Крупнейший российский игрок на рынке онлайн-ретейла компания «Юлмарт» показывает неплохие результаты. Несмотря на это, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти принял в рассмотрение дело о банкротстве холдинга по иску миноритарного акционера. По мнению других акционеров, банкротство планируется исключительно фиктивное в интересах одного из крупных совладельцев сети - Дмитрия Костыгина. Он не сумел назначить на предприятии своего директора, но может получить контроль через назначенного судом управляющего.
Состоятельная несостоятельность
Заявление о признании НАО «Юлмарт» банкротом подано частным лицом Олегом Морозовым. Суд постановил «возбудить производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника» и назначить рассмотрение обоснованности требований заявителя к должнику на 15 декабря 2016 года.
С начала года в «Юлмарте» развивается конфликт между основными акционерами онлайн-ретейлера. Акционеры не могут договориться о том, кто будет руководить компанией — уже несколько месяцев предприятие работает без генерального директора. Летом этот пост покинул один из основателей «Юлмарта» Сергей Федоринов.
Бывшему хозяину сети супермаркетов «Лента» Дмитрию Костыгину принадлежит 31,6% в Ulmart Holding Limited — головной компании онлайн-ретейлера — через Koshigi. Еще 29,9% через Svoboda Corporation у его старого делового партнера Августа Мейера. Остальными 38,5% владеет Donna Union Foundation в интересах Михаила Васинкевича. Который, в свою очередь, ведет затяжной конфликт с еще одним совладельцем — Алексеем Никитиным. Весной 2016 года была достигнута договоренность о продаже доли Никитина Васинкевичу за $40 млн. Сделка до сих пор не закрыта: окончательные расчеты так и не состоялись.
Как утверждает представитель Donna Union Foundation, истец — Олег Морозов — является «другом и давним бизнес-партнером» одного из акционеров компании Дмитрия Костыгина. «Иск Морозова о банкротстве основан на займе, предоставленном самим Костыгиным «Юлмарту», который был переуступлен Морозову с отсрочкой оплаты на два года еще весной 2016 года», — отмечает собеседник РБК, добавив, что, «по сути, Костыгин продолжает контролировать это требование».
По словам Дмитрия Костыгина, подобный иск «был ожидаем в свете последних событий вокруг компании». Он говорит, что действительно знаком с Олегом Морозовым и раньше являлся его партнером по другим проектам.
«Васинкевич, пользуясь правом вето, блокировал важные для компании решения в совете директоров, в том числе по привлечению финансирования. Сам денег тоже не дает: видимо, у него их нет. В такой ситуации дефолт компании по некоторым кредитам предсказуем. Неудивительно, что кредиторы нервничают и хотят усилить позиции в вопросе возврата средств. Предполагаю, что именно это и двигало Морозовым, когда он обратился с иском», — объясняет Дмитрий Костыгин.
Друзья Костыгина — прожженные должники
Это не первая угроза банкротства для «Юлмарта». В начале ноября стало известно, что Дмитрий Костыгин переуступил еще один долг — на 550 млн рублей — ООО «Балтийская электронная площадка». Это ООО сразу же заявило о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве НАО «Юлмарт», а также аффилированных с ним ООО «Юлмарт Девелопмент» и ООО «Юлмарт ПЗК».
Урегулировать спор с ООО «Балтийская электронная площадка» и принять решения об улучшении финансового положения компании акционерам пока не удается. Эти вопросы находятся в компетенции совета директоров UHL, работа которого фактически блокирована. Входившие в него независимые директора к началу ноября сложили свои полномочия, а представители мажоритарных акционеров сделали это 15 ноября. В результате из шести директоров в совете остались только два представителя Donna Union Foundation — юристы возглавляемой зятем министра иностранных дел Сергея Лаврова Александром Винокуровым А1, - инвестиционного подразделения «Альфа-Групп».
При этом на всех российских активах UHL, в том числе на акциях компаний НАО «Юлмарт», «Юлмарт Девелопмент», «Юлмарт ПЗК» и «Юлмарт РСК» уже лежит арест со стороны окружного суда Лимассола по иску кипрской компании Ledaro. По сведениям источников, ее бенефициаром также является «старый друг Дмитрия Костыгина».
Впрочем, арест не повлияет на операционную деятельность компаний группы «Юлмарт», они по-прежнему несут ответственность по своим обязательствам перед сотрудниками, контрагентами и кредиторами. 17 ноября «Юлмарт» открыла пригородный центр исполнения заказов в Санкт-Петербурге и «подтвердила планы по реализации инвестиционных проектов», говорится в сообщении пресс-службы компании.
Ранее высказывались предположения, что Дмитрий Костыгин может сознательно создавать негативный имидж «Юлмарта» как компании, погрязшей в долгах, судебных разбирательствах и корпоративных конфликтах. Михаил Васинкевич уверяет, что вел переговоры о покупке его доли в компании с крупным инвестиционным фондом, но действия Костыгина привели к снижению делового интереса и отмене сделки. Интерес самого Костыгина заключается в том, чтобы нерыночными методами захватить чужую долю, а затем перепродать ее по рыночной цене. Тем более, что этот гражданин государства Сент-Киттс и Невис давно присмотрел имение в Монако, куда и собирается перебраться с выведенными из России деньгами.