Диод государственной важности

Источник
Российские власти в очередной раз обозначили приверженность прогрессу, объявив, что на пути энергосбережения наша страна устремится к производству светодиодов, в форсированном темпе пройдя стадию люминесцентной технологии

Российские власти в очередной раз обозначили приверженность прогрессу, объявив, что на пути энергосбережения наша страна устремится к производству светодиодов, в форсированном темпе пройдя стадию люминесцентной технологии. Однако пока на полках российских магазинов прогресс представлен в основном как раз люминесцентными лампами, а доминируют знакомые всем с детства лампы накаливания. Массовость светодиодов вызывает вопросы по причине дороговизны.

НАТАЛИЯ БЛОХИНА

В начале сентября компания "Оптоган" (контрольный пакет принадлежит группе Онэксим Михаила Прохорова, 17% — "Роснано", 33% минус одна акция — якутскому ОАО РИК) выпустила первую партию (30 тыс. штук) бытовых светодиодных ламп. Лампочки очень красивые, похожи на цветок. Дизайн для них придумывала студия Артемия Лебедева. Кроме того, производители обещают шесть лет непрерывной работы при шестикратном энергосбережении. Тем не менее эксперты сомневаются, что граждане дружно бросятся вкручивать их в домашние светильники. Лампочка в рознице будет дороже тысячи рублей, и, надо сказать, это вообще-то дешевле зарубежных аналогов.

Завод "Оптогана" в Санкт-Петербурге — уже второй проект полного цикла производства светодиодов в России. Первой выпуск светодиодных ламп начала около десяти лет назад компания "Светлана-Оптоэлектроника", тоже питерская. На подходе еще три игрока. Усилиями "Ростехнологий" (точнее, входящего в госкорпорацию холдинга "Росэлектроника") будет запущено производство в Москве, Санкт-Петербурге и Томске. Один только Томский завод после выхода на проектную мощность сможет выпускать до 120 млн светодиодов в год (плюс 500 тыс. светодиодных светильников). Кроме того, на одном из предприятий "Росэлектроники" уже запущен проект по производству OLED — органических светодиодов.

Можно заметить, что все эти проекты (кроме, пожалуй, "Светланы-Оптоэлектроники") государственные либо пользуются серьезной поддержкой государства. Частные же предприятия пока не так смело бросаются в производство лампочек по тысяче рублей за штуку, резонно сомневаясь в перспективах их реализации.

На старт

По данным компании Philips, в России на лампы накаливания приходится более 60% рынка источников света. Почти весь остальной объем занимают люминесцентные лампы: более 25% — обычные, около 11% — компактные. Доля светодиодов — менее 1%.

Похожая картина наблюдается во всем мире. С тех пор как была объявлена война лампам накаливания, на смену им приходят в основном люминесцентные лампы, поскольку они существенно дешевле светодиодных. Эксперты программы ООН по окружающей среде подсчитали, что замена всех ламп накаливания на планете на компактные люминесцентные позволит потребителям сэкономить около $47 млрд. Исключение составляют, к примеру, США, где существует большой спрос на светодиодные источники освещения. К слову, Китай, являющийся мировым лидером в производстве светодиодов, 75% продукции отправляет в США.

Американское правительство "держит вопрос на контроле". Например, недавно был устроен конкурс производителей светодиодов, и для компании--автора лучшей лампочки определили приз в $10 млн. Победила лампочка Philips — американцы смогут купить ее в следующем году по цене $40. Кроме того, на объемы спроса влияют и определенные традиции. "У американцев есть национальная фишка: они активно используют разноцветные маломощные лампочки с патроном E27 (наиболее распространен наряду с миньоном Е14) в украшении рекламных и информационных щитов на дорогах, улиц, домов и квартир,— объясняет Алексей Мохнаткин, генеральный директор компании "Светлана-Оптоэлектроника".— Поэтому в стране активно работает программа по переходу на светодиодные лампы".

В России же пока нет предпосылок для использования такого дорогого освещения. И понятно, что для повсеместного внедрения светодиодов нужно эти предпосылки создать. Для начала хорошо было бы разработать, к примеру, новые правила и нормы, строительные и санитарные.

На данный момент государственная поддержка светодиодного начинания выражается в прямом финансировании нескольких проектов и, конечно, в громких словах. "Мы должны сейчас попытаться перескочить этап люминесцентных ламп и быстрее двигаться к светодиодным, хотя они достаточно дороги",— наметила план еще в марте 2010 года глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

Лишь немногие производители делают ставку на современные технологии, для большинства модернизация заключается в выпуске 99-ваттных ламп вместо запрещенных 100-ваттных

Фото: Trend/PhotoXpress

Свет здравого смысла

Поддержкой новых технологий стал также запрет на лампы накаливания высокой мощности. В этом году в России под него попали лампы в 100 Вт, а через три года за ними должны последовать и менее мощные. В этих условиях производителям пришлось полагаться на здравый смысл и смекалку. Большинство представленных на российском рынке производителей запрет на 100-ваттные лампочки обошли, их место на полках магазинов заняли лампочки мощностью 95-99 Вт. Но, следуя указанным правительством курсом (или просто пытаясь прощупать его), российские производители потихоньку начали опробовать новые технологии. Например, Томский электроламповый завод сегодня в основном производит 95-ваттные лампы накаливания. При этом в режиме эксперимента завод начал с помощью китайских технологий выпускать несколько десятков типов люминесцентных и светодиодных ламп, а также светильников. Сейчас их делают примерно по 200 тыс. в месяц, что составляет 2% общего объема производства.

"Мы выпустили первую небольшую партию светодиодных ламп объемом 3 тыс. штук еще в 2008 году, а с 2010-го пошли в розницу, где наши лампы представлены в широком ассортименте,— рассказывает Владислав Голубев, исполнительный директор завода.— Схема и исполнение полностью наши. Правда, кроме самих светодиодов,— они китайские. У нас больше десяти видов изделий собственного производства. Они защищены патентами, поэтому наша лампочка в этом плане полностью российская". Кроме того, производство томской лампочки не такое уж дорогое: цена трехваттной лампы (замена 25-ваттной лампы накаливания) на заводе — 220 руб., ценник в магазинах — 375 руб. В четвертом квартале этого года завод обещает выпустить десятиваттную светодиодную лампу, которая обойдется потребителю в 1 тыс. руб.

Другой пример — Саранский завод точных приборов, работающий уже почти 50 лет. С 2008 года он занимается сборкой компактных люминесцентных ламп (100-200 тыс. штук в месяц), а сейчас выходит на светодиоды. В планах — запуск в первом квартале 2012 года совместного российско-корейского производства по новой и относительно недорогой технологии удаленного люминофора и поэтапный выход на полный цикл производства.

Яркое будущее

"С точки зрения потенциала будущее светотехнической отрасли — за светодиодами,— считает Питер ван Беркель, руководитель сектора "Световые решения" Royal Philips Electronics в России и Центральной Азии.— В перспективе они, конечно, заменят традиционные источники света. Но компактные люминесцентные лампы помогают сберегать энергию уже сегодня". Производителям предстоит решить две основные проблемы — цены и внедрения в бытовой обиход (сегодня светодиоды в основном используют в профессиональном освещении).

В Роснано уверены, что эти проблемы решить удастся. "К 2020 году почти половина всех ламп будут светодиодными",— говорят там. Именно это по идее и должно являться целью проекта "Новый свет", который реализуется комиссией по модернизации при президенте. Кроме того, внедрению светодиодов в России должна способствовать совместная программа ООН и Глобального экологического фонда по энергоэффективному освещению. Также на этом поле работает некоммерческое партнерство производителей светодиодов и систем на их основе (НП ПСС).

Однако пока новая технология не обеспечена даже нормативной базой, в том числе не внесены соответствующие изменения в упомянутый сборник санитарных норм и правил (СанПин). Так что первые производители, выпускающие энергосберегающие лампы, по существу, действуют по наитию, на свой страх и риск.

Персоны Компании
Первую грузовую разыграют среди своих
Как и предполагал "Ъ", правительство утвердило самый жесткий вариант продажи 75% акций крупнейшего в стране железнодорожного оператора — Первой грузовой компании (ПГК) до конца июля
Банк Прохорова отсудил $2 млн у бывшего топ-менеджера Росбанка
Таганский суд Москвы постановил взыскать с бывшего вице-президента Росбанка Михаила Лелявского более $2 млн по иску банка Михаила Прохорова МФК
Михаил Прохоров заработал на Шереметьево
Как стало известно "Ъ", Шереметьево станет первым крупным российским аэропортом, который выплатит вознаграждения членам совета директоров
Evraz возвращается в Якутию
АЛРОСА нашла партнера для развития железорудного проекта в Якутии
Михаил Прохоров выпускает энергию
Российскую энергетику покидает очередной инвестор
Игорь Сечин передаст "Роснефть" академику
Вывод госчиновников из составов совета директоров госкомпаний порождает все новые проблемы
ММК может остаться без основного акционера
Основной владелец Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Виктор Рашников может отойти от операционного управления компанией
Геннадий Тимченко раскопает якутский уголь
Подконтрольная группе ОНЭКСИМ Михаила Прохорова УК "Интергео" продает купленный год назад контрольный пакет угледобывающего ООО "Колмар" структурам трейдера Gunvor Геннадия Тимченко
«Полюс Золото» может лишиться Наталкинского месторождения
Недавно занявший третью строчку в рейтинге крупнейших по запасам золотодобывающих компаний мира «Полюс Золото» Михаила Прохорова и Сулеймана Керимова может лишиться этого места
"Русал" вернулся в Россию
Сбербанк и ОК "Русал" объявили о запуске первой программы российских депозитарных расписок
"Ростехнологии" проявили излишние активы
"Ростехнологии" стали первой госкорпорацией, утвердившей программу приватизации своих непрофильных активов, на чем сейчас активно настаивает государство
Владимир Потанин недооценил "Норникель"
Глава совета директоров "Русала" Виктор Вексельберг ответил отказом на предложение президента "Интерроса" Владимира Потанина о продаже доли алюминиевой компании в "Норильском никеле" (обе стороны контролируют по 25%)
Михаил Прохоров сделает трудового человека свободным
В распоряжении "Ъ" оказался проект поправок к Трудовому кодексу, которые разработал Российский союз промышленников и предпринимателей
Потанин и Прохоров завершают раздел активов
Владимир Потанин и Михаил Прохоров договорились о прекращении действия совместного траста, управляющего их активами
Чип-персоны
Председатель совета директоров АФК "Система" Владимир Евтушенков и глава Роснано Анатолий Чубайс просят премьер-министра Владимира Путина оказать содействие развитию производства российской микроэлектроники
Дмитрий Медведев преобразовал "Роснано" в ОАО
Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон, согласно которому госкорпорация "Роснано" будет реорганизована в открытое акционерное общество
Олег Дерипаска ополовинил прибыль "Норникеля"
Как и предполагал "Ъ", в ГМК "Норильский никель" разгорелся новый конфликт — между менеджментом и одним из основных акционеров, ОК "Русал"
От "Уралкалия" отказались все
"Уралкалий" официально подтвердил, что его основной акционер Дмитрий Рыболовлев (65,6% акций) ведет переговоры о продаже доли в компании