В ночь на 26 августа движение у метро «Семеновская» было парализовано — с рельсов сошел новейший трамвай «Витязь-М». За полтора года до инцидента столичный мэр Сергей Собянин
называл появление «Витязей» «историческим моментом». 300 машин от «Трансмашхолдинга» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева обошлись Мосгортрансу в 56 млрд рублей. Но «трамваям XXI века» пришлось ездить «по старым путям века двадцатого», объясняет урбанист Алексей Радченко. Главный пережиток — «советские стрелки из шестидесятых». Под знаменитый ломик для их перевода в трамваях даже предусмотрено штатное место.
Именно на стрелках происходит большинство сходов трамваев (50 в 2018 году), следует из презентации «Бетэлтранса» (БЭТ) и немецкого концерна Vossloh AG. В 2019 году компании намерены создать совместное предприятие по выпуску стрелочных переводов, рассказал Forbes совладелец БЭТ Игорь Чайка. Сейчас инвесторы подбирают площадку под завод в Москве. Именно на столичные нужды и будет ориентировано новое производство.
Сейчас технологии находятся на уровне 60-х годов, признает топ-менеджер Муромского стрелочного завода (МСЗ), основного поставщика трамвайных стрелок. По установленным в Москве стрелкам разрешено проезжать со скоростью максимум 5 км/час. У завода есть и более современные разработки, но заказчиков они не интересуют, отмечает собеседник Forbes.
Сколько денег на кону
При распределении городского бюджета трамвайная инфраструктура «рассматривается по остаточному принципу», на модернизацию трамвайных линий выделяются «нищенские средства», сетует собеседник Forbes. Впрочем, есть исключения. Например, в 2018 году Мосгортранс потратил 1,8 млрд рублей на капитальный ремонт трамвайных путей. Подряды на 800 млн выиграло ООО «Стройсервис», которое политик Алексей Навальный связал с семьей Аркадия Ротенберга.
В 2019 году Мосгортранс собирается обновить более 30 км путей. Это мизер по сравнению с расходами Москвы на новое строительство, говорит топ-менеджер МСЗ. Из столичной инвестпрограммы следует, что на развитие трамвайной инфраструктуры в 2018-2022 годах город потратит 23 млрд рублей. На часть этих денег претендует и Игорь Чайка, который к 2021 году запустит первую очередь своего завода.
Трамвайные амбиции
Новое производство обойдется в 3,5 млрд рублей, рассказывает сын генерального прокурора. Большую часть суммы (70-80%) обеспечат банки, остальное вложат партнеры. БЭТ и Vossloh будут владеть СП в пропорции 50 на 50.
Продукция СП увеличит среднюю скорость движения трамваев по стрелкам в четыре раза, двукратно увеличит срок службы стрелок и снизит затраты на их обслуживание на 20%, говорится в презентации проекта. По замыслу Чайки, основным потребителем продукции станет Мосгортранс.
ГУП действительно планирует обновить стрелочные переводы, подтвердили в его пресс-службе. Сроки и объемы такой программы еще не установлены, говорится в ответе на запрос Forbes. Но на московских улицах действуют около 500 стрелочных переводов и значительную часть из них Мосгортранс собирается заменить.
Первые стрелки завод Чайки выпустит в 2021 году, на полную мощность, которая составит 100 стрелок в год, выйдет к 2024 году, а на окупаемость — в 2027 году. По словам аналитика BusinesStat Дмитрия Круглова, средняя цена современного стрелочного перевода составляет 1,4 млн рублей. Получается, к 2024 году оборот СП может составить 140 млн рублей.
Оценки Чайки гораздо оптимистичнее: оборот СП до 2 млрд рублей в год к 2024 году. «Наши ожидания основаны на том, что на территории России не производятся высоконадежные современные стрелочные переводы для городского рельсового транспорта», — поясняет совладелец БЭТ. Он планирует занять половину этого рынка, а в перспективе — весь.
По словам Чайки, БЭТ, который сейчас ориентирован в основном на РЖД
, укрепит позиции и на рынке трамвайных шпал. Еще в 2015 году филиал БЭТ в Смоленской области заключил с Мосгортрансом контракт на их поставку и, по словам директора филиала, ежегодно отгружает 50 вагонов продукции. Впрочем, одной лишь трамвайной инфраструктурой интересы Чайки не ограничиваются.
Железнодорожный интерес
В октябре 2017 года в город Энгельс Саратовской области прибыла представительная делегация. Президент РЖД
Олег Белозеров, предправления концерна Vossloh AG Андреас Буземан, Игорь Чайка, губернатор Валерий Радаев и местные чиновники открывали завод по производству рельсовых скреплений. Белозеров похвалил участников СП (Vossloh AG и БЭТ) и посулил заказы от РЖД
.
Чайка с партнерами купили 50% БЭТ у РЖД
в 2014 году. Госмонополия смогла продать производителя шпал с оборотом 20 млрд рублей только со второго раза. Первая попытка сорвалась из-за жалобы «дочки» «Северстали» Алексея Мордашова F 2. Претендент на актив посчитал, что критерии конкурса написаны под «дочку» Vossloh AG. К тому времени она уже купила у РЖД
75% Новосибирского стрелочного завода (НСЗ), крупного поставщика стрелок для госмонополии.
Vossloh AG собиралось наладить на НСЗ выпуск высокоскоростных стрелок, в том числе для ж/д магистрали Москва — Казань. Но проект стоимостью 1,6 трлн рублей забуксовал. В 2016 году «дочка» Vossloh AG сменила название на «Новые стрелочные технологии», а на следующий год немецкий концерн перестал указывать в отчетности НСЗ среди подконтрольных предприятий.
Vossloh AG вышла из НСЗ, рассказывает источник, близкий к концерну. В 2017 году «Новые стрелочные технологии» возглавил Сергей Куропятник, а 5% компании получило АО «Новосвитч системс», подконтрольное Максиму Черкасову. Черкасов — бывший партнер Игоря Чайки по ООО «Визуальные технологии», а Куропятник владел и возглавлял ООО «ВСП-Тех», поставщика БЭТ в 2015-2016 годах (данные СПАРК).
Игорь Чайка утверждает, что не имеет отношения к НСЗ. У БЭТ «десятки подрядчиков», а с Черкасовым у него сейчас нет совместных проектов. Впрочем, интерес к рынку НСЗ он не отрицает. С 2023 года московское СП БЭТ и Vossloh AG начнет производить стрелки для РЖД
, следует из презентации проекта. По словам Чайки, СП планирует занять около четверти рынка железнодорожных стрелок.
Круглов из BusinesStat оценивает объем рынка за 2018 год в 7,3 млрд рублей. Основные игроки — НСЗ и МСЗ с долями 69% и 23% соответственно. Основные заказчики — РЖД
и ее «дочки». В 2019-2021 годах рынок стрелочных переводов будет снижаться на фоне стагнации в российской экономике, прогнозирует Круглов. А в 2022-2023 годах рынок начнет отрастать, считает аналитик: «Благодаря стабилизации экономической обстановки и реализации отложенного спроса». В РЖД
не ответили на запрос. Куропятник отказался от комментариев, связаться с Черкасовым не удалось.