В 2016 году бывший замначальника Службы безопасности президента и замминистра обороны Алексей Дюмин стал губернатором Тульской области. С легкой подачи журналиста Сергея Доренко его называли чуть ли не будущим преемником главы государства. Многие считали, что молодого генерала послали в регион на «стажировку» – наберется опыта на гражданской службе и рванет дальше. Например, займет министерское кресло в Москве. Прошли годы, правительство обновилось, а Дюмин так и остался в Туле. Почему?
При первом приближении кажется, что вариантов тут всего два. Либо политологи ошиблись и восприняли вполне рядовое назначение, как большую кадровую комбинацию; либо стажировка в губернаторском кресле не принесла необходимых результатов. Потоки лести, которые льются на него со страниц тульских газет, могут свидетельствовать в пользу второго. Сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит.
Журналисты, прикормленные областной властью, называют прошедшие четыре года не иначе как «Эрой Дюмина». У других подобные статьи не вызывают ничего, кроме иронии. Губернатор сменился, а вся бюрократия осталась прежней. Генерал, наделенный, казалось бы, неограниченными полномочиями для наведения порядка, проявил неожиданную толерантность к окружению своего предшественника. Туляки ждали громких расследований, отставок и посадок. Разве не за этим президент прислал к ним человека в погонах? Но вместо показательной борьбы с коррупцией им пришлось обсуждать в соцсетях доходы супруги нового главы региона. По итогам 2018 года Ольга Дюмина задекларировала доход в размере 13,9 млн рублей, – в два раза больше, чем у мужа, – что привело ее к попаданию в список самых богатых жен губернаторов, который составила газета «Коммерсант».
Понятно, что у Алексея Дюмина есть кое-какие успехи на посту губернатора: несколько новых инвестпроектов, строительство мостов. В регионе не было крупных ЧП, что в наши времена тоже можно записать в актив местного начальника. Но при всем при этом нельзя сказать, что после смены руководителя Тульская область сумела выделиться на фоне других регионов России. Проблемы с демографией и здравоохранением по-прежнему тянут ее вниз во всевозможных рейтингах. Пока Дюмин не сломает этот тренд, у него не будет «истории успеха» для дальнейшего движения по карьерной лестнице.
Кажется, что все очевидно. Но, ситуация выглядит так, будто у тульского губернатора есть еще одно препятствие для возвращения в Москву.
«Тяжеловес» из Телеграмма
Губернатор как бы намекает, что готов руководить регионом и после 2021 года. Но что-то подсказывает, что в реальности он ищет способы вернуться в столицу. Авторы различных телеграмм-каналов, которые по одним только им известным методикам составляют «рейтинги глав регионов», оценивают положение Алексея Дюмина, как «стабильное». Один известный канал даже назвал его «губернатором-тяжеловесом». Ну да, ну да – почти как Аман Тулеев или Эдуард Россель. Трудно представить человека, способного проглотить такую лапшу. Тем более сложно вообразить, что все это придется по вкусу небольшой группе читателей, на которых и рассчитаны подобные публикации.
Комплименты в адрес Дюмина от анонимных авторов из Телеграмма выглядят так, будто он ощутил себя забытым и всеми силами напоминает о своей персоне в надежде получить новое назначение. История с медсестрой в купальнике – из той же серии. Заступившись за Надежду Жукову, тульский губернатор вроде как заступился за весь медперсонал, работающий в тяжелых условиях. Да еще и попал в федеральные новости на волне борьбы с коронавирусом. Можете вспомнить более заметные события, которые происходили в Тульской области за последние полгода-год? То-то же.
Само назначение Алексея Дюмина врио губернатора, кажется, стало самой громкой новостью из Тулы за последние четыре года. Сразу после этого события мы собрали все основные версии замены Владимира Груздева на бывшего замминистра обороны. Тогда поговаривали, что по ночам генерал штудирует труды по истории права и экономической теории, чтобы соответствовать требованиям к политической фигуре федерального уровня. Продолжаются ли эти занятия до сих пор, никто не знает.
Старая команда
К середине первого губернаторского срока Алексея Дюмина стало ясно, что тульское болото продолжает затягивать тиной. Как мы упомянули выше, значительная часть областных чиновников заняла свои посты при предыдущем главе региона Владимире Груздеве. Последнего много критиковали за то, что он делал ставку на лояльные, но малоопытные кадры из Москвы. Дюмин почти полностью сохранил этих людей.
Например, первый заместитель губернатора Валерий Шерин начал карьеру в правительстве региона в 2012 году. В возрасте 30 лет он был назначен Груздевым на должность министра имущественных и земельных отношений. Со времен предшественника Алексея Дюмина работает и зампред правительства Тульской области, министр внутренней политики региона Антон Агеев. Еще один яркий представитель старой команды, Элеонора Шевченко, по-прежнему курирует в регионе сферы строительства и ЖКХ. Впрочем, чему удивляться, если Дюмин еще в статусе и.о. губернатора назначил Владимира Груздева своим советником.
Ситуация выглядит так, будто действующий и бывший губернаторы Тульской области имеют некие общие интересы за пределами региона. Что тоже неудивительно – оба москвичи, у обоих есть основания воспринимать эту работу, как длительную командировку. Владимир Груздев после отставки, судя по всему, вернулся в бизнес. В 2020 году журнал Forbes оценил его состояние в 700 млн долларов. Издание связывает капитал бывшего чиновника с инвестициями в недвижимость. Это и могло стать общей темой Дюмина и Груздева.
Большие стройки
Известно, что супруга бывшего губернатора также, как и семья Дюминых, имеет интересы в строительном комплексе столицы. По данным Forbes, принадлежащее Ольге Груздевой ООО «Стройком 1» планирует строительство многоквартирных домов в Новой Москве. Но есть и более заметные проекты.
Осенью прошлого года газета «Коммерсант» назвала подконтрольное Ольге Груздевой ООО «Взлет» одним из претендентов на комплекс зданий Минэкономики в районе Триумфальной площади. После переезда чиновников в комплекс небоскребов Москва-Сити пять зданий на 1-й Брестской и 1-й Тверской-Ямской улицах были выставлены на торги. Эксперты рынка считают, что с учетом расположения этих объектов в центре Москвы они могут быть интересны с точки зрения редевелопмента в гостиницы, офисы и апартаменты. Вряд ли можно предположить, что некое общество с ограниченной ответственностью может претендовать на покупку такой недвижимости, не имея за собой административного ресурса. И вот тут мы подходим к самому интересному.
Одним из крупных лоббистов строительства элитного жилья в центре Москвы участники рынка считают Артема Дюмина, брата действующего тульского губернатора. По данным газеты «Ведомости», он является одним из инвесторов жилого комплекса на месте усадьбы Анны Неклюдовой на ул. Малая Бронная, а также участвует в реконструкции усадьбы Петра Позднякова на пересечении Леонтьевского переулка и Большой Никитской улицы. В 2012-2015 годах Дюмин-младший руководил компанией АО «ТПК Продмаркет», которая стала подрядчиком и застройщиком гостиницы на Варварке, рядом с парком «Зарядье». Он и сегодня входит в число учредителей ООО «МФК», которое выступило девелопером этого же отеля. В 2014-2019 годах Артем Дюмин руководил спортивным комплексом «Олимпийский», который сейчас находится на реконструкции.
По слухам, чуть ли не все угловые здания на улице Большая Никитская от бульвара до Кремля принадлежат компаниям, которые могут быть связаны с Артемом Дюминым. Сам он публично опроверг свою причастность к этой недвижимости. Однако трудно оспорить тот факт, что в самом центре Москвы «отстаиваются» сразу несколько исторических зданий, судя по всему, подконтрольных некому очень богатому и влиятельному собственнику. Помещения не сдаются в аренду, как будто их владелец ждет подходящего момента, чтобы начать новую большую стройку.
Каждый из активов, к которым официально имел отношение Артем Дюмин, оценивается в миллиарды и даже десятки миллиардов рублей. При всем при этом 36-летний брат нынешнего тульского губернатора начинал свой трудовой путь тренером по теннису. Трудно не заподозрить, что за его стремительным приближением к участникам списка Forbes может стоять крупная финансово-промышленная группа, заинтересованная в политической карьере его старшего брата.
Вполне вероятно, что бизнесмен Владимир Груздев, работавший в 90-х чуть ли не с «ореховской» ОПГ, может быть в этой истории кем-то вроде связного. С точки зрения государственных интересов такие друзья могут быть, как гиря на ногах. Если предположить, что продвижение Алексея Дюмина на федеральный уровень может сопровождаться чем-то вроде конфликта интересов, то это выглядит логичным объяснением почему его, скорее всего, оставят набираться хозяйственного опыта в Тульской области.