Бизнесмен Дмитрий Рыболовлев избавился от своего последнего актива - здания Военторга на Воздвижинке, в полукилометре от сердца российской столицы. Предприниматель безуспешно пытался продать его несколько лет, покупатели то появлялись, то исчезали. И вот сделка почти завершена. К удивлению многих, Военторг купила китайская компания. И пока не очень понятно, почему такой лакомый кусок неожиданно ушел инвесторам из Поднебесной?
Военторг уместен
То, что Дмитрий Рыболовлев продал Военторг, стало известно из сообщения ФАС. Ведомство дало согласие на то, чтобы «Центральный военный универсальный магазин» купил гонконгский оффшор «Эф-Пи-Эйч Юроп Холдингс II (Эйч-Кей) Лимитед». Он, по данным СМИ, является совместным предприятием компании, принадлежащей российскому бизнесмену Рубену Варданяну и структур китайского инвестора Гуо Гуанчана. И тот и другой хорошо известны в мире бизнеса, как российского, так и международного. Рубен Варданян – основатель легендарной «Тройки Диалог» (ныне это инвестподразделение Сбербанка). А Гуанчана называют «китайским Уорреном Баффетом». Инвестирует по всему миру в недвижимость, страхование, фармацевтику, медиа и так далее. Состояние – почти 6 миллиардов долларов.
В конце позапрошлого года инвесткомпания «Фосан» Гуо Гуанчана пришла и в Россию. Военторг стал первой инвестицией китайца в российскую недвижимость. Во сколько обошлась эта покупка – пока официально неизвестно. А, вполне вероятно, такие сведения могут и не появиться. Но аналитики оценивают сделку примерно в 10 миллиардов рублей. Это не очень совпадает с планами Дмитрия Рыболовлева: изначально он хотел продать актив за полмиллиарда долларов. После обвала курса рубля заговорили о сумме в 350 миллионов. Потом речь шла о 200 миллионах долларов. В итоге покупатели, судя по оценке, доторговались до 160-170 миллионов долларов. Зато Дмитрий Рыболовлев теперь может вздохнуть полной грудью. Он больше не российский бизнесмен, на Родине у него активов не осталось.
Дом с «привидениями» эпохи Лужкова
Состояние Дмитрия Рыболовлева сейчас оценивается почти в 8 миллиардов долларов. Это меньше, чем в предыдущие годы. Впрочем, бизнесмен не так уж сильно и обеднел. В 2010-м он продал доли в «Уралкалии» и «Сильвините», после чего его активы оценили в 9,5 миллиардов долларов. Не так давно предпринимателю пришлось потратиться. Его громкий бракоразводный процесс обошелся в 604 миллионов долларов отступных. Можно сказать бизнесмену повезло, потому что изначально бывшая супруга чуть не отсудила у него половину всего имущества. Что же касается Военторга, то он достался бизнесмену как раз в ходе продажи калийных активов. Здание он получил от Сулеймана Керимова как часть оплаты.
Керимов, в свою очередь, во время прошлого кризиса купил Военторг у Тельмана Исмаилова. Этот некогда один из самых могущественных бизнесменов России и Москвы получил Военторг в начале нулевых. То была классическая «лужковская» сделка со всеми приметами времени. Ведь, по сути, легендарного и одного из самых известных советских магазинов, возведенного еще в 1913-м году, сейчас нет. Исмаилов, купив здание, бойко взялся за его реконструкцию. И в итоге снес старый Военторг, построив новодел. Москвичи еще не скоро забудут эту постыдную, некрасивую и скандальную историю. Помнится, тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой назвал ее «актом вандализма». В ответ Юрий Лужков объяснил министру, что «Военторг – это развалина». Веселое было время…
Неожиданный покупатель
Однако вернемся в современность. Когда Рыболовлев выставил Военторг на продажу, СМИ называли нескольких потенциальных покупателей. Среди них были Борис Минц, «ВТБ Капитал», вышеназванный Рубен Варданян и Михаил Гуцериев. Последний почти купил здание, однако не смог найти финансирование. Что, кстати, вызывает законное удивление: группа БИН Гуцериева и его племянника Шишханова последнее время с завидной активностью скупала все, что только можно: банки, ритейлеров, ту же недвижимость в столице. Им принадлежат Петровский и Смоленский пассажи, гостиница «Националь». Наконец, семья, если так можно сказать, владеет главной и самой дорогой столичной улицей – Тверской. Возможно, это всего лишь предположение, что кто-то решил, что Гуцериеву будет достаточно и этих активов.
Тем не менее, появление китайцев на рынке дорогостоящей столичной недвижимости стало как снег на голову. Казалось, что российские покупатели не упустят такой сочный кусок, как Военторг. С другой стороны, есть ощущение, что кто-то искусно играл на понижение его качества. Ведь главное в таком здании – возможность удачно сдать и хорошо заработать. 70 тысяч квадратных метров в самом центре столицы выглядят очень привлекательно. Но так было до кризиса. Сейчас желающих арендовать такую недвижимость стало меньше. И в ходе продажи ходили упорные слухи, что Военторг покинет южнокорейская Самсунг, «Детский мир» и вообще, скоро будет пустовать 35% площади торгового центра. А найти крупного арендатора – дело не простое, и такая проблема может очень серьезно отразиться на цене здания. Но, разумеется, данная сделка со всеми ее составляющими не прозрачна только для сторонних наблюдателей.
Из Пекина с любовью, из Монако с любовью
Как сейчас пишут Ведомости, Самсунг пока не прекратил отношения с арендодателем, да и «Детский мир» на месте. В Военторге вакантно всего 5% площади. Так что пока этот актив привлекательности не потерял. И, как уверены эксперты, в будущем, если страна постепенно выйдет из кризиса, владелец здания сможет только увеличить свои доходы. Судя по имеющимся данным, основной владелец – это китайская компания, которая и внесла основные средства. Что же касается Варданяна, то, возможно, он был в первую очередь посредником. Если новый собственник оправдает свое прозвище «китайский Уоррен Баффет», то российская инвестиция будет очень удачной. Да и у Дмитрия Рыболовлева все сложилось в итоге хорошо. Все активы в России продал, живет в Монако, огромное состояние - что еще нужно для того, чтобы встретить старость? Впрочем, какая старость, бизнесмену всего 50 лет. Ну а жизнь москвичей эта сделка разнообразила новым штрихом. Знаменитый Военторг, от которого всего 500 метров до Кремля, теперь китайский. Так и просится на язык: 你好