«Путинка» для Ротенберга

Источник
Земли завода «Кристалл» и комплекс зданий в Лефортово стоимостью порядка 2,5 миллиардов рублей еще в прошлом году перешли в собственность СМП Банка Ротенбергов.
Спрятанный в 100 метрах от Яузы на краю района Лефортово завод «Кристалл» не первый год интересует московских девелоперов. Это одна из немногих неосвоенных промзон в пределах Третьего транспортного кольца, к тому же в непосредственной близости от культурных центров «Винзавод» и «Артплей». Комплекс краснокирпичных зданий, построенных в начале прошлого века, долгое время переходил из рук в руки и сейчас обрел нового владельца — СМП Банк братьев Ротенбергов. Первым об этом написал на прошлой неделе телеграмм-канал «Железобетонный замес». В СМП Банке подтвердили Forbes, что комплекс зданий перешел на его баланс еще в середине 2019 года, после того, как его собственник — производитель алкоголя «Кристалл» — не смог расплатиться по кредиту на 2 млрд рублей.

Для многолетних наблюдателей за алкогольной отраслью это вполне закономерное развитие событий. Ротенбергов не раз связывали с «Кристаллом», но они всегда открещивались от интересов в отрасли. Forbes рассказывает историю «Кристалла» и о том, какую роль в ней играл богатейший семейный клан России.

«Путинка» для миллиардера

«Путин — очень водочный образ, да простит меня человек, ведущий трезвый образ жизни», — признавался несколько лет назад маркетолог и основатель агентства Kaufman Станислав Кауфман. В 2003 году он работал в алкогольном дистрибьюторе «Винэксим» и придумал водочный бренд «Путинка». По заказу «Винэксима» «Путинку» начал разливать «Московский завод «Кристалл» — на тот момент один из крупнейших производителей водки в России. Идея Кауфмана выстрелила. Уже в 2004 году «Путинка» вошла в тройку самых популярных водок в стране.

Основным собственником «Кристалла» с долей 51% было ФГУП «Росспиртпром». Он был создан в 2000 году для управления принадлежавшими государству спиртовыми и ликеро-водочными заводами. Но из-за неэффективной структуры управления «Росспиртпромом» государство решило провести его акционирование. Оно завершилось в 2009 году. У «Росспиртпрома» был долг на 5 млрд рублей перед Банком ВТБ. И правительство в рамках акционирования поручило «Росспиртпрому» передать банку часть своих активов, чтобы рассчитаться по долгу. Среди этих активов были акции столичного «Кристалла», а также контрольные пакеты акций еще десяти региональных ликеро-водочных и спиртзаводов. Акции были переданы осенью 2009 года, но еще накануне сделки глава ВТБ Андрей Костин пообещал, что банк в скором времени продаст активы по балансовой стоимости. Через два месяца после сделки, в декабре 2009 года стало известно, что акции всех одиннадцати заводов приобрел совладелец «Металлоинвеста» Василий Анисимов F 67. Миллиардер выкупил заводы за 5 млрд рублей, половина этой суммы пришлась на «Кристалл».

Анисимов договорился с «Росспиртпромом», что тот сохранит за собой управление заводами. А Восточно-Европейская дистрибуторская компания (ВЕДК) Анисимова осенью 2009 года стала эксклюзивным дистрибутором «Росспиртпрома». Казалось, что миллиардер готовится строить алкогольную империю. Но как сам Анисимов рассказал РБК в 2012 году, вскоре после сделки с ВТБ он перепродал акции заводов экс-сенатору Александру Сабадашу. В 2014 году Сабадаш был арестован по делу о мошенничестве. До этого он подтверждал РБК, что купил у Анисимова региональные заводы. Однако судьба столичного «Кристалла» сложилась иначе. В течение 2010 года Анисимов договорился с миноритариями предприятия о выкупе их акций и увеличил свою долю до 85%. Впоследствии собственниками этого пакета Анисимова стали малоизвестные компании, косвенно связанные с Ротенбергами.

Ротенберги и водка

Первый руководитель «Росспиртпрома» Сергей Зивенко был хорошо знаком с Аркадием Ротенбергом. Как писал немецкий журнал Spiegel, в начале 2000 года Ротенберг якобы познакомил Зивенко, на тот момент малоизвестного торговца спорттоварами, с Виктором Золотовым, главой личной охраны тогда еще и. о. президента Владимира Путина. Через несколько месяцев Зивенко стал главой созданного в том же году «Росспиртпрома». Сам Ротенберг не раз говорил, что эта история не соответствует действительности. Но в интервью «Коммерсанту» в 2010 году он признавал, что Зивенко не раз обращался к нему с просьбой пролоббировать тот или иной вопрос — и неизменно получал отказ. Зивенко покинул «Росспиртпром» в 2002 году. Перед этим он предложил Ротенбергу присмотреться к небольшому пакету акций «Кристалла». Когда именно бизнесмен купил акции завода, неизвестно, но на момент сделки между ВТБ и Анисимовым «Русской холдинговой компании» Ротенберга принадлежало 5,4% акций «Кристалла». Как писали «Ведомости», СМП Банк Аркадия Ротенберга и его брата Бориса, а также еще один их банк, МБТС, кредитовали «Кристалл» и в 2004-2010 годах выдали ему 1,2 млрд рублей. А топ-менеджеры из структур Ротенбергов вошли в советы директоров некоторых заводов, приобретенных Анисимовым. «Меня попросили помочь кадрами, что, собственно, я и сделал», — объяснял Ротенберг. Сам Анисимов признавался, что с Аркадием Ротенбергом его связывают дружеские отношения.

«Русская холдинговая компания» избавилась от акций «Кристалла» в 2014 году. В этом же году в расследовании о бенефициарах «Кристалла» РБК приводил слова игроков алкогольной отрасли и федеральных чиновников о том, что Ротенберги — заметные игроки на алкогольном рынке. Косвенно (через собственников и место регистрации) связана с Ротенбергами была компания «Реал-Инвест», владевшая правами на бренд «Путинка». Водка к тому времени начала сдавать позиции на российском рынке, но по оценкам РБК, роялти от ее продажи могли приносить правообладателям до 300 млн рублей в год. Управленцы из команды Ротенберга продолжали работать в «Кристалле» — из девяти мест в совете директоров пять занимали выходцы из компании «ЭнПиВи Инжиниринг» (принадлежала сыну Аркадия Ротенберга Игорю), еще одно — зампред правления СМП Банка Артем Оболенский.

Связи прослеживались и на уровне владельцев «Кристалла». В 2012 году пакет в 83% акций завода, сопоставимый с тем, который собрал Анисимов, перешел трем компаниям — «Диалог», «Комед» и «ПФЛ-Системс». У них был один бенефициар — кипрская Rogen Enterprises, которая в свою очередь принадлежала компании Selton Industries с Британских Виргинских островов. Собственники последней никогда не раскрывались. Но данные «СПАРК-Интерфакс» свидетельствуют, что в 2008-2010 годах среди собственников «Диалога» была Ирина Маканова. В прошлом она была генеральным директором компаний Ротенбергов, сейчас входит в совет директоров некоторых из них, например, «ЭнПиВи Инжиниринг» и «ТФК-Финанс» (через нее Аркадий Ротенберг владеет «Мостотрестом», своим крупнейшим активом).

В 2014 году, когда «Русская холдинговая компания» Ротенберга продала миноритарный пакет «Кристалла», у предприятия вновь изменилась структура собственников. Доля «Диалога» увеличилась до 57%, а около 38% получили компании «Зернострой» и «Камертон» бизнесмена из Кабардино-Балкарии Валерия Яковлева. «Ведомости» и РБК описывали Яковлева как непубличного бизнесмена, в 2000-х участвовавшего в посреднических схемах между производителями водки и спиртозаводами. С 2008 года Яковлев и сам занялся производством алкоголя и начал скупать региональные спиртозаводы. В 2016 году восемь спиртозаводов у Яковлева на кредит Мособлбанка, санируемого СМП Банком Ротенбергов, за 5,7 млрд рублей выкупил «Росспиртпром». В итоге доля госкомпании на рынке спирта выросла с 17% до 60%. 

С 2014 года Яковлев участвовал и в управлении «Кристаллом» и регулярно появлялся на предприятии, утверждали источники РБК. Но интерес бизнесмена к заводу не ограничивался производством водки. С середины 2000 годов «Кристалл» развивал производственную площадку в подмосковном Корыстово. И в 2012 году начал переводить на нее производство. Тогда же завод выкупил расположенный под ним земельный участок площадью почти 9 га за 460 млн рублей. Одновременно с появлением Яковлева в числе бенефициаров «Кристалла» летом 2014 года была зарегистрирована компания «Крайс девелопмент», совладельцем которой был Яковлев. В том же месяце она представила план застройки территории «Кристалла». За $200 млн компания планировала построить на территории завода 130 000 кв.м. жилья в стиле «лофт» с творческим кластером.

Но проект так и не был реализован и выкупленная земля превратилась для завода в обременение. «После переноса производства в Корыстово у «Кристалла» образовалась неработающая московская площадка. Обслуживать такую площадку нелегко — это целый мини-город  со своими железнодорожными путями практически в центре Москвы», — объясняет Forbes Станислав Кауфман (создатель «Путинки» сегодня работает бренд-менеджером «Кристалла»).

Переезд в Корыстово сильно ударил по производству «Кристалла». За несколько лет завод из одного из лидеров рынка превратился в малозаметного игрока. Например, в 2011 году «Кристалл» произвел почти 10 млн дал алкоголя, в 2014-ом — уже 1,7 млн дал, в 2015-ом — только 0,2 млн дал. Сказался не только переезд, но и рост акцизов на алкоголь в 2012-2014 годах, который ударил по бизнесу легальных производителей водки. Кроме того, в 2013 году с «Кристаллом» прекратил сотрудничество один из его основных дистрибуторов — компания «Кристалл-Лефортово», которая обзавелась собственными заводами. 

Проблемный «Статус»

Весь 2015 год производители водки ошеломленно наблюдали, как на их глазах невиданными темпами растет новый игрок. В январе Росалкогольрегулирование (РАР) снизило минимальную цену бутылки водки с 220 до 185 рублей. Именно по этой цене начала продавать девять своих брендов, например, «Добрый медведь» и «Старая марка» малоизвестная компания «Статус-групп», которая быстро стала лидером рынка, опередив деливших топ-3 «Синергию», «Руст» и «Татспиртпром». В конце 2015-го созданная Анисимовым ВЕДК объявила, что передает на дистрибуцию «Статус-групп» свой портфель брендов, среди которых были «Путинка», «Столичная», «Праздничная» и «Дрова», которые разливал завод «Кристалл». А весной 2016 году ВЕДК подала заявление о собственной ликвидации. Источники РБК на алкогольном рынке тогда предполагали, что за резким взлетом «Статус-групп» стоит именно Анисимов. Миллиардер же уклончиво отвечал на это, что «Статус-групп» находится в его «зоне внимания», однако ее владельцем он не является.

Крах «Статус-групп» оказался таким же стремительным как и ее взлет. Уже в феврале 2018 года компания подала заявление о собственном банкротстве. А в декабре был заочно арестован и объявлен в международный розыск экс-глава РАР Игорь Чуян, покинувший перед этим ведомство и уехавший из страны. Следствие решило, что именно Чуян был бенефициаром «Статус-групп», а также ОФК Банка, из которого с помощью кредитов алкогольным компаниям вывел почти 14,2 млрд рублей. ОФК Банк лишился лицензии весной 2018 года, а дело в отношении Чуяна было заведено по заявлению бывшего однокурсника Владимира Путина и партнера адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Николая Егорова, которому принадлежало 25% акций рухнувшего банка.

Проблемы «Статус-групп» ударили по «Кристаллу», который только начал восстанавливать производство после падения в 2013-2014 годах. В 2018 году производство «Кристалла» упало с 1,2 млн дал до 0,9 млн дал. В конце 2017 года завод подал к «Статус-групп», не заплатившей деньги за отгруженный товар, иск на 1,2 млрд рублей. Выручка самого завода в том же году составила сопоставимые 1,6 млрд рублей. 

Забрали землей

В июне 2018 года СМП Банк и санируемый им Мособлбанк подали к «Кристаллу» иски на общую сумму 2,1 млрд рублей. По данным базы арбитражных разбирательств, в 2014 году СМП Банк открыл «Кристаллу» кредитную линию на 600 млн рублей под залог земельного участка и комплекса зданий в Лефортово, а в 2015 году Мособлбанк выдал кредит на 785 млн рублей. Оба банка решили взыскать задолженность из-за того, что «Кристалл» допустил просрочку по выплате процентов. В феврале 2019 года суд встал на сторону банков Ротенбергов. Летом земля и здания «Кристалла» отошли СМП Банку. У завода и СМП Банка многолетние хорошие отношения, говорит собеседник Forbes, близкий к «Кристаллу», так что передача земли банку всех устроила». 

Руководитель проектов практики «Оценка» компании «НЭО Центр» Сергей Окунев оценивает «Кристалл» в 2,2-2,6 млрд рублей. Аналогичную сумму называет директор, отдел рынков капитала и инвестиций CBRE Игорь Пущен. По его словам, объект давно обсуждается на рынке, но интерес к нему сдерживают ограничения — часть зданий относятся к объектами культурного наследия. Но если найдется интересант, готовый осваивать такой участок, Пущен оценивает его стоимость в 2,5 млрд рублей. Партнер Colliers International Станислав Бибик полагает, что объект может стоить еще больше — 3-4 млрд рублей. 

Собеседник Forbes на рынке недвижимости говорит, что СМП Банк уже подыскивает покупателей на «Кристалл». Представитель Ротенбергов на вопрос Forbes о «Кристалле» предложил адресовать его СМП Банку. Решения по продаже залогового имущества банка принимаются индивидуально и на основании актуальной рыночной конъюнктуры, ответили Forbes в пресс-службе банка. Сейчас площади в принадлежавших заводу «Кристалл» зданиях сдают в аренду небольшим предприятиям, там же располагается «Музей водки». 

Основные бенефициары «Кристалла» до сих пор неизвестны. Доля в 57% акций завода по прежнему принадлежит компании «Диалог». 38% компании — у ООО «Альтера», единственный собственник которой сейчас — владелец воронежского бара «От заката до рассвета» Вадим Кокотовский.

А кто владеет правами на «Путинку»? По данным Роспатента, сегодня товарные знаки «Путинка классическая», «Путинка премиум», «Путинка кедровая» и еще ряд аналогичных принадлежат компании «Байкал-инвест», зарегистрированной в октябре 2019 года. Эта компания принадлежит ЗПИФ «Байкал» под управлением УК «Финпартнер». С февраля 2020 года единственный бенефициар этой компании — «Центр-М», который до 2012 года принадлежал Аркадию и Борису Ротенбергам. Последние 8 лет владелец компании — Владимир Дойников, в прошлом связанный со структурами Ротенбергов (руководил ныне ликвидированной дочерней структурой СМП Банка «СМП-Энерго»). Представитель Аркадия Ротенберга заявил Forbes, что миллиардер не имеет отношения к УК «Финпартнер». Forbes направил запрос в управляющую компанию.

Впрочем, «Путинка», на которую десять лет назад приходилось до 50% продаж «Кристалла» уже не является флагманским продуктом завода. В 2018 году завод договорился с крупнейшим производителем алкоголя в мире Diageo о розливе в Корыстово трех его брендов виски — White Horse, Bell's и Black & White. По итогам 2019 года «Кристалл» выглядит не водочным заводом, а скорее вискокурней — из 0,9 млн дал произведенного алкоголя, на виски пришлось 0,6 млн дал. «Благодаря партнерству с Diageo, «Кристалл» производит сейчас порой больше виски, чем водки. Diageo — очень важный для завода партнер, а потребление водки в стране, особенно недешевой, пошло  на спад — в 2020 году стоит ожидать мощного падения продаж по сравнению с предыдущими годами на 20% и более», — говорит Станислав Кауфман.
Персоны Компании
Как превратить дрова в деньги?
Вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев может провернуть аферу с продажей 45 га. Северного леса на окраине Воронежа
Навального отравили «Новичком», но от санкций лично Путин не пострадает
Чем заканчивались для российской власти громкие международные скандалы.
Дерипаска призвал не раздевать бизнесменов до трусов
Олег Дерипаска предложил перестать «кормить Москву» налогами крупных промышленников.
Олигарх Бурлаков и сбежавший из России Митрофанов делят миллионы в Тюмени
Сделки дошли до ФНС и Росфинмониторинга, в дело также привлекли бывшую нефтяную компанию бизнесменов.
Ипотечный рынок Беларуси «оккупирован» сербами
Самый крупный банк республики «Беларусьбанк» с сентября временно прекратил кредитовать покупку недвижимости, а также выдавать потребительские кредиты сроком до пяти лет, независимо от способа обеспечения, сообщает банк.
«Дворец Миллера» спрятали в сейшельский офшор с помощью «русской матрешки»
Участок занимает целых 32 гектара. Главное здание похоже на Константиновский дворец в Санкт-Петербурге Из космоса видно, что деревья и кустарники высажены в виде красивых геометрических фигур
Шугалей консультирует пригожинских кандидатов из африканской тюрьмы
Политтехнолог, близкий к бизнесмену, возглавил список партии «Родина» в республике Коми. При этом сам он сидит под арестом в Африке.
Яхта Сечина облюбовала Лазурный берег, Абрамовича - Хорватию
В этом году знаменитое Monaco Yacht Show, на которое в порт Эркюль (Монте-Карло) по традиции собираются люксовые яхты мира, не состоится. Юбилейное шоу перенесено из-за пандемии.
Русские миллиардеры пришвартовались в Средиземноморье
В этом году знаменитое Monaco Yacht Show, на которое в порт Эркюль (Монте-Карло) в конце сентября по традиции собираются лучшие люксовые яхты мира, не состоится. Юбилейное, тридцатое шоу перенесено
[eais#1223710] Роскомнадзор информирует/the Roscomnadzor is informing
В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта мер по удалению запрещенной информации и (или) ограничению доступа к сайту в сети «Интернет», будет принято решение о включении в ...
Хабиров потерпел фиаско
И это – настоящий удар для Хабирова, который упрямо шел к поставленной цели – забрать акции БСК республике. Это вполне вписывалось в присвоение ее активов людьми губернатора, чем Радий Хабиров
Вадим Сердюков стал царем песчаной горы
Сын экс-губернатора Ленобласти Вадим Сердюков скупает активы в интересах "авторитетного" дельца Ильи Трабера.
От севастопольского главы плохо пахнет
Пришлые власти оставили Севастополь без очистных сооружений и едва не поссорили с Москвой.
Генпрокуратура приглядит за «Башхимом»
Государство потребовало у компании вернуть контроль над совместным предприятием.
Андрей Костин набил зерном карманы зятя Лаврова
Как ВТБ сделал «зерновым королем» Александра Винокурова.
«Траст» расщедрился на персонал
Менеджерам банка плохих активов удвоили вознаграждение.
"Многоходовка" губернатора Кондратьева?
​​​​В заповеднике Утриш может появиться резиденция губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева Вчера он обратился к главе Минприроды Дмитрию Кобылкину с предложением
Как травили «охранника Путина»
Отравление Романа Цепова тоже осталось нераскрытым.