Как Иван Голунов двух генералов разоблачил

Источник
После ареста журналиста «Медузы» Ивана Голунова, который работал над материалом о похоронном бизнесе и связях этого бизнеса с высокопоставленными чиновниками, были названы имена начальника УФСБ по Москве и Московской области Алексея Дорофеева и его помощника Марата Медоева. Сообщалось, что арест Голунова произошел после того, как он столкнулся с этими именами в своем расследовании. «Новая газета» совместно с «Трансперенси Интернешнл — Россия» и изданием Baza продолжает изучать имущество чекистов и бизнесы, которые так или иначе с ними пересекались.
После ареста журналиста «Медузы» Ивана Голунова, который работал над материалом о похоронном бизнесе и связях этого бизнеса с высокопоставленными чиновниками, были названы имена начальника УФСБ по Москве и Московской области Алексея Дорофеева и его помощника Марата Медоева. Сообщалось, что арест Голунова произошел после того, как он столкнулся с этими именами в своем расследовании. «Новая газета» совместно с «Трансперенси Интернешнл — Россия» и изданием Baza продолжает изучать имущество чекистов и бизнесы, которые так или иначе с ними пересекались.

Алексей Дорофеев и его помощник Марат Медоев — близкие люди. В течение многих лет Медоев и Дорофеев совершали совместные поездки и, возможно, не только по работе, иногда к ним присоединялись родственники, рассказал «Новой» человек, имеющий доступ к данным транспортных сообщений. «Они завтракали, обедали и ужинали вместе», — поделился другой источник, близкий к ФСБ. Даже в уютном коттеджном поселке на берегу Истринского водохранилища их недавно построенные особняки обнесены общим забором, а между ними на участке проложена дорожка.

Этот поселок построила компания, связанная с бывшим сотрудником ФСБ, арестованным вместе с полковником Кириллом Черкалиным, у которого при задержании изъяли 12 млрд рублей. В поселке обосновались не только высокопоставленные выходцы из силовых ведомств. Но, к примеру, как обнаружил Иван Голунов, и родственница замдиректора службы по вопросам похоронного дела Москвы ГБУ «Ритуал».

Генеральский островок

Исследование показало, что некоторые силовики получали землю не один раз, иногда — вместе с родственниками. Отдельные нуждающиеся в земельных участках получали наделы от государства по просьбе ФСБ и тут же продавали коммерсантам.

Десять лет назад в администрацию Истринского района Московской области пришло письмо из ФСБ с просьбой помочь ветеранам боевых действий и выдать землю под дачное некоммерческое партнерство (как сообщал ЦУР). Так в деревне Подпорино образовалось ДНП «Дачный островок». Действительно, участки там получили люди из силовых структур, но довольно высокопоставленные, так что непонятно, можно ли считать их нуждающимися. Землю в 3 гектара поделили между собой 18 человек — руководящие силовики, в том числе Марат Медоев, Алексей Дорофеев и их родственники.

СПРАВКА «НОВОЙ». КТО ПОЛУЧИЛ ЗЕМЛЮ В «ДАЧНОМ ОСТРОВКЕ»
заместитель начальника Управления «К» СЭБ ФСБ, генерал Константин Гавриков;
руководитель Контрольной службы ФСБ, генерал-полковник Владимир Крючков;
советник директора по корпоративной защите Учебного центра «Газпром а», выпускник Академии ФСБ Андрей Корпяков;
заместитель руководителя УСБ СК РФ Сергей Кирюхин;
член Академии геополитических проблем Александр Клипачев, которого называют генералом ФСБ;
бывший заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, генерал-лейтенант, выпускник Высшей школы КГБ СССР Игорь Завражнов.
Должности еще двоих подтвердить не удалось, но оба они имеют не последнее отношение к ФСБ. Андрей Кислых — сын замначальника следственной части КГБ СССР Геннадия Кислых. Жена Андрея Кислых работала заместителем бухгалтера в Центре информационной безопасности ФСБ под руководством Андрея Герасимова, вышедшего на пенсию сразу после шпионского скандала.

Павел Циндик, по данным транспортных сообщений, с 2004 года не раз совершал перелеты с нынешним директором ФСБ Александром Бортниковым. Источник «Новой» документально подтвердил эту информацию.

Почти у всех получивших эту землю силовиков нужда в участках пропала уже через два месяца. В один день они продали их топ-менеджерам строительной «Группы ЛСР» Андрея Молчанова (известного тем, что помощником его отца — проректора ЛГУ Юрия Молчанова в далекие 1990-е был Владимир Путин ).

Так, Марат Медоев продал свой участок жене Андрея Молчанова — Елизавете. В «Группе ЛСР» объяснили «Новой», что компания никак не была заинтересована в покупке этой земли. Это была частная инициатива физических лиц, которые не раскрывают сумму сделки.

В ФСБ также еще не прокомментировали ситуацию и не рассказали о том, почему поощрили землей высокопоставленных сотрудников с родственниками и каким образом эта земля была продана спустя два месяца после получения.

Адвокат Международной правозащитной группы «Агора» Дмитрий Динзе считает, что подобные сделки очень похожи на фиктивные и могли случиться с целью завладения государственной землей.

«Не исключаю, что лица, которые купили потом эту землю, каким-либо образом могли быть связаны с этими «ветеранами», — полагает Динзе. — Когда такие сделки проводятся одним днем, а покупателями является группа связанных лиц, как в данном случае, — это повод для вопросов».

Заместитель председателя Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн отметил, что ситуация, когда участки продаются большей частью получивших их людей уже через два месяца, выглядит странно, и он готов в ней разобраться со своей стороны. «Но я с трудом могу поверить, что те люди, которых вы называете, генералы ФСБ, могли быть участниками какой-то аферы», — подытожил Хинштейн.

Дальше в лес

Некоторые силовики, получившие землю, не так уж в ней и нуждались. В 40 минутах езды от Подпорино, в деревне Савельево рядом с СНТ «Лысая гора», им уже были выделены участки: 17 соток достались матери Марата Медоева — Ирине. Рядом с ней землю получили соседи сына по «Дачному островку» Андрей Корпяков и жена Андрея Кислых. К ним присоединились и новые высокопоставленные люди: замначальника 6-й службы 9-го управления ФСБ Игорь Демин и генерал-майор ФСБ Владимир Платонов. Про Платонова известно, что он был одним из влиятельных лиц из окружения Анатолия Чубайса, входил в правление РАО «ЕЭС России» (три своих участка Платонов передал сыну Геннадию, который в ФСБ не служил. У Платонова-младшего общий бизнес с Юрием Шамановым, сыном генерал-полковника, экс-губернатора Ульяновской области и председателя Комитета по обороне Госдумы Владимира Шаманова).

Дело оставалось за малым: вырубить деревья и построить дома. Но что-то пошло не так. На участках так и остался лес. Продавать их никто не стал.

Администрация Истринского района пока не ответила на вопросы «Новой», почему участок леса был выделен силовикам для садоводства и огородничества.

Близкие соседи

Еще одна попытка силовиков обосноваться в Подмосковье увенчалась успехом. В 2017 году отец Медоева, легендарный чекист из Северной Осетии, и начальник УФСБ по Москве и Московской области Дорофеев стали владельцами трехэтажных особняков площадью более 700 кв. метров каждый. Дома сотрудников ФСБ стоят в самом удобном месте коттеджного поселка «Лесная бухта» среди густого леса на берегу Истринского водохранилища. Между их участками нет забора, дома соединены дорожкой, обустроен общий задний двор с беседкой и игровой зоной для детей.

Тут же, по соседству, расположен участок, который в 2014 году купила дочь Игоря Медоева — Эльда. Но в сентябре 2018 года ее имя в выписке из Росреестра изменилось на «Российскую Федерацию» (как произошло, например, и с главой «Роснефти » Игорем Сечиным ).

Рядом с особняком Игоря Медоева можно видеть еще более примечательный дом площадью 860 квадратных метров. На участке продолжаются строительные работы. Эксперты по недвижимости оценили стоимость такого дома в 75 млн рублей. Владеет всем этим Анастасия Мазараки, жена Льва Мазараки, а его брат Валериан — первый заместитель директора ГБУ «Ритуал». Эти детали, в частности, обнаружил в своем расследовании Иван Голунов (подробнее читайте в готовящемся расследовании «Медузы»).

Помимо этого, по сведениям источника, имеющего доступ к данным транспортного сообщения, Марата Медоева и Льва Мазараки связывают и общие поездки в Санкт-Петербург.

Сам поселок небольшой — 57 домов на 10 гектарах земли, но место живописное и со всеми удобствами: территория находится под круглосуточной охраной, есть парковая зона на берегу с площадками для барбекю, беседками и оборудованным пляжем, пирсом. «Мачты сосен приветственно встречают Вас, покачиваясь на ветру», — говорится в рекламе поселка. А если не хочется ехать на машине — «К Вашим услугам собственная вертолетная площадка».

По оценкам экспертов, рыночная стоимость домов Медоевых и Дорофеева может достигать 65–70 миллионов рублей. Официально дом записан на отца Медоева — Игоря, но, как выяснила «Новая газета» совместно с расследовательским центром Словакии ICJK и чешским центром Investigate.cz, сейчас он живет вместе с супругой в Словакии. По его словам, дом в предместье Братиславы он приобрел на средства от продажи коттеджа. Что еще продал отец Марата Медоева, чтобы купить еще один особняк, но в Подмосковье, неизвестно. Кроме того, ни он, ни его жена крупным бизнесом не владеют, а их сын всю жизнь проработал в УФСБ.

Ранее ФБК Алексея Навального обнаружил недвижимость у семьи Медоевых в Москве на один миллиард рублей и большой автопарк: не менее десяти автомобилей, среди которых три Land Rover и три Mercedes Benz. В 2017 году Марат Медоев продал машину Валерию Большакову — человек с таким же именем указан на сайте ГБУ «Ритуал» как «начальник отделения».

Связь с арестованными полковниками

Строительством поселка «Лесная бухта» занималась компания «Ст.Группа»: 99% в ней принадлежит офшору с Виргинских островов R.D.I. WEST GROUP (данные о владельцах компании в этой юрисдикции не раскрываются), а руководит «Ст.Группой» владелец одного процента Максим Яценко, известный в прошлом по работе в общественной организации содействия воспитанию молодежи «Идущие вместе».

О содействии, которое получали «Идущие», Яценко говорил так: «Нам никогда не отказывают в ФСБ и ФСО. Любой вопрос тут же решается».

Оставив общественную деятельность, Яценко занялся строительством клубных коттеджных поселков в Подмосковье, но «связь» со спецслужбами, видимо, не утратил.

Поселком управляет одноименное УК «Лесная бухта», которая принадлежит Валерию Васильеву. Он же вместе с Яценко учредил дачное ТСН «Лесная бухта». Именно у Васильева купил свой участок Алексей Дорофеев. А сын Васильева — экс-сотрудник ФСБ Андрей Васильев стал хорошо известен после своего громкого задержания вместе с главой второго отдела Управления «К» ФСБ Кириллом Черкалиным и его замом Дмитрием Фроловым. При обыске у них изъяли 12 миллиардов рублей. По словам источника «Новой», имеющего доступ к данным транспортного сообщения, когда Андрей Васильев был еще на свободе, он совершал совместные поездки с Алексеем Дорофеевым.

Сейчас у отца Васильева в «Лесной бухте» целых три участка с особняками, два из которых стоят по соседству с Медоевыми, Дорофеевым и Мазараки.

Протесты дольщиков

Участки, которыми сейчас владеют сотрудники ФСБ и их родственники, могли достаться обычным дольщикам. В 2011 году люди, которые вложили деньги в постройку коттеджного поселка «Барселона» на Новой Риге, выходили с митингами к Центробанку, чтобы привлечь внимание руководства банка, правоохранительных органов и СМИ к участию высокопоставленного чиновника ЦБ Дмитрия Рубинова в строительстве поселка. Жена Рубинова — Ирина владела компанией, которой принадлежал участок, где велось строительство. Фирма обанкротилась, и строительство прекратилось. Максим Яценко как представитель этой компании, по словам дольщиков, сообщал, что на месте предполагаемого поселка будет построен либо большой торговый центр с удобным съездом с Рижского шоссе, либо комплекс многоэтажек.

А дольщики могут жаловаться «хоть королю Испании», но «Барселону» достраивать не будут.

Позже уже собственная компания Яценко «Ст.Группа» выкупила у банкрота долговые обязательства. Дольщикам предложили переуступить свои векселя и пообещали, что внесенные ими деньги будут в будущем зачтены при покупке жилья в других строящихся поселках — «Лесная бухта» или «Сысоево» в том же Истринском районе. Среди владельцев земли в «Лесной бухте» действительно нашлись несколько имен тех самых людей. Чем эта ситуация кончилась для других дольщиков, точно неизвестно, но председатель движения за права дольщиков Анна Криндач рассказала «Новой», что в 2017 году французская журналистка обратилась к другим инвесторам «Барселоны», продолжающим сражаться за свои деньги. По словам Криндач, «после расследования журналистки они имели большие проблемы криминального характера. На них кто-то «наехал», после этого они попросили нас больше никому не давать их контакты».
Персоны Компании
Замминистра обороны Тимур Иванов замаскировал свой особняк
«Проект» нашел скрытую элитную недвижимость семьи заместителя министра обороны Тимура Иванова, курирующего все армейское строительство.
Калининградский журналист Игорь Рудников рассказал, как на него фабриковали дело
Как калининградского журналиста Игоря Рудникова обвинили в вымогательстве взятки у генерала СК — а потом неожиданно отпустили.
Силовики изучали сделку из дела Абызова за два года до его ареста
Но пока он был министром, состава преступления у него не обнаружили.
Вице-мэр Москвы Петр Бирюков показал себя заботливым дедушкой за бюджетный счет
Появлению многочисленных пентхаусов у родных и близких вице-мэра Москвы Петра Бирюкова предшествовала относительно скромная сделка, совершенная внуком зама Сергея Собянина с совладельцем строительной компании. Молодой человек получил неплохую квартиру, на компанию-продавца посыпались многочисленные госзаказы, а семья Бирюкова начала обзаводиться элитной недвижимостью.
Брат экс-президента "Алросы" и друг Станислава Черчесова играют в Golden Toys
В начале 2018 года на российском рынке футбольных агентов появился новый игрок — агентство Golden Toys LLC. За год оно успело поучаствовать в двух судебных разбирательствах, засветиться в крупном медийном скандале и провести сделки с двумя будущими игроками российской сборной. Спортивный журналист Василий Уткин называет бенефициаром агентства спортивного юриста Алана Агузарова, который с детства знаком …
Журналист Иван Голунов: о слежке, обысках и побоях
Журналист «Медузы» Иван Голунов, которого обвиняли в покушении на сбыт наркотиков, дал первое интервью после прекращения резонансного уголовного дела телеведущей Ксении Собчак. Они разговаривали в той самой квартире, где у журналиста якобы обнаружили наркотики. В интервью Иван восстановил события своего задержания, выдвинул предположения о возможных заказчиках сфабрикованного уголовного дела и рассказал о своих планах на …
Как обуть ФСБ
Европейская недвижимость и бизнесы родственников чекиста Медоева, которого упоминают в истории с провокацией против журналиста Ивана Голунова
Экс-чиновник рассказал как генерал ФСБ Алексей Дорофеев кошмарил бизнес
Глава УФСБ Москвы и области Алексей Дорофеев засветился в скандале вокруг задержания журналиста Ивана Голунова. Но это далеко не первая история, в которую влипает генерал спецслужб. Арестованный экс-чиновник Александр Шестун рассказывает, как Дорофеев и его высокопоставленный коллега Иван Ткачев способствовали уголовному преследованию миллиардера Константина Пономарева из-за спора с компанией IKEA.
Семья чекиста Марата Медоева плотно окопалась в Европе
Материал подготовлен совместно с журналистами расследовательского центра Словакии ICJK и чешского центра Investigate.cz 
Голунов-2: Дмитрий Гудков рассказал о московском журналисте, который уже несколько лет сидит «за наркотики»
Известный гематолог, академик РАН Андрей Воробьев обратился к российскому президенту с просьбой пересмотреть все уголовные дела по «наркотическим статьям».
Никита Михалков отдал все лучшее жилье своим детям
Департамент культуры Москвы не стал публиковать декларацию Никиты Михалкова. Между тем о своих доходах режиссер должен отчитываться, так как работает худруком Государственного театра киноактера.
Теневой банкир Алексей Куликов сдаст следствию своих покровителей из ФСБ
Теперь Алексей Куликов, который уже дал показания на совладельца Промсбербанка Ивана Мязина, должен сообщить и о других известных ему преступлениях.
Татьяна Голикова связалась со скандальными фармацевтами в США
Чиновница и ее партнеры из США осчастливят россиян новыми вакцинами.
В деле Ивана Голунова торчат уши миллиардера из ФСБ Алексея Дорофеева
Сотни метров элитной московской недвижимости, роскошный автопарк, выгодный контракт от Сергея Собянина и связь с похоронным бизнесом — все это выявил ФБК, изучая досье помощника главы УФСБ Москвы и Подмосковья, с которым связывают уголовное преследование журналиста «Медузы» Ивана Голунова.
Чекист-миллиардер в деле журналиста Ивана Голунова
ФБК нашел связь между сотрудниками ФСБ, московскими чиновниками и ритуальным бизнесом
Бывший следователь Панаитов и вдова депутата Дениса Вороненкова обменялись обвинениями
Бывший начальник СК Одинцовского района Московской области Денис Панаитов, которого Мария Максакова публично обвинила в причастности к убийству ее мужа — экс-депутата Госдумы Дениса Вороненкова, просит привлечь оперную певицу к уголовной ответственности за клевету и заведомо ложный донос. Заявление с просьбой провести процессуальную проверку действий теледивы Панаитов направил в СКР.
Кладбищенский бизнес Вадима Абдулина на трубе и "Памяти"
Как красноярский предприниматель Вадим Абдулин зарабатывает на трупах россиян.
Ивана Голунова задерживал полицейский-латифундист
Десятки земельных участков общей стоимостью 70 млн рублей обнаружены у главы антинаркотического отдела УВД ЗАО Москвы. Многие из них полковник Андрей Щиров, сыгравший одну из главных ролей в задержании журналиста «Медузы» Ивана Голунова, записал не на себя, а на свою престарелую мать.