Экс-совладелец Внешпромбанка и бывший глава Федерации бобслея России Георгий Беджамов 30 октября попросил Высокий суд Лондона отменить ограничение на его месячные траты, установленное в размере £80 000 ($103 000). Информация об этом появилась на специализированном портале судебной информации Law360. Ограничение было установлено после того, как лондонский суд по иску Внешпромбанка арестовал активы Беджамова на £1,3 млрд ($1,7 млрд).
Беджамов в своем заявлении в суд подчеркивает, что в случае, если ограничение останется в силе, ему и его семье придется покинуть свои дома в Лондоне и в Монако соответственно. Как отметил представитель Беджамова Джастин Фенвик на слушаниях в Высоком суде Лондоне в четверг, судебное решение снизило стандарты жизни его клиента и заставило его «ужаться в тратах».
Бывший банкир попросил суд позволить ему тратить до £310 000 (почти $400 000). Экс-банкир отмечает, что судья ошибочно сочла, что стандарты жизни его и его семьи снизились с тех пор, как они покинули Россию в 2015 году, в то время как на самом деле они, наоборот, выросли.
Фенвик на слушаниях в суде заявил, что от человека, в отношении которого действует приказ об аресте активов, нельзя требовать, чтобы он сократил траты на свою жизнь, даже если эти траты и выглядят расточительно по обычным стандартам.
«Ответчик имеет право тратить деньги так, как он делал это раньше. Ему решать, когда менять свои траты, а не суду», — подчеркивал Фенвик. Он отметил, что расходы его клиента выросли в том числе из-за того, что ему пришлось потратиться на свою безопасность и защиту своей семьи после того, как ему стали угрожать убийством и похищением. Кроме того, только на судебную тяжбу с Внешпромбанком в английском суде он потратил £6 млн ($7,7 млн).
Представитель Внешпромбанка, в свою очередь, заявил, что никаких доказательств того, что «обширные и расточительные» траты Беджамова на бизнес, в том числе представительские расходы на членство в гольф-клубе, помогли ему хоть что-то заработать с тех пор, как он покинул Россию. Представитель истца также назвал «необъяснимым» то, что Беджамов шесть лет снимал дом в Монако за €1 млн в год, а потом переехал в Лондон, оставив семью в Монако, и таким образом удвоил свои траты.
Траты Беджамова не соответствуют его активам и доходам, они иррациональны и совершаются исключительно в целях дробления активов, считает представитель Внешпромбанка. Именно это и призван предотвратить арест активов.
У Внешпромбанка, совладельцем которого помимо Беджамова была его сестра, президент банка Лариса Маркус, ЦБ отозвал лицензию в январе 2016 года. Регулятор обнаружил в балансе банка дыру в 216 млрд рублей (на тот момент – крупнейший случай в истории российского банковского сектора). В числе VIP-вкладчиков банка оказались жены министра обороны Сергея Шойгу и вице-премьера Дмитрия Козака, бывший губернатор Тульской области Владимир Груздев, зять главы «Транснефти
» Николая Токарева и т. д.
Еще до отзыва лицензии у банка, в конце декабря 2015 года по подозрению в мошенничестве была арестована Лариса Маркус. Следствие по делу пришло к выводу, что в 2009-2015 годах в банке действовала преступная группа, выводившая из него миллиарды рублей. Маркус в 2017 году была осуждена за мошенничество и растрату 113,5 млрд рублей на 9 лет (впоследствии суд смягчил наказание на полгода).
Сам Беджамов в декабре 2015 года покинул страну. Он был объявлен в международный розыск и заочно арестован в России.
В апреле 2016 года Беджамова задержали в Монако, однако князь Монако Альбер II отказался экстрадировать экс-банкира в Россию. После этого Беджамов перебрался из Монако в Лондон.
В марте 2019 года Агентству по страхованию вкладов (ликвидатор Внешпромбанка) и Инвесткомпании А1 (занимается взысканием долга в партнерстве с АСВ) удалось добиться от лондонского суда ареста активов Беджамова в пределах £1,3 млрд ($1,7 млрд). Под арест попали земли Беджамова в Подмосковье, недвижимость в престижном лондонском районе Белгравия, пятизвездочный отель Badrutt’s Palace Hotel в швейцарском Санкт-Морице, виллы в Италии и Франции.
Суд также ограничил траты Беджамова £10 000 в неделю. В мае эта сумма была увеличена до £100 000, а летом снижена до £80 000, несмотря на просьбы Беджамова увеличить эту норму. В сентябре суд, исходя из того, что супругу Беджамова и его детей могут выселить из квартиры в Монте-Карло, разрешил Беджамову выплатить £250 000 просроченной арендной платы за жилье.
А1 продолжает поиск активов Беджамова. Летом РБК писал, что за информацию об активах экс-банкира компания обещает вознаграждение.