На прошлой неделе сразу несколько телеграм-каналов, а затем и Ксения Собчак сообщили, что глава самого богатого финансового клана в России Михаил Гуцериев сбежал за границу, опасаясь ареста. Новость подхватили СМИ, однако сам олигарх вскоре опроверг слухи, заявив, что их распространяют враги. Кому понадобилось так шутить над олигархом?
Сначала с заявлением выступила основанная Михаилом Гуцериевым промышленно-финансовая группа «Сафмар». «Распространение лживой информации о том, что основной акционер одной из ведущих промышленных групп страны «сбежал из России», наносит удар не только деловой репутации, но и текущей деятельности этих компаний», – говорится в заявлении. В группе «Сафмар» уверены, что «травля была инициирована и проплачена группой бизнес-конкурентов». Примечательно, что разгар медийной активности пришелся на 1 апреля. Но Гуцериеву явно было не до шуток. Вскоре он сам по телефону прокомментировал ряду СМИ новость о своем якобы бегстве. Бизнесмен все отрицает и чрезвычайно расстроен тем, что «ложь и провокацию» подхватили федеральные телеканалы.
Негодование миллиардера можно понять. В 2007 году он уже был в опале у российских властей и скрывался в Лондоне. Тогда на него было заведено 70 уголовных дел. Но в 2010 году Следственный комитет России прекратил преследование Гуцериева, с него были сняты обвинения в незаконном предпринимательстве и легализации денежных средств. Формально это произошло в связи с внесенными в российский Уголовный кодекс поправками, декриминализирующими некоторые «экономические» статьи. Однако, по слухам, за Гуцериева заступился нынешний глава Сбербанк
а Герман Греф
, который, кстати, и сейчас снова поручился за олигарха. Тогда он, как утверждают некоторые источники, помог организовать встречу Гуцериева с президентом России Владимиром Путиным
. Миллиардер повинился, пообещал работать на благо страны и был прощен. Более того, он даже смог вернуть себе компанию «Русснефть». С тех пор у Гуцериева все хорошо. Причем не только в бизнесе. Будучи известным автором песен, он получил несколько премий «Золотой граммофон», а также был признан «Поэтом года» в 2017 и 2018 годах.
Однако сейчас к деятельности Гуцериева снова возникают вопросы. Недовольны тем, что он ведет бизнес в Белоруссии, с которой у Кремля в последнее время заметно осложнились отношения. Миллиардер подружился с президентом Белоруссии Александром Лукашенко еще в 2000 году, когда встал во главе нефтяной компании «Славнефть», в которой правительству республики принадлежало более 10%. С тех пор дружба только крепла. А сейчас компания Гуцериева «Славкалий» завершает строительство Нежинского горно-обогатительного комбината. Злые языки поговаривают, что ингушский миллиардер якобы выводит деньги в Белоруссию. Поэтому возникшая «травля» может означать сигнал Гуцериеву: терпение российских властей не безгранично, а «прощение» можно и обратно забрать. Также это можно расценивать как знак другим опальным олигархам, которые ждут, что им позволят вернуться на родину и обещают «пригодиться».
Михаил Гуцериев, главный акционер ПФГ «Сафмар»:
– Я никуда не сбежал, сбегают воры, преступники с места преступления. Я никуда не бежал, я здесь, в своем кабинете нахожусь, в офисе. Выходит закон об уголовной ответственности за фейки, президент подписывает. Задерживают Ишаева, задерживают Абызова. И через три дня появляется информация, что я сбежал из страны, боясь ареста. Конечно, это против меня в первую очередь. И одновременно – нервозная обстановка в обществе. Потому что задерживают предпринимателей и бизнесменов, арестовывают. В России жить уже опасно, невозможно. Причем что меня удивляет – это через сайт Собчак, а его смотрят. Это пошло специально.
КСТАТИ
Гуцериевы уже не первый год лидируют в списке Forbes как самая богатая семья России. Их совокупное состояние составляет 5,97 млрд долларов. Состояние главы клана Михаила Гуцериева оценивается в 4,8 млрд долларов. Помимо промышленно-финансовой группы «Сафмар» миллиардер владеет люксовыми отелями и радиостанциями. Он входит в бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей, имеет звания почетного нефтяника, почетного работника топливно-энергетического комплекса, заслуженного экономиста России.