Российские бизнесмены продолжают интересоваться активами обанкротившейся Petroplus. Вслед за трейдером Геннадием Тимченко, который приобрел у компании свой первый нефтеперерабатывающий актив — НПЗ в Антверпене, покупку трех заводов в разных странах рассматривают структуры Игоря Юсуфова, входящего в совет директоров "Газпрома". Участники рынка и эксперты не видят экономического смысла в подобной сделке, полагая, что бизнесмен либо действует в интересах третьей стороны, либо решает политическую задачу.
Бывший министр энергетики России, входящий сейчас в совет директоров "Газпрома" Игорь Юсуфов может приобрести три НПЗ обанкротившейся Petroplus в Европе. Подконтрольная бизнесмену Fund Energy заинтересована в покупке нефтеперерабатывающих заводов в британском Коритоне (мощность 11 млн тонн), швейцарском Кресье (8 млн тонн) и немецком Ингольштадте (5 млн тонн), сообщило Reuters. На НПЗ в Германии компания собирается подать заявку в ближайшее время. В случае покупки завода Fund Energy проведет его модернизацию. Сам Игорь Юсуфов комментировать эту информацию отказался.
Petroplus — одна из крупнейших европейских нефтеперерабатывающих компаний, на ее долю приходится около 4,4% всех мощностей. Она владела пятью НПЗ общей мощностью 33,4 млн тонн нефти в год. Но в конце 2011 года, когда в Европе маржа переработки стала отрицательной, Petroplus оказалась в сложном финансовом положении, была заморожена ее кредитная линия на $1 млрд на покупку сырья. После этого она закрыла свои заводы во Франции, Бельгии и Швейцарии. В середине января компания почти договорилась с кредиторами о продаже трех остановленных НПЗ, чтобы сохранить свои крупнейшие заводы в Германии и Великобритании. Однако она так и не смогла получить новый кредит и объявила дефолт.
Один из заводов Petroplus, НПЗ в Антверпене, в начале марта приобрел крупный нефтетрейдер Gunvor, подконтрольный Геннадию Тимченко. Сумма сделки не раскрывалась. Завод стал первым нефтеперерабатывающим активом бизнесмена, а сама компания объявила тогда о планах построения вертикально интегрированного холдинга.
2 миллиарда долларов
могут стоить НПЗ, на которые претендует Игорь Юсуфов
Почему инвестировать в покупку НПЗ решил Игорь Юсуфов, источники "Ъ", близкие к бизнесмену, не знают. У его сына Виталия активы в Европе уже есть. Летом 2009 года он возглавил компанию Nordic Yards, через которую приобрел верфи Wadan Yards. Источники на рынке полагают, что НПЗ покупаются в интересах другого претендента, но не готовы предположить, кто это может быть. НПЗ Petroplus в Ингольштадте находится неподалеку от НПЗ Bayern-oil, одним из акционеров которого является "Роснефть", оба завода подключены к нефтепроводу на Триест.
Денис Борисов из Номос-банка оценивает стоимость интересующих Fund Energy НПЗ до $2 млрд. Большинство российских нефтекомпаний уже приобрели заводы в Европе, но пока они не способны генерировать существенную прибыль. "Маржа выставленных на продажу НПЗ Petroplus — отрицательная. Экономический смысл подобного приобретения не ясен. Очевидно, что сделка осуществляется не с целью извлечения прибыли, вероятнее всего, решение о покупке этих НПЗ обусловлено не экономическими, а политическими факторами",— полагает директор по развитию бизнеса Argus Media Михаил Перфилов.
Участники рынка согласны, что экономический смысл у сделки с европейскими НПЗ есть лишь в том случае, если покупатель рассчитывает на синергетический эффект. Например, НПЗ Petroplus в Швейцарии может приобрести Socar, имеющая там сеть АЗС. Ряд НПЗ в Европе покупается под перекачивающие терминалы фактически для хранения запасов нефти, а переработка при этом играет вторичную или дополняющую роль.