«Версия» продолжает расследовать механизмы теневого бизнеса бутлегеров с 31-го этажа небоскреба «Империя». Похоже, ни смена руководства Росалкогольрегулирования, ни серия налоговых проверок – ничто пока не смогло остановить отлаженную машину по производству и продаже контрафакта. Многочисленные фирмы и фирмочки, которые участники рынка связывают с Игорем Шушаревым и Арсеном Ципиновым, продолжают гнать шмурдяк, а государственный бюджет лишается миллиардов из-за неоплаченных акцизов и налогов.
Источники в правительстве России сообщили, что после серии наших публикаций вице-премьер Дмитрий Григоренко поручил контрольным органам проверить все упомянутые в расследовании предприятия. Поручение снабдили грифом «Для служебного пользования», однако выездные налоговые проверки, начавшиеся у производителей алкоголя в нескольких регионах страны, можно считать подтверждением информации наших собеседников.
В то же время, официальное молчание кабмина по поводу этой истории, а также уверенность, с которой действуют бутлегеры из «Группы Юг», позволяет предположить, что Ципинов и Шушарев, как и прежде, смогли взять проверки под свой «финансовый контроль». А значит в этой истории еще рано ставить точку. Тем более, что на алкогольном рынке появились старательно запущенные слухи о том, что куратор «южан» Анатолий Яблонский отошел от своих подопечных и якобы начал вести отдельный бизнес. Информация, которую нам удалось собрать, позволяет предположить, что эти слухи не соответствуют действительности.
Яблонский остался при своем
Компании, конечными бенефициарами которых считают Игоря Шушарева и Арсена Ципинова, а также группа компаний, явно аффилированная с Анатолием Яблонским (в т.ч. торговый дом «РУСАЛКО»), в сумме занимают около 60% рынка фруктовых вин и винных напитков без добавления этилового спирта.
Для сравнения: самый крупный легальный производитель водки в России занимает менее 15% рынка.
Ранее мы пришли к выводу, что за счет своих неформальных связей в силовых структурах Яблонский, по всей видимости, стал новым покровителем «Проекта Юг» взамен бежавшего из России бывшего главы Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна (вспомним банкротство «Статус Групп» и лопнувший «ОФК Банк»). Бизнес Ципинова и Шушарева тогда оказался в подвешенном состоянии, но, как мы видим теперь, быстро вернулся в прежнее русло.
Известно, что Яблонский был знаком с бывшим начальником «банковского» управления ФСБ (управление «К») Виктором Ворониным и, по всей видимости, с со скандально известным полковником Кириллом Черкалиным – тем самым, у которого при обыске нашли 12 млрд рублей наличными.
За последние два года правоохранительные органы возбудили несколько уголовных дел, связанных с работой бывших заместителей Чуяна в Росалкогольрегулировании, но по не вполне ясным причинам эти дела никак не затронули бутлегеров с 31-го этажа. Если бы Анатолий Яблонский действительно разошелся с «южанами», связанные с ними компании вряд ли смогли бы удержаться на рынке фруктовых вин.
Максимальная «оптимизация» расходов
В 2019 году «Версия» описала схему изготовления так называемых «фруктовых вин», существование которой участники алкогольного рынка связывают с группой «31-й этаж». Напомним коротко: под видом напитков, изготовленных в результате брожения виноматериала, прилавки торговых сетей оказались завалены бутылками с жидкостью, состоящей из воды, спирта, красителя и ароматизатора. Эта схема могла позволить дельцам не только снизить себестоимость продукта – при использовании левого спирта они могли избегать уплаты акцизов в бюджет.
По самым скромным оценкам, в результате деятельности «южан» государство ежегодно может терять около 4-5 млрд рублей. Речь идет не только об акцизах, но и о налоге на добавленную стоимость. Мы проанализировали отчетность всего лишь двух компаний: ООО «НАМА» (ИНН 2348038110) и ООО «Чегемский Винпищепром» (ИНН 0708009579), которые по всем признакам могут быть частью алкогольной империи Ципинова и Шушарева, и сделали несколько удивительных открытий.
С формальной точки зрения это два независимых друг от друга предприятия – разные (по всей видимости, номинальные собственники) и разные руководители. Но по удивительному совпадению ООО «НАМА» и ООО «Чегемский Винпищепром» демонстрируют абсолютно одинаковые подходы к финансовой деятельности. В 2019 году товарные запасы у обеих компаний выросли на 1 млрд рублей. Обе они работают с одинаковыми поставщиками, которые эти запасы сформировали.
Виртуальная реальность в бухгалтерии
Одним из способов ухода от уплаты НДС является создание виртуальных товарных запасов. Схема выглядит так: на склад компании якобы поступает товар, в стоимости которого в том числе есть НДС. Это так называемый «входящий» НДС (сырье, материалы и т.д, он учтен в продажной цене), который уменьшает обязательства компании перед государством. Пока товар на балансе компании, больше ничего не происходит. Но когда этот товар уходит со склада у компании возникает «исходящий» НДС и обязательство по его оплате, поэтому компания максимально возможно откладывает списание с баланса товара.
Судя по всему, именно это происходит в ООО «НАМА» и ООО «Чегемский Винпищепром». Все косвенные признаки схемы налицо: неуклонный рост товарных запасов, и такой же неуклонный рост кредиторской задолженности (за реальный товар поставщики требуют своевременную оплату, за «виртуальный» – нет).
Еще один важный момент: у производителей алкогольной продукции НДС обычно занимает большую долю в выручке, чем у предприятий в других отраслях. Это связано с тем, что у первых львиная доля затрат приходится на акциз, который производители уплачивают государству, а по нему «входящего» НДС нет. Тем временем, по итогам 2018 года ООО «НАМА» и ООО «Чегемский Винпищепром» заплатили НДС в размере менее 2% от размера уплаченных акцизов (при норме для рынка 19-20%).
По итогам 2019 года, в примерной схеме, мы видим похожую ситуацию.
Судя по росту фиктивных товарных запасов (примерная схема ниже), по итогам 2019 года картина такая же, как и в 2018-м: государственный бюджет опять недополучил более 300 млн рублей. А за два года только две компании «южан» («Чегемский Винпищепром» и «НАМА») недоплатили почти 600 миллионов.
Схему видно невооруженным глазом: НДС с 1 млрд руб. составляет 200 млн руб. В терминах налоговиков это называется «разрыв НДС». Электронная система «АСК НДС» легко находит концы в таких историях, но в случае с ООО «НАМА» и ООО «Чегемский Винпищепром» налоговые инспекторы как будто ослепли.
Чуян уехал, а дело его живет
Сходство бизнеса ООО «НАМА» и ООО «Чегемский Винпищепром», судя по всему, не ограничивается общим подходом к финансам. Оба производителя выпускают фруктовое вино «Три топора», широко известное ранее как «Портвейн 777», который продавало ООО «Статус групп» – компания, связанная с бывшим главой Росалкогольрегулирования Игорем Чуяном. По сути, сейчас продажами всего ассортимента продукции «Статуса» занимаются компании Арсена Ципинова и Игоря Шушарева. Обе компании работают с одними и теми же поставщиками из Москвы и Петербурга.
Что именно могут закупать производители алкоголя у неалкогольных компаний, расположенных за тысячи километров от Кубани и Кабардино-Балкарии? Да еще и на суммы порядка 2,5 млрд рублей? Наш источник в комплексе небоскребов «Москва-Сити», где расположен головной офис «южан», предоставил список возможных поставщиков.
Большинство этих компаний имеют признаки фирм-однодневок.
Но даже среди них ярко выделяется ООО «Технокомплекс» (ИНН 7703447691), поставщики которого были ликвидированы решениями Федеральной налоговой службы.
Вопреки вышесказанному, проблем с возмещением НДС у покупателей ООО «Технокомплекс», по-видимому, не возникло. Это странно, учитывая автоматизированную систему проверки ИФНС (АСК НДС). Трудно представить, что о таких масштабных схемах ухода от налогов, не могут не знать высокопоставленные генералы на Лубянке. Знают, но почему-то молчат и тихо наблюдают. Боятся спугнуть?