Игорь Виноградов долбил на испытаниях SSJ молниями, но катастрофа все равно произошла

Источник
Как стало известно “Ъ”, в уголовном деле о катастрофе самолета SSJ 100 «Аэрофлота», жертвами которой стал 41 человек, доминирующей является версия о действиях пилотов. Не выработав топливо и с явным превышением скорости, они совершили посадку в аэропорту Шереметьево, что и привело к повреждению воздушного судна с последующим пожаром. Параллельно следствие разбирается с наземными службами, которые, возможно, оперативно не отреагировали на ЧП. Окончательные же выводы о причинах катастрофы сделают специалисты МАК и генерал из Следственного комитета, являющийся специалистом по расследованию терактов.
Как стало известно “Ъ”, в уголовном деле о катастрофе самолета SSJ 100 «Аэрофлота», жертвами которой стал 41 человек, доминирующей является версия о действиях пилотов. Не выработав топливо и с явным превышением скорости, они совершили посадку в аэропорту Шереметьево, что и привело к повреждению воздушного судна с последующим пожаром. Параллельно следствие разбирается с наземными службами, которые, возможно, оперативно не отреагировали на ЧП. Окончательные же выводы о причинах катастрофы сделают специалисты МАК и генерал из Следственного комитета, являющийся специалистом по расследованию терактов.

Осмотрев в понедельник в Шереметьево сгоревший самолет, председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин провел оперативное совещание, на котором заслушал отчеты своих подчиненных. По итогам мероприятия, как стало известно “Ъ”, руководителем расследования был назначен первый замначальника главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета Николай Ущаповский. Следует отметить, что он имеет опыт расследования уголовных дел, связанных с авиацией. В частности, еще работая в Генпрокуратуре, он разбирался в обстоятельствах двойного теракта (жертвами взрывов стали 93 человека), совершенного смертницами на бортах самолетов, вылетевших в 2004 году из Москвы в Сочи и Волгоград. Генерал Ущаповский также расследовал подрыв террористами поезда «Невский экспресс» в 2009 году в Тверской области, покушение на главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса и массовые убийства, совершенные так называемой бандой «амазонок» в Ростовской области.

Официальный представитель СКР Светлана Петренко сообщила, что следствием рассматриваются различные версии происшедшего в Шереметьево, среди которых недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность самого воздушного судна и даже неблагоприятные метеоусловия.

Подозрения в адрес пилотов, которые с отравлением угарным газом оказались в больницах, связаны с их действиями при посадке воздушного судна.

Борт SU-1492 «Аэрофлота» вылетел из Шереметьево в Мурманск в 18:02, а уже через 14 минут полета его командир Денис Евдокимов вышел на связь с диспетчером по так называемому резервному каналу связи, работающему на частоте 121,5 МГц. Пилот сообщил, что в его SSJ 100 попала молния и пробивший фюзеляж электростатический разряд привел к отказу основного канала радиосвязи и автоматики управления самолетом. В связи с этим летчик решил вернуться на аэродром вылета.
 
Самолет сделал несколько разворотов в воздухе, а еще примерно через десять минут начал заходить на посадку на освобожденную для него полосу. Заход, по мнению близких к расследованию аварии источников “Ъ”, оказался сложным. В первую очередь потому, что из-за отказавшей автоматики совершался в ручном (direct mode) режиме. В нем отключаются такие важные при посадке функции, как автоматический контроль минимально допустимой путевой скорости машины, перегрузок или предельно допустимых углов атаки, поэтому экипаж мог ориентироваться только на показания приборов и собственные профессиональные навыки.

Кроме того, из-за неизрасходованного топлива, взятого с расчетом примерно двухчасового полета до Мурманска, Superjet садился с максимальной массой, создающей дополнительные трудности для приземления. Наконец, проблемы экипажу создало отсутствие полноценной радиосвязи с диспетчером — резервный канал, по словам летчиков, постоянно прерывался.

Самолет тем не менее благополучно вышел на глиссаду и снизился по ней к взлетно-посадочной полосе со значительным — более 1 км перелетом и превышением путевой скорости на 30 км/ч. Даже в таких условиях посадка, по мнению экспертов, была вполне безопасной. Однако в результате еще одной возможной ошибки летчиков, превысивших, как оказалось, не только путевую, но и вертикальную скорость снижения машины, касание колесами самолета бетонки оказалось слишком жестким. Сработавшие стойки шасси вытолкнули машину вверх, и самолет совершил так называемый отскок (bounce landing) от ВПП.

Справиться с первым скачком летчики опять же не смогли, а своими действиями — они все время пытались прижать нос самолета к земле, вместо того чтобы, наоборот, стабилизировать машину в посадочном положении,— лишь спровоцировали новые «прогрессирующие», по авиационной терминологии, отскоки. Уже после второго, еще более высокого «прыжка» стойки шасси продавили топливные баки самолета, керосин из них выплеснулся на горячие двигатели и воспламенился. Когда SSJ наконец остановился, вся его задняя часть была охвачена пламенем.

Выбраться из горящей машины удалось большинству членов экипажа и только пассажирам, которые сидели на первых рядах кресел. Те, кто располагался сзади, получили серьезные травмы еще во время «прыжков» лайнера по бетонке и выбраться из салона самостоятельно не могли. Горящий вокруг авиационный керосин не оставил раненым никаких шансов на выживание.

В понедельник эксперты Межгосударственного авиакомитета приступили к расшифровке параметрического и речевого самописцев сгоревшего самолета. О причинах трагедии можно будет говорить после анализа сохранившейся на приборах информации, однако уже сегодня эксперты сходятся во мнении, что катастрофа, скорее всего, произошла из-за ошибок экипажа Superjet.

Первой из них было само решение летчиков лететь через грозовой фронт. Затем, попав в сложную, но далеко не катастрофическую ситуацию с отключением автоматики, летчики, по мнению авиаэкспертов, поторопились приземлиться вместо того, чтобы продержаться несколько часов в воздухе и выжечь лишний керосин (сливать топливо в воздухе сейчас запрещено по экологическим требованиям). Наконец, уже в процессе приземления члены экипажа SSJ, как полагают авиаэксперты, продемонстрировали свою крайне слабую пилотажную подготовку, не сумев сначала правильно зайти на посадку в ручном режиме, а затем еще и усугубив ситуацию с начавшимися отскоками.

Вице-президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Игорь Виноградов сообщил “Ъ”, что при испытаниях SSJ проверялся на удары молниями. По их результатам было установлено, что молнии не приводят к возгораниям на воздушном судне и потерям его управления. Другой источник “Ъ” в компании отметил, что за время эксплуатации SSJ 100 в них 13 раз попадали молнии, но ни один из этих инцидентов не повлиял на работу машины в воздухе. По словам господина Виноградова, прямые испытания самолета на посадку с превышением массы не проводились, однако подобные ситуации предусмотрены руководством по летной эксплуатации SSJ и моделируются на тренажерах при обучении пилотов.

Помимо действий самих пилотов СКР активно изучает работу наземных служб Шереметьево. По словам руководителя Минтранса России Евгения Дитриха, службы реагирования аэропорта Шереметьево сработали оперативно. Министр отметил, что SSJ совершил посадку в 18:30, а тревога была объявлена в 18:31. Первая пожарная машина, по его данным, оказалась рядом с лайнером уже через минуту. «В течение последующих четырех минут прибыло еще шесть пожарных машин»,— добавил Евгений Дитрих.

Председатель комитета по чрезвычайным ситуациям в аэропортах гражданской авиации ассоциации «Аэропорт» ГА Александр Журавков сообщил “Ъ”, что в Шереметьево используется шесть аэродромных пожарных автомобилей и все они соответствуют российским требованиям, а большая часть и стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). «При этом аэродром обеспечивает уровень требуемой противопожарной защиты самой высокой для России 9-й категории, которая необходима для больших воздушных судов, к которым относятся, например, Boeing 777-300 и A330. Для тушения пожаров в этих больших самолетах, согласно российским требованиям, задействуются 5 пожарных машин и 20 человек личного состава. Сгоревший SSJ относится к 6-й категории, и для его тушения необходимо 3 машины и команда пожарных из 12 человек. По стандартам ИКАО и российским нормам они должны были оказаться у горящего самолета максимум через три минуты»,— рассказал господин Журавков.

В свою очередь, руководитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова сказала “Ъ”, что вопросы к спасательной операции действительно имеются. «Есть регламент аварийно-спасательного обеспечения безопасности полетов, который исполнен не был,— полагает госпожа Борисова.— В соответствии с ним первые спасательные машины должны прибыть на место происшествия через три минуты. Но не с момента возникновения самого ЧП, а с момента получения соответствующей команды. Так вот, по нашим данным, пожарные уложились в норматив, но прибыли гораздо позже, чем начался сам пожар и спасение пассажиров с борта лайнера». По словам госпожи Борисовой, проблема заключается в том, что сами команды «Тревога» и «Готовность» были отданы с опозданием.

В соответствии с первой из них внезапно произошло ЧП с терпящим бедствие воздушным судном. Расчеты спасателей сразу направляются на место чрезвычайной ситуации. Первая машина должна прибыть туда через три минуты. По второй — спасатели в ожидании посадки терпящего бедствие самолета находятся в месте своего сбора, откуда и выезжают на ЧП в случае необходимости. Согласно регламенту, решение о подаче сигналов «Тревога» и «Готовность» могут принять диспетчеры, руководитель полетов, сменный начальник аэропорта, руководитель предприятия гражданской авиации, начальник поисково-аварийной службы аэропорта — всего семь должностных лиц. Передаются же они службой движения по специальной связи. Судя по появившемуся в понедельник видео, диспетчеры, только наблюдая с вышки за аварийной посадкой, пожаром на борту и спасающимися пассажирами, вызывали пожарных: «2–10, "вода", давайте, подъезжайте…»
Персоны Компании
Катастрофа SSJ-100: хозяева и строители Шереметьево опять без дел?
Возникнут ли вопросы к Дерипаске, Скоробогатько и Пономаренко?
Эксперты считают российский суперджет политическим проектом
Утром 6 мая Следственный комитет назвал возможные причины катастрофы самолета «Сухой Суперджет-100» авиакомпании «Аэрофлот» в Шереметьево. Основных версий три: недостаточная квалификация экипажа и технического персонала аэропорта (в том числе, наземных служб), неисправности воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия.
За разработку VIP-интерьера «Суперджета» компании Азата Хакима были перечислены сотни миллионов рублей
Катастрофа пассажирского лайнера Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево унесла жизни 41 человека. Чиновники поспешили сообщить, что отказываться от использования суперджетов не будут. В социальных сетях и телеграм-каналах это объясняют тем, что в разработку отечественного самолета было вложено слишком много денег, и отстранять его от полетов не станут, даже несмотря на риск человеческих жертв. PASMI выяснило, что дорого обошлись не только разработка и производство Sukhoi Superjet. Минпромторг и компании-эксплуатанты ежегодно тратят сотни миллионов на создание ВИП-интерьеров для самолета и научно-исследовательские работы.
Кошмар в небе и на земле. Кто ответит за гибель людей в "суперджете"
Росавиация и авиакомпании уже давно предупреждали, что Сухой Суперджет представляет потенциальную опасность, однако не останавливали эксплуатацию
На разработку невыгодного самолета ОАК потратила 2 миллиарда долларов
При аварийной посадке Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота» в Шереметьево погиб 41 человек. Катастрофа стала второй в истории самолета за восемь лет полетов и первой, которая может оказаться связанной с техническими причинами. Но на мировом рынке SSJ, на который государство потратило $2 млрд, оказался неконкурентным из-за сложностей с техническим обслуживанием, которые делали его невыгодным для авиакомпаний. …
Эксперты видят в крушении «Суперджета» компании «Аэрофлот» много непонятного
Официально следствие версии крушения пока не называет. Неофициально сообщается об ударившей в самолет молнии и отказе электроники.
Валерий Ефимов махнул рукой на банки
Авиакомпания Utair в отчетности по МСФО за 2018 г. сообщила, что в декабре не выплатила проценты по семилетним кредитам. Это было сделано с целью обеспечить бесперебойную работу в низкий сезон. У Utair два семилетних кредита: на 15,4 млрд руб. от синдиката 11 банков и на 17,4 млрд руб. от Сбербанка. Ранее компания сообщала о дефолте только по синдицированному кредиту.
СКР приговорил Алексея Озерова досрочно
Как стало известно “Ъ”, неожиданный ход сделала защита бывшего генерального директора ОАО «МиГ-Рост» Алексея Озерова, осужденного недавно на 9,5 года колонии по делу о мошенничестве с имуществом компании. Адвокаты направили главе Следственного комитета России (СКР) Александру Бастрыкину письмо с просьбой разобраться, почему его ведомство опубликовало сообщение о приговоре до того, как он вступил в законную силу. По мнению защиты, такая публикация нарушает принцип презумпции невиновности и может оказать давление на апелляционную инстанцию Мосгорсуда. Между тем адвокаты всерьез рассчитывают добиться отмены приговора, поскольку уверены, что суд первой инстанции не учел их доводы в пользу невиновности господина Озерова.
У Виталия Савельева дело пахнет керосином
Чистый убыток «Аэрофлота» за первый квартал 2019 года увеличился вдвое по сравнению с тем же периодом 2018 года и достиг 16,9 млрд руб. Перевозчик объясняет динамику удорожанием авиакеросина на 10,4% и ростом затрат на техобслуживание и лизинг: за 12 месяцев парк компании расширился на 21 самолет. Выручка компании выросла на 21,1%, до 114 млрд руб. Впрочем, эксперты полагают, что по итогам года у «Аэрофлота» есть все шансы выйти в прибыль.
Максим Акимов посадил самолеты на прикол
Минфин предложил просившим денег на топливо авиакомпаниям урезать флот.
Герман Греф отделал самолеты всухую
Не взирая на бедственное финансовое положение крупнейшего оборонного предприятия АХК «Сухой», Сбербанк безакцептно списывал с него спорные долги. Под угрозой оказались многомиллиардные контракты на поставку боевых «СУ» новых поколений не только в Индию и Китай, но и для российских ВВС. Неужели только ради сверхприбылей Сбербанк пытался «кошмарить» стратегически важное для России предприятие? И, похоже, не только одно.
Избитые охранниками Дмитрия Медведева полицейские пожаловались в СКР и ФСБ
Охранники премьер-министра Дмитрия Медведева напились в сочинском клубе и устроили драку с посетителями и охраной. Досталось и полицейским, приехавшим на место происшествия. Правоохранители обездвижили дебоширов и отвезли в отдел — там стало известно, что это не просто тусовщики, а сотрудники ФСО. В конечном итоге под статью попали охранники и посетители клуба. Избившие полицейских ФСОшники в деле оказались потерпевшими.
Виктор Леденев неубедительно держался перед камерами
Московский райсуд Санкт-Петербурга изучил видео- и аудиозаписи разговоров главы калининградского управления Следственного комитета РФ (СКР) Виктора Леденева с обвиняемыми в вымогательстве у него $50 тыс. бывшим замполпреда президента миллиардером Александром Дацышиным и экс-депутатом калининградской облдумы журналистом Игорем Рудниковым. Аппаратура, скрытая ФСБ в цветочном горшке служебного кабинета генерала СКР и его одежде, не зафиксировала угроз в его адрес или получения денег подсудимыми.
Эраст Галумов попробовал откупиться от ФСБ биткойнами
Впервые в истории ФСБ под следствием оказались сразу два следователя центрального аппарата спецслужбы. Алексея Колбова и Сергея Белоусова Следственный комитет России (СКР) подозревает в вымогательстве взятки на общую сумму 65 млн руб. в биткойнах за условное наказание экс-гендиректору ФГУП «Издательство "Известия"» Эрасту Галумову, обвиняемому в мошенничестве.
Глубокое пике Савельева
Биржевые аналитики оценили результаты деятельности «Аэрофлота» за прошлый год как довольно слабые, и это при значительном росте пассажиропотока. Такой вывод был сделан исходя из, судя по всему, не блестящей финансовой отчетности авиакомпании за 2018 год. А тем временем руководство «Аэрофлота», на словах гарантируя повышение зарплат своим пилотам, собирается потратить сотни миллионов рублей на административные расходы.
Алексея Эккерта продолжает прессовать Следственный комитет
Дело соучредителей “РусАльянс Строя” Алексея Эккерта и Дмитрия Бушманова из «списка Титова» разваливается на глазах: арбитражные суды подтвердили отсутствие ущерба Минобороны и обязали выплатить предпринимателям почти полмиллиарда рублей, дополнительно вложенных в стройку. Несмотря на это и другие неопровержимые доказательства невиновности строителей, следователи направили дело в суд, а подчиненные Юрия Чайки подписали обвинительное заключение. И это вместо того, чтобы разобраться с вымогателями взятки в 700 млн рублей и установить, куда пропали дополнительные 4 миллиарда двойного финансирования стратегически важных объектов Минобороны. Тем временем, более трех лет предприниматели находятся под арестом.
Алексей Шматко дотянулся до Путина из Великобритании
Получивший убежище в Великобритании бизнесмен Алексей Шматко вчера обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой поручить генпрокурору Юрию Чайке и главе Следственного комитета РФ (СКР) Александру Бастрыкину проверить факты фабрикации против него в 2010 году уголовного дела с применением пыток в УФСБ Пензенской области. Заявитель утверждает, что его «подвергал пыткам» следователь Валерий Токарев, аналогичные жалобы на которого подавали подследственные по «пензенскому делу» о запрещенном в РФ террористическом сообществе «Сеть» Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский. Оба фигуранта получили в РФ отказы в расследовании жалоб на пытки и предстанут перед судом по основному делу «Сети» в Пензе 25 апреля.
Юрий Маневич пошел по стопам брата
Пост курирующего электроэнергетику заместителя главы Минэнерго займет малоизвестный на федеральном уровне петербуржец Юрий Маневич — брат убитого вице-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Маневича. Источники “Ъ” говорят о близости господина Маневича к главам «Роснано» Анатолию Чубайсу и Сбербанка Герману Грефу. Вскоре будет назначен еще один замглавы Минэнерго — по данным “Ъ”, им может стать действующий глава департамента по оперативному контролю Евгений Грабчак, который будет отвечать за цифровое развитие.