Власти Антигуа и Барбуды пытаются продать суперъяхту, которая уже год находится под санкциями. По их данным, они уже получили около 20 заявок на покупку яхты Alfa Nero, сообщает Bloomberg со ссылкой на местные власти. США считают, что владельцем судна является российский миллиардер Андрей Гурьев.
Андрей Гурьев — заместитель председателя совета директоров «Фосагро» — начиная с февраля 2022 года находится под персональными международными санкциями, в том числе Великобритании. Сам Гурьев отрицает владение судном. По словам его адвоката, он использовал яхты «время от времени» с 2014 года, пишет Forbes. Но, по данным Bloomberg, на борту были найдены заметки для экипажа, в которых были ссылки на «мистера и миссис Гурьевых».
Стоимость яхты оценивается в 120 млн долларов. Bloomberg пишет, что уже больше года яхта стоит брошенной в гавани Фалмут на острове Антигуа в Карибском море. Только на содержание экипажа ежемесячно островное государство тратит более 100 тысяч долларов. С февраля 2022 года экипаж из 44 человек был сокращен до шести. По словам местного адвоката, 25 членов подали в суд, чтобы взыскать более 2 млн долларов невыплаченной заработной платы. В апреле власти Антигуа подняли флаг государства на Alfa Nero и разместили на ней двух охранников.
Власти страны попросили США снять санкции с яхты, чтобы продать ее с аукциона. Антигуа опасается, что доходы от любой продажи могут быть заморожены, поскольку банки подчиняются закону.
Перспективы снятия санкций с яхты комментирует адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» Владимир Гладышев:
— Что касается санкций, кто бы что ни делал, все будет правильно. Потому что режим санкций не урегулирован и сформулирован максимально невнятно, таким образом, чтобы создавать максимальный риск для людей, которые санкции не выполняют. Причем не для самих подсанкционных людей и организаций, а для людей и организаций, которые с ними связаны. Если они захотят продать эту яхту, продадут, нет ничего в санкционном законодательстве, которое запретило им продать, потом, если захочет, господин Гурьев будет судиться, здесь вопрос осложняется тем, что, по сведениям английской прессы, собственность яхты максимально закамуфлирована, она принадлежит кому-то через целую сеть офшорных специальных компаний.
— Что им выгоднее сделать?
— Если у тебя нет двустороннего соглашения о защите капиталовложений, а вот с этой юрисдикцией его нет, нельзя на государство подать в суд. Можно подать на организации, которые участвуют во всей этой истории.
— Содержание яхты, она должна быть в таком виде, в каком ее оставили?
— Они считают, что да. Я не понимаю, что произойдет, если они ее забросят и затопят, но, видимо, чего-то они боятся.
— Это в законе не прописано?
— Нет, конечно. Все санкционные законы регулирования составлены максимально невнятно и туманно, чтобы создать наибольшее количество рисков для людей, которые находятся под санкциями, и наибольшее благоприятствование государству, которое эти санкции исполняет.
В марте 2023 года власти Антигуа и Барбуды объявили о приеме заявок на приобретение яхты. С 2022 года более двух десятков судов на сумму около 4 млрд долларов были конфискованы в портах по всему миру.