Конвейер пустили в долг

Источник
В Петербурге участились задержки заработной платы. Если год назад основными неплательщиками были строители, то теперь – промышленные предприятия, в том числе работающие по гособоронзаказу.
За минувший год петербургские предприятия увеличили долг перед своими сотрудниками в пять раз. Как следует из данных Государственной инспекции труда по Петербургу, общая сумма удержанных средств превысила 1,15 млрд рублей, тогда как в прошлом году составляла всего 245 млн рублей. Число не получающих вовремя зарплату выросло за год более чем в два раза — с 4,4 тысяч до 10 тысяч.

Впечатляет и динамика уже погашенных долгов. Так, с начала года, по требованию инспекции, компании выплатили 1,7 млрд рублей 1,5 тысячам работников, тогда как в прошлом году, сумма была на порядок ниже. И если тогда основным неплательщиками были строительные компании, то сейчас зарплату начали удерживать промышленные предприятия. Причем, даже обеспеченные гособоронзаказом.

Самым крупным должником в городе является банкротящаяся авиакомпания «Трансаэро», которая зарегистрирована в Петербурге. На нее приходится две трети всех удержанных выплат (851 млн рублей на 5203 человек) по состоянию на 11 апреля. Впрочем, по данным Трудовой инспекции, в конце прошлой недели авиаперевозчик частично рассчитался с работниками, выплатив им 311,4 млн рублей.

Следом в списке основных должников идут производственные компании. К примеру, в АО «НПО «Импульс», которое специализируется на создании автоматизированных систем управления для ВС РФ и РВСН в рамках гособоронзаказа (владелец 23,76% долей — Росимущество)​​ размер удерживаемой зарплаты превысил 72 млн рублей. Получить комментарий от руководителя компании Игоря Устинова на момент публикации не удалось. По словам работников, на предприятии трудятся порядка 1500 человек, и все они, «от вахтеров до инженеров» с начала года получают только аванс (от 5 до 12 тыс. рублей в зависимости от оклада). Последние годы компания работала в минус. Согласно данным СПАРК, в 2015 году компания получила убыток в размере 36 млн рублей, в 2014-м — 27 млн рублей.

37 млн рублей задолжало 190 сотрудникам ЗАО «НПФ «ТИРС» (разработка и производство средств связи и телевидения). Работу компании парализовала блокировка счетов Пенсионным фондом РФ, которому та не перечислила страховые взносы, следует из протоколов заседания межведомственной комиссии при правительстве Петербурга по вопросам содействия легализации трудовых отношений и ликвидации задолженности по заработной плат. Как результат, предприятие не может получить средства по контрактам, в том числе гособоронзаказу. Впрочем, руководство обещает справиться с ситуацией, для чего сейчас оформляет кредит на 230 млн рублей.

Перестало платить сотрудником еще одно крупное предприятие оборонки, – НПО «Карат». По данным Трудовой инспекции, оно задолжало 28 млн рублей 459 работникам. Как следует из протокола Межведомственной комиссии, задолженность образовалась по вине заказчиков, которые не выплатили предприятию авансы из-за переноса сроков договоров, финансируемых из федерального бюджета. Сейчас компания пытается взыскать эти средства через суд со своих контрагентов.

По данным Трудовой комиссии, долг «Завода имени Калинина» перед работниками составил 29,6 млн рублей, хотя по данным Межведомственной комиссии, та уже рассчиталась с уволенными и сокращенными работниками. Завод также имеет долги перед заказчиками, самый значительный перед компанией «Созвездие» – на 150 млн рублей. Проблемы предприятия могла бы решить продажа здания на Уральской улице. Заинтересованность проявлял Смольный, однако в конце 2015 года отложил покупку.

Также в число крупных неплательщиков, по версии Трудовой инспекции, вошли такие промышленные компании, как ОАО «Головной завод» (13 млн рублей), АО «Автоарматура» (10 млн рублей), ОАО «Арсенал ВМФ» (9,6 млн рублей).

Неучтенная задолженность

«Фонтанка» во второй половине апреля также зафиксировала рост числа обращений от читателей о проблемах с невыплатой зарплаты. По всей видимости, трудящихся вдохновил пример рыбокомбината «Островной», работникам которого погасили долги после прямой линии с президентом Владимиром Путиным . «Чем мы хуже?», – вопрошает автор одного из писем.

Чтобы получить более полную картину, мы попросили читателей заполнить анкету, указав размер штата, среднюю зарплату и срок задержки выплат. Всего в редакцию поступило около 20 сообщений. В Трудовой инспекции подтвердили поступление обращений от работников компаний ПСК «Пулково», ЗАО «Трест Ленмостострой», АО «Метробор», НПО «Импульс», АО «Петербургские дороги», ЗАО «Спецобслуживание», ЗАО «Теплоком-Инжиниринг», ЗАО «Акваметосинтез», Невский институт языка и культуры, ООО «Рестамп», АО «Лиссант».

До завершения проверок сумму задолженности организация не называет. Однако если основываться на данных, присланных самими сотрудниками, то окажется, что в официальной статистике не учтено еще, как минимум, 300 млн рублей долга петербургских работодателей. Причем, две трети проблемных предприятий — это именно промышленные компании. Большинство — это небольшие компании (со штатом до 100 человек). Основная причина задержек – проблемы с обслуживанием банковских кредитов.

К примеру, такая ситуация сложилась на вентиляторном заводе «Лиссант», который из-за блокировки его счетов банками-кредиторами в начале апреля перешел на трехдневную рабочую неделю и закрыл все филиалы по стране. По словам сотрудников, к настоящему времени штат петербургского предприятия сократился в два раза — с 1000 до 500 человек, при этом ни с уволенными, ни с оставшимися работодатель не рассчитался за март. «На вопрос, когда будут выплаты, отвечают, что не знают», – рассказала одна из работниц. Средняя зарплата на предприятии составляет 18 тыс. рублей, таким образом суммарная задолженность может составлять порядка 18 млн рублей.

ЗАО «Нефтегазооптимизация», специализирующееся на проектировании и строительстве интеллектуальных транспортных систем, перестал вовремя выплачивать зарплату еще в 2014 году, и на данный момент накопило долг в размере 98 млн рублей, утверждают сотрудники.

По их словам, петербургский филиал был вынужден прекратить работу из-за долгов по аренде. В организации, чей головной офис находится в Москве, на запрос «Фонтанки» не ответили. Как следует из картотеки арбитражного суда, сейчас в рамках банкротного процесса в компании введено наблюдение. Чтобы рассчитаться с работниками, «Нефтегазооптимизация» пытается отсудить долги у своих подрядчиков.

Некоторые читатели, заполнившие анкеты «Фонтанки», указали, что не обращались в Трудовую инспекцию — либо рассчитывая на улучшении ситуации в компании, либо потому что работодатель удерживает «неофициальную» часть заработной платы, и, таким образом, шансы привлечь его к ответственности невелики.

Кроме того, чтобы не платить компенсации, полагающиеся при сокращении штата, компании прибегают к нечестным приемам. Например, по словам сотрудников «РПМ» (филиал Калужского машиностроительного завода), с начала этого года новое руководство отказывается выплачивать премиальную часть зарплаты. На самом заводе на момент публикации ситуацию не прокомментировали.

Есть ли повод для беспокойства?

По словам президента Союза литейщиков Петербурга Владимира Евсеева, в машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли с проблемами по выплате зарплаты сейчас столкнулись около 10 компаний. «Хотя цифра не выглядит такой уж внушительной, столь резкого всплеска до этого никогда не было», – отмечает он.

Названия проблемных компаний глава ассоциации не раскрывает, но отмечает, что, как правило, это небольшие и средние предприятия, которые являются подрядчиками у более крупных организаций. При этом, если у крупных заводов есть возможность справиться с ситуацией, привлекая кредиты, то небольшим попросту нечем обеспечить займ, говорит Владимир Евсеев.

«Мы фиксируем рост обращений по задержкам заработной платы в основном по малым предприятиям», – говорит Андрей Сальников, глава «Института охраны труда «Бизнес-консалт», который защищает в трудовых спорах интересы работодателей. Впрочем, по его словам рост к прошлому году не превышает 10%.

Однако крупнейшие отраслевые ассоциации пока не видят повода для беспокойства в статистике Госинспекции. «Среди наших предприятий таких проблем нет, все платят вовремя», – заявил «Фонтанке» президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерий Радченко. Но на официальной странице объединения указано, что ее членом является один из крупнейших неплательщиков – «Завод имени Калинина», чей долг, по данным Трудовой инспекции, составил 29,6 млн рублей.

Глава комитета Смольного по труду Дмитрий Чернейко, приглашенный на общее собрание петербургского Союза промышленников и предпринимателей, в своем выступлении больше внимания уделил вопросам профстандартов и подготовки кадров. Президент союза Анатолий Турчак отметил «низкий уровень социально-трудовых конфликтов». По его словам, в непростой экономической ситуации заводы «не допускают резких движений и сокращения кадров», многие из них даже развивают базы отдыха и проводят конкурсы детского творчества.

Впрочем, после того, как Евсеев предложил внести в итоговое постановление президиума проблему невыплат заработной платы, Турчак был вынужден признать, что данный вопрос «выходит на передний план», и добавил, что с ним «надо тщательно разбираться».

В комитете Смольного по промышленной политике и инновациям считают, что в первую очередь, нужно решать проблему с кредитной нагрузкой. Для этого в апреле была создана специальная рабочая группа. Чиновники обещают выступить посредниками в переговорах между предприятиями и банками-кредиторами и помочь реструктуризовать задолженность.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

Справка:

По данным министерства труда РФ, в целом по стране работодатели задолжали 4,5 млрд рублей более 78 тысяч работникам. Наибольшие долги по зарплате на предприятиях Приморского края, Иркутской и Мурманской областей. В годовом докладе Совету Федерации генпрокурор Юрий Чайка сообщил, что в 2015 году следователи возбудили в 2015 году 544 уголовных дела о невыплате зарплат, а прокуроры взыскали задолженность на 25 млрд рублей. Согласно статье 145.1 УК, максимальное наказание за невыплату заработной платы — до пяти лет лишения свободы.
 
Персоны Компании
«Очень лоялен руководителю»: что известно о новом главе Росимущества
Новым главой Росимущества назначен Дмитрий Пристансков — он возвращается в структуру, из которой ушел два года назад.
Прошел росимущественный ценз
Руководить большой приватизацией будет Дмитрий Пристансков.
У Генпрокуратуры возникли вопросы к собственнику завода на Сахалине
Заместитель генпрокурора Юрий Гулягин рассказал о ходе проверки скандального «Рыбокомбината Островной».
Притворная приватизация
Кому достанутся государственные активы.
Дергунова навострила лыжи
Глава Росимущества отрепетировала бегство за границу..
Операция «Дрожь»: зачем Дмитрий Киселев объявил Алексея Навального английским шпионом?
Эксперты «БИЗНЕС Online» о том, есть ли рациональное зерно в обвинениях, брошенных в адрес оппозиционера в эфире госканала «Россия 1».
Глава Росимущества Ольга Дергунова может вернуться в ВТБ
В числе ее преемников называют директора федеральных и региональных программ «Норникеля» Дмитрия Пристанскова.
По кредитам ВТБ металлурги расплатились свободой
Арестованы менеджеры "Красного Октября".
Откаты "Иннополиса" в личном кошельке министра Никифорова
Татьяна Голикова хочет посадить бизнесмена Равиля Зиганшина, считающегося держателем личных капиталов главы Минкомсвязи.
Алексею Навальному закрыли "второй фронт"
Прокуратура Швейцарии не нашла ничего криминального в действиях сына генпрокурора России.
Александр Бастрыкин не услышал заместителя Юрия Чайки
Требованиям о прекращении дела владельца Домодедово никто не внял.
Крупным производителем соли интересуется человек по фамилии Чайка
ФАС одобрила ходатайство на приобретение компании - владельца Тыретского солерудника в Иркутской области.
Кто пытается сторожить сторожей?
Нашумевшее расследование Фонда Борьбы с Коррупцией (ФБК) по поводу бизнес-деятельности лиц, связанных с Генеральным Прокурором РФ Юрием Чайкой, главным образом – его и изначально было скандальным.
Губернаторы Орлов и Голубев электорально выдаивают госказну
Как бюджет оплачивает пропаганду "Единой России".
Расследование РБК: на что живет церковь
Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы — есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет.
Топ-менеджеров «Дальспецстроя» перевели из СИЗО под домашний арест
Мосгорсуд изменил меру пресечения для Юрия Хризмана и Владимира Ашихмина, обвиняемых в растрате более 5 млрд рублей при строительстве космодрома Восточный.
Сын министра внутренних дел оказался бизнесменом
32-летний Александр Колокольцев – партнер быстро развивающейся девелоперской группы «Стинком» с активами примерно на $500 млн.
Задержан по неосторожности: владелец Домодедово не вернулся с допроса
В четверг на допросе в Следственном комитете был задержан владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик. Его противостояние с силовиками продолжается уже 15 лет.