Александр Бастрыкин не услышал заместителя Юрия Чайки

Источник
Требованиям о прекращении дела владельца Домодедово никто не внял.
Как стало известно "Ъ", заместитель генпрокурора России Владимир Малиновский направил председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину три требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных, по его версии, в ходе расследования уголовного дела в отношении владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика и трех его предполагаемых сообщников. Вначале господин Малиновский потребовал отменить предъявленные им обвинения в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и освободить фигурантов дела из-под арестов, а затем прекратить и само уголовное дело. Ответов из СКР заместитель Юрия Чайки не получил, а Мосгорсуд оставил обвиняемых под стражей.

Требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, заместитель генпрокурора Малиновский, по данным "Ъ", направил Александру Бастрыкину 9, 24 и 29 февраля этого года. Владимир Малиновский, курирующий Центральный федеральный округ, сообщил главе СКР, что Генпрокуратурой установлены нарушения уголовно-процессуального законодательства по уголовному делу N201/404086-15, которые, в свою очередь, повлекли "нарушения законных прав и интересов" его фигурантов.

Речь идет об уголовном преследовании фактического владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика, бывшего управляющего директора ЗАО "Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити" (обеспечивает безопасность аэропорта) Андрея Данилова, экс-директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова, а также Светланы Тришиной, ранее представлявшей офшор, под управлением которого находится Домодедово.

Все они обвиняются ГСУ СКР по ч. 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). По версии следствия, руководителями структур аэропортового комплекса, обеспечивающими предоставление пассажирам транспортных услуг, была необоснованно упрощена процедура досмотра посетителей Домодедово, что позволило террористу-смертнику Магомеду Евлоеву в январе 2011 года беспрепятственно попасть в здание аэровокзала и привести в действие бомбу. В результате самоподрыва террориста 37 человек погибли, еще более 170 получили ранения различной степени тяжести.

8 февраля господа Данилов, Некрасов и Тришина были задержаны, следователь предъявил им обвинение, а затем СКР обратился в Басманный райсуд, который их арестовал. В свою очередь, надзорный орган, изучив материалы дела, установил, что причинно-следственные связи между действиями фигурантов дела и наступившими последствиями в виде гибели людей "следователем не добыты", в связи с чем предъявление им обвинения в тяжком преступлении "является незаконным". Более того, отмечается в требованиях господина Малиновского, сам Следственный комитет, расследуя дело о теракте, совершенном Магомедом Евлоевым, установил, что гибель и ранения людей стали результатом именно его действий. "Данная правовая позиция", отмечается в требованиях заместителя генпрокурора, была "отражена" в постановлениях Басманного и Пресненского райсудов, а также в определении Мосгорсуда, отказавших пострадавшей в теракте Елене Криволуцкой и ее представителям в признании за ними права на компенсацию морального и материального вреда за счет структур аэропорта Домодедово, в которых работали обвиняемые, по ст. 238 УК РФ. Коммерческие структуры, признали три суда, не имели никакого отношения к гибели и травмированию людей.

Между тем, отмечает заместитель генпрокурора Малиновский, "необоснованное" предъявление обвинений "повлекло" незаконные аресты фигурантов дела об оказании услуг. При этом он обращает внимание Александра Бастрыкина, что первое требование, направленное в его адрес, в установленный срок рассмотрено не было. Более того, после этого обращения 18 февраля был задержан и опять-таки, как считает заместитель генпрокурора, незаконно обвинен владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик. Его, напомним, Басманный райсуд определил под домашний арест.

Во втором обращении к председателю СКР господин Малиновский потребовал отменить постановления о предъявлении обвинений фигурантам уголовного дела и освободить их из-под стражи. А в третьем — вообще прекратить их уголовное преследование за отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ.

Обосновывая свое требование, заместитель генпрокурора сообщил, что в соответствии с законодательством субъекты, оказывающие транспортные услуги (к ним относятся коммерческие структуры Домодедово), обязаны обеспечивать безопасность движения и эксплуатации транспорта, то есть защищенность получателей транспортных услуг от угроз, связанных с функционированием транспорта, но не защищать их от "актов несанкционированного вмешательства". Возможные нарушения транспортной безопасности, отмечает заместитель генпрокурора, были в полном объеме изучены СКР в рамках уголовного дела по соответствующей ст. 263.1 УК РФ, которое сам же комитет прекратил за отсутствием состава преступления. Потерпевшими же по уголовному делу об оказании транспортных услуг, не отвечающих требованиям безопасности, отметил заместитель руководителя надзорного ведомства, могут быть только лица, которым оказываются транспортные услуги — пассажиры, грузоотправители или получатели грузов. То есть те, кто состоит в гражданско-правовых отношениях с лицами, оказывающими данные услуги. Получатели авиационных транспортных услуг, считает заместитель генпрокурора, должны быть персонифицированы, то есть иметь, например, билеты. А из материалов уголовного дела следует, что никто из таких граждан от теракта не пострадал.

В соответствии с законом о прокуратуре требования прокурора "подлежат безусловному исполнению", однако заставить руководителя СКР прекратить уголовное дело надзорное ведомство в силу особенностей законодательства не может. Более того, в апреле 2015 года, когда было возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ, надзорное ведомство не воспользовалось своим правом отменить соответствующее постановление следователя, фактически признав, что расследование в части услуг, не отвечающих требованиям безопасности в Домодедово, является законным.

В СКР вчера от комментариев воздержались. Ранее в комитете называли уголовное преследование господина Каменщика и его подчиненных обоснованным. Отметим, что эту позицию вчера поддержал Мосгорсуд, отказавшийся освободить обвиняемых по требованию защиты и Генпрокуратуры.
Персоны Компании
Крупным производителем соли интересуется человек по фамилии Чайка
ФАС одобрила ходатайство на приобретение компании - владельца Тыретского солерудника в Иркутской области.
Ульяновский губернатор Сергей Морозов просит защиты у силовиков
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов обратился с заявлением в правоохранительные органы, попросив оградить от слухов не только его семью, но и весь регион.
Кто пытается сторожить сторожей?
Нашумевшее расследование Фонда Борьбы с Коррупцией (ФБК) по поводу бизнес-деятельности лиц, связанных с Генеральным Прокурором РФ Юрием Чайкой, главным образом – его и изначально было скандальным.
Кража состава преступления
Кто и почему закрыл дело о многомиллиардном хищении при реконструкции аэропорта Домодедово.
Топ-менеджеров «Дальспецстроя» перевели из СИЗО под домашний арест
Мосгорсуд изменил меру пресечения для Юрия Хризмана и Владимира Ашихмина, обвиняемых в растрате более 5 млрд рублей при строительстве космодрома Восточный.
Обзор 15 – 20 февраля: каменщик, каменщик в фартуке белом...
Что ты там строишь? кому? - Эй, не мешай нам, мы заняты делом, Строим мы, строим тюрьму. - Каменщик, каменщик с верной лопатой, Кто же в ней будет рыдать? - Верно, не ты и не твой брат, богатый. Незачем вам воровать.
«Какой ужас и цинизм»: как Дмитрия Каменщика сажали под домашний арест
Общественная опасность владельца Домодедово Дмитрия Каменщика стала предметом ожесточенного спора в суде между Генпрокуратурой и Следственным комитетом. Сам бизнесмен заявил, что будет бороться за свою честь.
Сын министра внутренних дел оказался бизнесменом
32-летний Александр Колокольцев – партнер быстро развивающейся девелоперской группы «Стинком» с активами примерно на $500 млн.
Задержан по неосторожности: владелец Домодедово не вернулся с допроса
В четверг на допросе в Следственном комитете был задержан владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик. Его противостояние с силовиками продолжается уже 15 лет.
Каменщик ответил на претензии СКР на первой за пять лет пресс-конференции
Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик признал, что может стать фигурантом дела, возбужденного СКР по факту неисполнения требований безопасности, повлекшего теракт в аэропорту в 2011 году.
Coca-Cola предлагают изгнать из России
Непонятное отношение бизнес-гиганта к принадлежности Крыма заставило депутата обратиться в Генпрокуратуру.
Владельцам Домодедово готовят показательную базу
по делу о смертельных услугах для пассажиров.
Обзор 18 – 22 января: и вновь продолжается пир
Война войной, а банкет по расписанию – таков девиз столичной мэрии, объявившей конкурс на организацию выездных банкетов.
Расследование РБК: куда привело «дело Немцова»
Следователи дважды пытались предъявить заочные обвинения Руслану Геремееву, возможному организатору убийства Бориса Немцова, но оба раза постановление не подписал глава СКР Александр Бастрыкин.
«Диссернет» нашел масштабные заимствования в книге Александра Бастрыкина
Кое-что глава СК РФ списал из труда «Империя ФБР: мифы, тайны, интриги».
Исследование РБК: на чем ездит власть
Самый популярный в автопарке чиновников автомобиль — американский Ford Focus российской сборки, самый дорогой транспорт — в южных регионах, а зарабатывает на продаже машин государству компания, учредитель которой зарегистрирован в США.
Платную дорогу М11 проверяет Генпрокуратура
После жалоб населения на высокие тарифы.
В Госдуме предложили запретить детям и женам чиновников вести бизнес
В Госдуме предложили принять законопроект, запрещающий заниматься бизнесом супругам и детям высокопоставленных чиновников, министров, губернаторов, глав региональных парламентов, заявил зампред конституционного комитета Госдумы Вадим Соловьев (КПРФ).