Росавиация и авиакомпании уже давно предупреждали, что "Сухой Суперджет" представляет потенциальную опасность, однако не останавливали эксплуатацию
Следственный комитет возбудил уголовное дело после трагедии в столичном аэропорту Шереметьево, где в воскресенье вечером во время жесткой посадки загорелся пассажирский "Сухой Суперджет" компании "Аэрофлот". По предварительным данным, 41 человек погиб, в том числе двое детей, еще несколько пострадали. Пока известно, что вскоре после взлета на борту самолета отказала электроника, а при экстренной посадке у него загорелись двигатель и баки с горючим. Экипаж говорит, что якобы в самолет ударила молния. Теперь в причинах трагедии разбираются следователи и эксперты. "Суперджеты" SSJ-100 с самого начала производства стали проклятием российского авиапрома. Росавиация несколько дней назад рассылала в авиакомпании предупреждения, что 50 российских "суперджетов" потенциально опасны из-за проблем с креплением двигателей и закрылков.
Катастрофа произошла в столичном аэропорту Шереметьево. В 18:03 в небо поднялся "Сухой Суперджет 100" авиакомпании "Аэрофлот", который следовал из Москвы в Мурманск. Самолет вышел на курс и стал набирать высоту. На его борту находилось около 80 человек: пять членов экипажа и 73 пассажира. Через 10 минут после взлета, когда самолет находился на высоте более трех тысяч метров, экипаж доложил на землю об аварийной ситуации на борту — стала отказывать электроника. Борт запросил экстренную посадку. После этого связь с экипажем прервалась.
Примерно в 18:29 диспетчеры увидели, как со стороны торца ВПП 24 заходит на расчетном удалении "суперджет". При пробеге было заметно сильное горение на левой стороне самолета. В конце ВПП "суперджет" развернуло поперек полосы, и он остановился. Полыхала вся хвостовая часть фюзеляжа и крыло. Экипаж эвакуировал пассажиров по надувному трапу через передние двери на левой и правой стороне. Люди скатывались к земле и бежали подальше от горящего самолета. Лишь через минуту к "суперджету" примчались пожарные расчеты и начали тушить огонь. Члены экипажа сначала помогли спастись пассажирам и только потом покинули самолет.
Сначала сообщалось, что погибло 13 человек, еще пятеро пассажиров пострадали. Затем Следственный комитет уточнил: погиб 41 человек. Это крупнейшая катастрофа за последнее время.
— Следователи Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц", — рассказали в СКР.
Источники Лайфа в СКР рассказали, что среди приоритетных версий отрабатывается технический фактор. Сценарий мог быть таким: после возникновения на борту самолета аварийной ситуации экипаж принял решение вернуться в Шереметьево. Возможно, в самолет ударила молния.
— Из-за отказавшей электроники садились в полной тишине. Посадка во внештатном режиме была жесткой, самолет три раза сильно ударился о полосу, шасси подломилось, задев топливные баки, которые и загорелись, — рассказал Лайфу источник.
"Сухой Суперджет 100-95B" с заводским номером 95135, бортовым RA-89098 и именем М. Карим был изготовлен в 2017 году. 21 июня 2017-го он был передан "Аэрофлоту". Общий налет составлял более трех тысяч часов. Можно сказать, для самолета это детский возраст.
Следователи проведут выемку документов в офисе "Аэрофлота". В первую очередь эксперты и следователи будут выяснять, в каком состоянии этот "суперджет" отправился в последний рейс, кто и как его обслуживал. Кроме того, будут изъяты образцы топлива, которые исследуют на качество. Также будет тщательно изучена версия человеческого фактора. Не исключена и ошибка экипажа.
Источник Лайфа рассказал, что несколько дней назад при вылете того самого самолета в списке "неважных мелочей" был лючок от топливного бака — он отсутствовал. Однако самолет все же отправили на взлет. Также, по данным источника, пилоты компании негодуют, что техников "Аэрофлот" взял на подряд из компании "Атехникс". И порой они даже не понимают, о чем идет речь в докладе пилота перед запуском двигателя (например, не знают, что такое "декомпрессионные клапаны"), и при этом выпускают самолеты в рейс. А иногда при возникновении вопросов о неполадках предлагают "проверить визуально".
У следователей уже есть серьезные вопросы к пожарным и специальным службам аэропорта Шереметьево. По предварительным данным, к приему аварийного самолета никто не был готов. А пожарные расчеты прибыли тушить пожар, когда фактически вся хвостовая часть "суперджета" уже сгорела.
"Сухой Суперджет" считается проклятием российского авиапрома. С момента начала производства этих самолетов, которые должны были заменить морально и технически устаревшие Ту-134 и Ту-154, их преследуют катастрофы и инциденты. В большинстве своем из-за проблем и отказов техники. В 2012 году, 9 мая, когда компания "Сухой" презентовала Superjet в Индонезии, один из лайнеров разбился в горах. Ежегодно с этими самолетами происходит несколько инцидентов.
Единственный европейский эксплуатант российских "суперджетов" — CityJet, Ирландия — недавно отказался от них. Как сообщали специалисты, самолеты оказались сложны в техобслуживании, их было тяжело ремонтировать из-за проблем с запчастями. Ранее, как сообщали СМИ, "Аэрофлот" также признавал, что "суперджеты" доставляют беспокойство.
Как выяснил Лайф, это может быть связано с недавней проблемой с титановыми деталями. Росавиация выпустила экстренную директиву, где сообщила авиакомпаниям: на некоторых лайнерах модели SSJ-100 применяли титановые полуфабрикаты "неподтвержденного происхождения". Это значит, изготовитель титана не подтвердил соответствие металла техническому регламенту. Потенциально небезопасными сочли крепления двигателей к крылу, крепления закрылков и других элементов механизации крыла, а также стойки шасси. Проблема может коснуться полусотни лайнеров в пользовании "Аэрофлота", "Азимута", упомянутой ирландской компании и еще нескольких. По словам заслуженного пилота России Юрия Сытника, проблема весьма серьезная, касается безопасности полетов и в перспективе может ударить по репутации производителя.
24 декабря 2018 года главный конструктор АО "Гражданские самолеты Сухого" Владимир Лавров утвердил программу проверки узлов крепления двигателей, шасси и механизации крыла. Их начали осматривать уже с 31 января 2019-го. Оперативная проверка потребовалась из-за того, что производитель титана — корпорация ВСМПО-Ависма — не подтвердил качество изготовленных деталей.
Опасения у производителя вызвали многочисленные кронштейны, лонжероны и так называемые серьги. Особенно пристальное внимание при осмотре рекомендуется уделить закрылкам и соединительным элементам трубопроводов — фитингам. Их собираются изучить с эндоскопом.
В документе перечислены заводские номера потенциально проблемных бортов. Лайф насчитал 48 машин. Это примерно четверть всего авиапарка SSJ-100, когда-либо поставленных на крыло. В список попали машины "Аэрофлота", "Ираэро", "Азимута" и "Ямала". Минимум два лайнера были в эксплуатации у упомянутой ирландской CityJet. Подробности — в инфографике.
Сколько "Суперджетов" попали под проверку
Infogram
По словам заслуженного пилота и члена Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации Юрия Сытника, "суперджет" не очень выгоден авиакомпаниям, поскольку его сложно ремонтировать. При малейшей необходимости техобслуживания или замены деталей, объясняет летчик, приходится подолгу ждать запчасти. Самолет же приносит авиакомпаниям деньги, только когда летает. Когда стоит на бетоне, от него одни убытки.
SSJ-100 — ближнемагистральный пассажирский самолет, то есть он летает на расстояние не больше трех тысяч километров. Его разработали "Гражданские самолеты Сухого" при участии Alenia Aeronautica и консультациях Boeing. Примерно 22% узлов самолета произведено в США. Предназначен для перевозки до ста пассажиров. Проект обошелся в 44 миллиарда рублей.
Согласно статистике Центрального МТУ Росавиации, с самолетами SSJ в 2018 году произошло 10 авиационных происшествий, тогда как в 2017-м зафиксировано одно. Ранее Лайф писал о проблемах с иллюминаторами "суперджетов", которые могут привести к падению давления в салоне.