). При этом внешний вид собора вызывает у многих недоумение. Строить его решено в монументально-византийском стиле. Однако при этом при оформлении фасада планируется использовать стеклянные витрины и металл, а сами стены покрасить в цвет хаки. В итоге одни сравнивают собор с гигантской теплицей, а другие говорят, что подобное сооружение подошло бы в качестве декорации к какому-нибудь фантастическому фильму.
Александр ПЕРЕНДЖИЕВ, эксперт Ассоциации военных политологов:
– Принудительный сбор денег для строительства главного храма Вооруженных сил – история вполне предсказуемая. Конечно, письменных приказов по сбору денег не было. Скорее всего с командиров неофициально требуют сдавать определенную сумму, и им сложно отказаться. При этом заметно, что Минобороны старается максимально дистанцироваться от всей истории с деньгами. Не случайно для реализации этого проекта создан специальный благотворительный фонд, руководят которым представители общественных организаций.
Впрочем, на вкус и цвет, как известно, нет товарищей, а решение командира в армии – закон для подчиненных. Тем не менее возникают и другие вопросы. В Российской империи существовали полковые храмы, а в Санкт-Петербурге был даже выстроен Николо-Богоявленский морской собор. Но все они располагались, как правило, в центральных частях городов. А главный собор Минобороны решено строить за городом, в парке, где заведомо не будет ни сложившейся паствы, ни даже большого количества прихожан – разве что их специально свезут ради праздника. Так стоит ли затея тех денег, которые на нее решено потратить? Тем более что со сбором денег на строительство уже начинает складываться не очень приглядная ситуация.
От 500 и выше
Во сколько обойдется строительство храма, не сообщается. В Минобороны утверждают, что средства на возведение православной церкви «собирали всем миром». Официально он будет строиться за счет пожертвований, причем в первую очередь расчет был на щедрость военнослужащих. Для консолидации пожертвований создали даже специальный благотворительный фонд «Воскресение». Однако многие обратили внимание на то, как быстро идет сбор средств. Если еще в начале ноября сумма пожертвований составляла 1,26 млрд рублей, то уже 16 декабря замминистра обороны Тимур Иванов, курирующий в Минобороны строительство, заявил, что на храм собрали больше 2 млрд рублей.
Что ж, может быть, все дело в дисциплине, организованности и готовности к жертвам, свойственных военнослужащим? Вот только эксперты обратили внимание: на сайте Минобороны на странице с поименным списком жертвователей обнаружилось сразу 27 человек, внесших одинаковую сумму в 12 254 рубля. Чем объяснить такое единодушие? Может быть, поступившим приказом сдать определенную сумму? Выяснить, правда, не удалось: как только странный факт стал достоянием гласности, список оперативно удалили.
Затем на военных форумах стали появляться посты военнослужащих, жалующихся на то, что их принудительно заставляют сдавать деньги на строительство собора. В начале декабря появилась более конкретная информация – военные из Хабаровского края написали, что с них на храм собирают по 500 рублей. Дескать, сначала деньги действительно собирали на добровольной основе. Но вскоре количество добровольцев уменьшилось, после чего появилось негласное распоряжение собирать деньги по спискам. Отказаться от взносов невозможно, добровольные пожертвования на строгом контроле командования. Причем от взносов не смогли отвертеться даже военнослужащие, которые исповедуют другую веру.
Генеральный директор благотво-рительного фонда «Воскресение» Александр КАНЬШИН в ответ на обращение «Нашей Версии» не подтвердил появившиеся сообщения о случаях принудительного сбора пожертвований:
– За последние четыре месяца на счет фонда «Воскресение» поступили благотворительные взносы от более 50 тыс. человек и от порядка 300 различных организаций.
В фонде действует «горячая линия», на которую поступило уже почти 100 тыс. звонков, и из них – ни одной жалобы, ни одного сигнала о принуждении к перечислению средств на строительство храма. В регионах России работают более 150 представителей и волонтеров фонда, и к ним не было подобных обращений.
Официально военные утверждают, что ничего не знают о подобных фактах. Впрочем, уже было немало случаев, когда в Минобороны напрочь отрицали то, что потом оказывалось правдой. Тем временем эксперты напоминают, что федеральные государственные органы не должны заниматься строительством храмов, поскольку согласно статье 14 Конституции в России религиозные объединения отделены от государства. К тому же в армии РФ проходят службу не только православные, а потому большой вопрос, стоит ли называть собор главным храмом Вооруженных сил. Как бы то ни было, инициатива уже стала предметом для шуток. Мол, Петр I переливал колокола на пушки, а Сергей Шойгу – наоборот…
КСТАТИ
30 декабря СМИ сообщили о том, что псковские десантники остались без новогодней премии. Как правило, ежегодная премия составляет солидную сумму, однако в этот раз военные обнаружили на своих счетах скоромные поступления – в лучшем случае 20 тыс. рублей, в худшем – меньше тысячи. Приводилось утверждение, что уменьшение выплат может быть связано со строительством главного храма вооруженных сил. Первым об этом сообщило издание «МБХ медиа» Михаила Ходорковского. После того как новость подхватили другие СМИ, первоисточник был заблокирован по решению суда.