Следственное управление ФСБ официально завершило расследование уголовного дела бывшего спецкора “Ъ” и «Ведомостей», советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, обвиняемого в госизмене путем предполагаемой передачи данных об обороноспособности страны иностранным разведкам. Журналист, категорически отрицающий свою вину, подписал протокол об окончании ознакомления с материалами, хотя ему не дали перед этим приватно пообщаться с защитниками, чтобы согласовать позицию.
Как сообщил “Ъ” один из адвокатов Ивана Сафронова Дмитрий Талантов, он прибыл в пятницу к зданию СУ ФСБ вместе со своим коллегой Дмитрием Катчевым в заранее оговоренные со следователями девять утра, чтобы не давать им повода попытаться уличить их в хоть малейшем нарушении срока. Напомним, что накануне Лефортовский райсуд ограничил обвиняемого в госизмене (ст. 275 УК РФ) экс-журналиста и его защиту в ознакомлении с материалами дела в рамках ст. 217 УПК РФ 11-м февраля. Адвокаты считали, что и этот день они могут посвятить изучению дела, из которого, как рассказывал “Ъ”, им категорически было запрещено делать выписки даже несекретных данных и фактически предложено просто запоминать 10 тыс. листов материалов и 55 часов аудиозаписей. В связи с этим защита подготовила несколько ходатайств, в том числе и о продлении сроков ознакомления. У адвокатов были серьезные сомнения, что бумаги удастся вручить следователю, так как их в помещение СУ ФСБ ранее впускали, только отобрав не только телефоны и остальные гаджеты, но также любые блокноты и все вещи, оставляя только шариковые ручки.
«На это раз, возможно, из-за того что предполагаемый отказ не передать ходатайства мы успели проанонсировать заранее через "Коммерсантъ", нам сделали послабление в виде исключения для проноса документов внутрь»,— сообщил “Ъ” господин Талантов.
Адвокатам также разрешили еще почти три часа читать материалы. Правда, при этом руководитель следственной бригады полковник юстиции Александр Чабан категорически отказался принять ходатайство о продлении сроков ознакомления, предложив направить его по почте. Но этот документ, как и десяток других, потом защите все же удалось приобщить к делу, указав на них как на «неотъемлемый элемент протокола об ознакомлении».
«При этом снова было грубо нарушено право Ивана на защиту, так как мы просили предоставить нам хотя бы 15 минут приватного общения, чтобы согласовать окончательную позицию, обсудить возможность подачи новых ходатайств и т. д., но получили резкий отказ»,— сообщил Дмитрий Талантов. Затем, по его словам, они с коллегой почти пять часов составляли и подписывали бумаги об окончании ознакомления.
Далее господин Талантов рассказал: «Я никогда не видел этих следователей такими счастливыми, они радовались и улыбались, а Александр Чабан проводил нас с Дмитрием (Катчевым.— “Ъ”) даже не до дверей, а вывел на улицу». По словам защитников, проводы сопровождались громкими звуками жесткого рока, который включили в одном из кабинетов СУ ФСБ, и его было прекрасно слышно во всех коридорах.
Адвокаты считают, что если «абсолютно следовать нормам УПК», то «дело Сафронова» подлежит возврату на доследование, если не просто прекращению за отсутствием состава и самого события преступления.
«Такое решение может вынести как Генеральная прокуратура, куда на днях будет отправлено на утверждение обвинительное заключение по делу Ивана Сафронова, так и Мосгорсуд, куда оно должно будет впоследствии направлено для рассмотрения по существу»,— не исключил Дмитрий Талантов.