Глава УК «Роснано» и «отец российской приватизации» Анатолий Чубайс заявил, что в этом году корпорация, которую он возглавляет, может заработать 25 миллиардов рублей. Топ-менеджер уточнил, что эти деньги госкомпания получит за счет продажи активов. Впрочем, слова Чубайса стоит поставить под сомнение. Во-первых, бизнес, которым занимается «Роснано», позволяет спокойно оправдывать убытки. А, во-вторых, прошлый год, возможно, был для корпорации не самым удачным. Впрочем, подобные обстоятельства не мешают лично Анатолию Чубайсу зарабатывать громадные суммы.
Светлое будущее вот-вот наступит
25 миллиардов рублей. Именно столько, по словам Анатолия Чубайса, сможет заработать «Роснано» в текущем году. Глава корпорации общался с журналистами в Новосибирске, в ходе визита на завод по производству аккумуляторов «Лиотех», принадлежащий «Роснано» (то самое предприятие, что хотели признать банкротом). Человек, ставший одним из символов 1990-х годов, как всегда был оптимистичным. «По этому году у нас еще нет окончательно утвержденного бюджета, но думаю, что точно цифра будет больше, чем 25 миллиардов», - сообщил Анатолий Борисович и добавил еще одно слово, которое тоже хорошо знакомо тем, кто пережил 90-е, правда, из уст другого политика: «однозначно».
Судя по словам Чубайса, зарабатывать «Роснано» будет на том, что продаст акции предприятий, в которые ранее вложилась. В общем-то это нормальная стратегия для подобной компании. Госкорпорация работает по классической модели венчурного бизнеса, то есть компании, которая вкладывает в рискованные предприятия, ждет пока они докажут свою жизнеспособность, а потом с прибылью для себя их продает. Для того, чтобы все это было успешным, нужно оценить потенциал стартапов, в которые идут деньги, поверить в них и потом считать барыши. Ну и, естественно, смириться с возможными потерями. И здесь главное, чтобы убытки не превышали доходы. Кстати, с этим в прошлом году у «Роснано» могли быть большие проблемы.
В чем прибыль, миллиардер?
Если внимательно прочитать последнее интервью Анатолия Чубайса, то можно заметить, что он приводит очень интересные конкретные цифры. В 2015-м году корпорация заработала на продаже активов 8-9 миллиардов рублей. Прибыть «Роснано» все в том же году составила 17 миллиардов. Все логично, ибо доходы корпорации складываются из многих составляющих. Переходим к следующему году. В 2016-м «Роснано», если верить Чубайсу, заработала на выходе из капиталов (то есть на продаже своих акций в высокотехнологичных предприятиях) аж 18 миллиардов рублей. С учетом этого, компания в прошлом году могла заработать и вовсе гигантскую сумму. Какую – пока неизвестно, потому что отчетность за этот год «Роснано» еще не опубликовала. Но, вот незадача: весь 2016-й корпорацию преследовали финансовые неудачи.
Отчетность за первый квартал 2016-го: чистый убыток госкомпании составил почти 5 миллиардов рублей, и это в 13 (!) раз больше, чем за предыдущий отчетный период. Идем дальше. За полгода 2016-го убыток превысил 19 миллиардов рублей. И это в 3,5 раза больше, чем за предыдущий отчетный период (результат удручающий, но динамика положительная). Наконец, данные за 9 месяцев прошлого года. Убыток превысил 12 миллиардов рублей, и это в 5 раз хуже, чем за 9 месяцев 2015-го. Возможно, за 3 последних месяца 2016-го «Роснано» сумела сделать рывок и таки продемонстрировать отличные финансовые результаты. Возможно, те 25 миллиардов от продажи активов покроют убытки, и в итоге флагман российских инноваций будет рапортовать о небывалых успехах. Возможно, но не факт. Зато сам Анатолий Чубайс, судя по некоторым данным, в накладе точно не останется.
Осенью прошлого года журнал Форбс сообщил, что Анатолий Чубайс за 2015-й заработал миллиард рублей. Сама по себе эта цифра может намертво поразить воображение. «Роснано» компании не маленькая. Но она в том же году сумела заработать всего лишь в 17 раз больше, чем ее глава. В долларах доход Чубайса мог составить около 17 миллионов. Это примерно сопоставимо с заработками руководителей российских нефтегазовых и финансовых гигантов. Но ведь и прибыль у этих компаний исчисляется в десятках и сотнях миллиардов. А «Роснано» все-таки не слишком финансово успешное предприятие. Что ж тут поделать, вложения в новые технологии всегда могут оказаться убыточными. Собственно, в этом-то и есть секрет успеха корпорации и ее руководителя.
Воля к поражению
Анатолий Борисович не зря последние пару десятков лет остается на плаву и слывет самым удачливым политиком и менеджером страны. «Роснано», какие бы бури не вились вокруг этой корпорации, не может поколебать ничто. И даже скандал конца 2015-го, когда на корпоративе Чубайс рассказал, что у «нас очень много денег», не смог пошатнуть позиции ни самого топ-менеджера, ни компании, которую он возглавляет. Все закончилось его шутливым признанием в косноязычии. Нет пока никакого продолжения и нового скандала, когда в конце прошлого года в госкомпании побывали с обысками следователи. Очень показательна в свете тех событий публикация ВВС, которая решила расставить все точки на i и рассказать любопытствующим о сути конфликта. Издание сообщило о подробностях (это довольно скучная по нынешним временам история о растрате), привело рассуждение о политической составляющей. А в конце задалось вопросом: «Чем вообще занимается «Роснано?»…
Этот вопрос, конечно, ключевой. И дать на него ответ поможет еще одно расследование, на этот раз журналистов КП. Они выяснили, что госкорпорация в первую очередь зарабатывает не на научных открытиях, которые в будущем прославят страну и приведут ее на первые места в высокотехнологичном бизнесе, а на валютных операциях и процентах по депозитам. На самом деле, ничего зазорного в этом нет, так зарабатывают все компании в мире. Вложили деньги в банки и иностранные активы, получили проценты по вкладам и разницу из-за падения курса. Предприятия, которые на этом специализируются, называются «финансовыми инвестфондами», а в народе попросту «спекулянтами». Впрочем, у «Роснано» перед ними есть несколько важных преимуществ. Во-первых, это 100-процентная госкомпания, которая действует в интересах 143 миллионов человек. Во-вторых, она всегда имеет право на ошибку. А, в-третьих, ей руководит человек, который может квалифицированно соединить первое со вторым. Шоб, как говорится, все так жили.