Начало публичной части этой истории относится к сентябрю 2016 года, когда СМИ аккуратно написали о том, что Илья Сучков, менеджер «family office» Анатолия Чубайса, оформил на себя его недвижимость в знаменитом поселке Переделкино, ценою порядка 40 миллионов долларов. Полгода спустя стало известно, что председатель правления «Роснано» принял решение подать в полицию заявление о возбуждении уголовного дела за вымогательство и клевету.
…И группа чеченских товарищей
Как указано на странице в Фейсбуке Анатолия Чубайса, – дело он просит возбудить в отношении своего бывшего управляющего Ильи Сучкова, а также «группы работающих на него товарищей чеченской национальности». В сообщении упоминаются также известный журналист-расследователь Олег Лурье и телеведущий Владимир Соловьев, которые выступают, будто бы, заодно с Сучковым и его «кавказскими партнерами».
В Живом журнале Олега Лурье на днях появилась публикация, озаглавленная «Как быстро стать миллиардером. Инструкция от Анатолия Чубайса». Видимо, именно она стала катализатором последующей бурной реакции. В материале Лурье подробно рассказывает о ряде операций с земельными участками, к которым якобы имеет отношение Анатолий Чубайс, а, подводя итог, обещает передать имеющиеся у него документы «непосредственно в прокуратуру». Предположения Лурье о том, что Анатолий Чубайс на протяжении определенного периода легализовывал денежные средства через сделки с недвижимостью, перепостил у себя в Твиттере и Владимир Соловьев, анонсировав посвященный этой теме телеэфир. А вот какое отношение к происходящему имеют загадочные чеченцы, пока что сказать сложно.
«Вначале от меня потребовали покупки дома по неадекватной цене, – заявил глава «Роснано», – а когда я категорически отказался, мне стали присылать сделанные тайно записи деловых переговоров, с угрозой их публикации».
Дружба – дружбой, а табачок врозь
Илья Сучков, который упоминается в сообщении Анатолия Чубайса как главный виновник чуть ли не всех бед, – действительно его в прошлом доверенное лицо. Собственно говоря, представитель целой группы доверенных лиц: он – брат Игоря Сучкова, который в течение 17 лет был советником Анатолия Чубайса, и сын Василия Сучкова, который работал вместе с Чубайсом в Госкомимуществе. Сам Илья Сучков в прошлом руководил принадлежавшей Чубайсу компанией SFO Concept AG, работая в режиме «два дня в Швейцарии, три – в Москве».
В 2011 году Сучков стал владельцем компании. Еще несколько лет спустя отношения между бизнес-партнерами изменились радикально. Анатолий Чубайс заявлял, что превратился в объект шантажа.
«Сегодня вообще удивительный день – день шантажиста», – отметил Анатолий Чубайс в своей записи по поводу препирательств с Сучковым. Датирована она 13 марта.
Пропал Переделкинский дом
Камнем преткновения действительно выступает та самая недвижимость в Переделкино. Особняк, расположенный прямо по соседству с музеем Бориса Пастернака, строился для главы «Роснано» и его супруги киносценаристки Авдотьи Смирновой. Строить особняк на участке 1,56 га начали вскоре после свадьбы, занималась проектом именно CFO Concept. Компания была приобретена у Анатолия Чубайса с «обременением» в виде кредитов на 20 миллионов долларов, полученных от структур предпринимателя Бориса Минца, уточняют «Ведомости». На эти деньги и велось строительство. По окончании работ Чубайс собирался выкупить дом примерно за эту же сумму. Но CFO Concept по итогам оценила участок и возведенный на нем дом площадью 2 657 кв. м гораздо выше, как минимум в 50 миллионов долларов. Именно об этом моменте Чубайс упоминает в записи в Фейсбуке, говоря о «неадекватной цене».
Отказ выкупать особняк и участок якобы и стал причиной дальнейшего шантажа со стороны бывшего управляющего.
«Напугать или даже «расстроить» меня шантажом, вымогательством или очередной проверкой вряд ли получится, поскольку мои доходы многократно проверялись, а в течение многих лет вообще были публичными», – пишет Чубайс.
Так не доставайся же ты… Никому?
Обычно у медали две стороны, но эта «медаль за взятие Переделкино» сияет многими гранями. SFO Concept, как рассказывал в сентябрьской публикации источник «Форбс», продолжительное время была так называемым family office Анатолия Чубайса, то есть, компанией, которая управляла его активами. После того, как в российское законодательство были внесены изменения, запрещающие чиновникам владеть активами за рубежом, SFO Concept продали Илье Сучкову.
«На компанию были оформлены кредиты от структур Бориса Минца, потому что Чубайсу просто были нужны деньги на строительство дома, – продолжает собеседник «Форбс», близкий к одному из кредиторов. – А Сучков в какой-то момент понял, что является счастливым владельцем и гендиректором компании, которая владеет землей и почти построенным домом, и решил на этом сыграть».
У Ильи Сучкова другой взгляд на произошедшее.
«Дом... изначально был инвестиционным проектом SFO Concept, – рассказывал он в начале осени. – Он финансировался на 50% из собственных средств компании. Анатолий Борисович собирался приобрести его, но потом, видимо, передумал. А Борису Иосифовичу (Минцу) дом так понравился, что он захотел его себе и из-за этого инициировал все это судебное преследование».
"План дворца и его окрестностей" - так подписал это фото Олег Лурье.
Между тем у самого Минца заявляли, что его компания, O1 Trust Services, на дом в Переделкино не претендует – просто хочет вернуть свои деньги. Старший сын Бориса Минца Дмитрий (глава и председатель совета директоров O1 Properties) в интервью «Форбсу» ситуацию обрисовал как «банальную». По его словам, «владелец SFO Concept не возвращает деньги», а домом «решил распорядиться им по своему усмотрению».
Как рассказывал Дмитрий Минц, SFO Concept задержала выплаты по векселю на 0,9 миллиона долларов, погасить который следовало в 2013-м году. А в декабре 2015 года O1 Properties якобы стало известно, что «Сучков хотел перерегистрировать всю недвижимость SFO Concept на себя как на физическое лицо, без оплаты кредитов». Информацию расценили как сигнал о том, что Илья Сучков «не только не может исполнить обязательства, но даже не собирается пытаться с нами рассчитаться».
Есть и еще одна заинтересованная сторона. Это компания Crizna Holdings ltd, которая добивалась от CFO Concept возврата переданных на общекорпоративные цели 7,5 миллионов долларов. Летом 2016 года Арбитражный суд Брянской области по ее иску арестовал имущество компании CFO Concept, в том числе пресловутые дом и участок в Подмосковье. По неподтвержденным данным, компания аффилирована с бизнесом Бориса Минца. Вынося решение, суд принял во внимание тот факт, что на интернет-площадках уже появлялись объявления о продаже участка со строениями на нем (по цене 920-950 рублей). Продавец в объявлениях указан не был, и существовала вероятность, что имущество будет продано без ведома кредиторов.
Упоминавшийся в начале Олег Лурье всю эту запутанную паутину сводит к довольно простому раскладу.
«А почему, спросите вы, так сложно проворачивалась ситуация, – пишет Лурье, – Чубайс в 2012 году занимает на льготных условиях 22 миллиона долларов у Бориса Минца на строительство дворца в Подмосковье, а потом, в 2015 году, разыграв с тем же Минцем авантюру с тверской землей (также описывается в публикации Лурье. - ред.), отдает ему якобы тоже в долг всю свою прибыль, эквивалентную 23 миллионам долларов?». И сам же отвечает:
«Во-первых, Анатолий Чубайс решил все же «не светить» свои десятки миллионов долларов и еще дополнительно легализовать некую большую сумму, например, с помощью последующего прощения Минцем ему долга. А во-вторых, Чубайс с Минцем, опять-таки, по моему мнению, решили попробовать повесить возврат 22 миллионов на некоего, прошу прощения, козла отпущения».
Срочно требуется поп-корн
«Никто не предполагал, что выяснять отношения с Сучковым придется в суде. В свое время Чубайс по-человечески очень помог Илье», – рассуждал один из знакомых Анатолия Чубайса осенью. Видимо, и последующего перевода дела в столь скандальную плоскость (с обвинениями в шантаже и упоминанием «чеченских товарищей») никто не ожидал также.
«Чубайса решили обмануть. То ли он состарился, то ли забыли с кем имеют дело», – пишет один из комментаторов под записью в Фейсбуке главы «Роснано». «Текст – ни о чем! Одни эмоции! Факты где? Сходите к Соловьеву, докажите всей стране, что Вы честны и порядочны! В чем проблема?» – спрашивает другой. Параллельно с затяжными судебными рассмотрениями намечается резонансное реалити-шоу. Или – мастер-класс по поеданию бывших бизнес-партнеров. Увидим, что получится.