Клуб для фаната
Вичай Шриваддханапрабха приобрел «Лестер» в 2010 году за $39 млн — сумму, скромную даже для трансферной стоимости одного футболиста. Как пиcало французское спортивное издание Sofoot.com, покупка «Лестера» была подарком в первую очередь его сыну Айяватту. Таким образом отец хотел отвлечь его от казино, модных показов и прочих развлечений их родного Бангкока.
В 130-летней истории футбольного клуба из небольшого города на востоке Англии было не так много ярких побед: несколько финалов Кубка Англии в 1960-х годах и победа в более скромном Кубке лиги в конце 1990-х. Непосредственно перед сделкой с тайским бизнесменом «Лестер» упустил шанс вернуться в английскую премьер-лигу, где не играл с 2004 года. Долг клуба составлял более £100 млн. Несмотря на это, Шриваддханапрабха сразу показал, что приобрел клуб для того, чтобы добиваться с ним серьезных целей: пригласил руководить «Лестером» экс-тренера сборной Англии Свена Ерана Эрикссона и выкупил ранее проданный за долги домашний стадион за £17 млн.
Появление в городе тайца-миллиардера стало настоящим событием для 300-тысячного Лестера. Шриваддханапрабха прилетал в город на личном вертолете, привозил с собой буддийских монахов — те благословляли команду перед игрой. «Когда я впервые встретил Вичая, он стоял в окружении десятка монахов, а вокруг не было ни одной женщины, так как монахов нельзя искушать. Это был полный сюр, если забыть о том, что он миллиардер, <…> но в реальной жизни он самый обычный парень, ну или настолько обычный, насколько он вам таким покажется, учитывая контекст», — рассказывал International Business Times Алекс Хилтон, стенд-ап комик из Лестера, девять месяцев проработавший личным ассистентом Вичая в 2015 году.
Шриваддханапрабха, как и многие в Таиланде, настоящий фанат английского футбола: он смотрит по несколько матчей в каждом туре и знает все об игроках на поле. По словам Хилтона, тайский бизнесмен с самого начала говорил, что «Лестер» выиграет премьер-лигу.
Триумф аутсайдеров
Поначалу эти разговоры вызывали лишь иронию. Приглашение тренера-звезды Эрикссона себя не оправдало: в сезоне-2010/11 «Лестер» занял только 10-е место в чемпионшипе, втором по силе английском футбольном дивизионе. Эрикссон был отправлен в отставку, а Шриваддханапрабха продолжил вкладываться в клуб, наращивая траты на покупку игроков и зарплаты (выплаты футболистам увеличились с £17 млн в 2011 году до £36,6 млн в 2014-м). Но в премьер-лигу «Лестеру» не удавалось пробиться еще три сезона. Владелец болезненно переживал каждое поражение. Однако когда команда выигрывала, вспоминает Хилтон, Шриваддханапрабха не скупился отпраздновать — заказывал по 400 бутылок вина для своих друзей, среди которых были высокопоставленные военные, чиновники и политики из Таиланда.
В 2014 году «Лестер» наконец пробился в премьер-лигу. Но тайскому миллиардеру недостаточно было просто играть в элите — ему нужно было одерживать там победы. «Мы поднялись [в рейтинге], такова была наша цель. Теперь мы хотим как можно дольше держаться в премьер-лиге и войти в пятерку лучших клубов страны. У нас впереди еще долгий путь, таких показателей нельзя достичь в одночасье. Мы рассчитываем, что нам удастся это сделать за три года. Если на это потребуется потратить £180 млн, я готов это сделать», — говорил Шриваддханапрабха осенью позапрошлого года. «Этот прогноз тогда все встретили улыбкой», — отмечает The International Business Times. «Если вы спросите, верили ли мы, что команда станет чемпионом премьер-лиги, когда мы ее покупали, то, положа руку на сердце, мы тогда даже не решались думать об этом», — передает слова сына миллиардера Айяватта The Wall Street Journal.
Именно под такие амбициозные цели в клуб накануне сезона-2015/16 на тренерскую позицию был приглашен Клаудио Раньери. Итальянский специалист за свою карьеру работал с лучшими клубами Италии, Испании и Англии, но по-настоящему серьезных успехов нигде не добился. В свое время Роман Абрамович уволил его из «Челси», после того как тот не смог выиграть чемпионат. Перед началом чемпионата Шриваддханапрабха потратил на приобретение новых игроков ₤27 млн (за предыдущие четыре года он потратил на трансферы ₤50 млн).
Это очень скромные суммы по меркам английского и мирового футбола: Роман Абрамович за первые пять лет владения «Челси» потратил на новых игроков ₤360 млн. И все равно феноменальный успех «Лестеру» в сезоне-2015/16 обеспечили игроки, которые в свое время достались клубу практически бесплатно: например, 29-летний нападающий Джейми Варди (до 25 лет не имевший опыта выступлений за профессиональные клубы) и алжирский плеймейкер Рияд Махрез (за него «Лестер» заплатил всего £750 тыс.). Весь сезон «Лестер» провел без спадов, всего трижды проиграл и по итогам сезона опередил и «Челси», и «Арсенал», и оба клуба из Манчестера. Все это несмотря на то, что зарплатные расходы «Лестера» в 3–4 раза ниже, чем у суперклубов: по данным портала Totalsportek, в завершившемся сезоне «Лестер» потратил на зарплаты £48,2 млн, «Челси» — £215,6 млн, «Манчестер Юнайтед» — £203 млн, «Манчестер Сити» — £193,8 млн.
Победа на £150 млн
Победа в чемпионате принесет «Лестеру» до £150 млн непосредственных доходов, подсчитала спортивная маркетинговая компания Repucom. Это больше, чем составила вся выручка команды за прошлый год — £104 млн. Большая часть этих дополнительных доходов придется на выплаты от премьер-лиги (более £90 млн против £71,6 млн в предыдущем сезоне). Repucom также учитывала полагающиеся клубу выплаты UEFA за участие в Лиге чемпионов в следующем сезоне, рост посещаемости матчей и спонсорских доходов. Число телезрителей, которые смотрят матчи «Лестера», выросло на 23% в последнее время, следует из данных Repucom, что увеличило поступления от спонсоров клуба.
«Сейчас клубу необходимо оптимизировать стоимость своих активов и обеспечить их прибыльность», — оценил для Bloomberg финансовые перспективы команды глава консалтингового направления Repucom Спенсер Нолан.
Быстрый старт
Свое состояние Вичай заработал на беспошлинной торговле — он владелец компании King Power, монополизировавшей торговлю товарами duty free в тайских аэропортах. На 5 мая Forbes оценивал состояние 59-летнего бизнесмена в $3,1 млрд, он четвертый в рейтинге богатейших жителей азиатского королевства. Имя Шриваддханапрабха («Свет растущей славы») ему даровал король Таиланда Пхумипон в феврале 2013 года, за то что Вичай, инвестируя в «Лестер», продвигал за рубеж «тайский дух». До этого выходца из общины тайских китайцев, самой старой и влиятельной из китайских диаспор за рубежом, знали под именем Вичай Раксриаксорн.
Вичай начал свой бизнес с небольшого магазина, торговавшего беспошлинными товарами в центре Бангкока, в 1989 году, назвав его King Power — как это часто делается в Таиланде, в честь короля. Duty free был совместным предприятием с Туристическим управлением Таиланда.
История становления King Power показательная для Юго-Восточной Азии времен бума 1990-х, где бизнес, власть и криминал были тесно сплетены. Среди контрагентов группы оказывались то авторитетный гонконгский бизнесмен с тюремным прошлым Альберт Йен Сау-шин, то компания — владелец злачных гонконгских ночных клубов и отелей на час. Главным партнером King Power в материковом Китае в середине 1990-х годов выступала также торговая компания, принадлежащая полиции КНР.
Выйти на международный уровень Вичаю помог бизнес-партнер из Гонконга Антарес Чес, с 1984 года управлявший duty free магазинами на границе британской колонии и китайской провинции Гуандун. В 1987 году консорциум Hong Kong Kai Tak International Airport Duty Free Shop Co., с которым был связан Чен, получил восьмилетнюю лицензию на беспошлинную торговлю в аэропорте города-острова Кай Так, а на следующий год пришлось начало совместных проектов Чена и Вичая.
Будущая головная компания бизнеса Вичая и Чена King Power Duty Free была зарегистрирована лишь в 1993 году, но уже на следующий год получила концессию на торговлю duty free товарами в старом международном аэропорту Бангкока Донмыанг. До этого беспошлинной торговлей там занималось подразделение национального авиаперевозчика Thai Airways, пробивая идею отдать торговлю в руки профессионала. Вичай повторял: «Thai Airways должны поднимать в воздух самолеты, а не заниматься ретейлом» (цитата по Forbes).
Вичай заручился хорошими отношениями с Туристическим управлением Таиланда и дружбой властей предержащих. Среди его знакомых оказались маршал авиации Сомбун Рахонг, который в свое время занимал пост вице-премьера, и отставной генерал Пичитр Куллаваниджай, советник короля Таиланда. Оба высоких гостя присутствовали на церемонии открытия duty free магазина King Power в Кай Таке.
Во второй половине 90-х Вичай занимался главным образом развитием бизнеса в Таиланде, тогда как Чен курировал гонконгские операции группы. Головная компания King Power вышла на американский рынок и до 2003 года оставалась публичной, будучи зарегистрированной на Американской фондовой бирже (AMEX). Она вела операции в Гонконге, Макао, Сингапуре и Камбодже.
В гонконгской «дочке» King Power Duty Free Limited, следует из отчетности, подававшейся в американскую Комиссию по ценным бумагам и биржам, Вичай и Чен были руководителями и совладельцами. Но в 2003 году их пути разошлись — теперь каждый партнер контролировал собственную King Power Group, и если Вичай стал развивать бизнес в Таиланде, то Чен сконцентрировался на Гонконге, а также на операциях в Макао и партнерстве с госмонополистами на китайском рынке беспошлинной торговли и China Duty Free Group (с последней в 2004 году он создал совместную компанию China Power Duty Free Group).
За два года Вичай и его тайские партнеры выкупили принадлежавший Чену 11-процентный пакет акций за $9,2 млн. Вскоре после преобразования в частную компанию King Power решила свернуть иностранные операции (работу в Камбодже она свернула еще в 2002 году). «Мы обнаружили, что у нас нет достаточных сил [для ведения бизнеса за рубежом] и если мы хотим претворить в жизнь [наш] проект, то должны были принять некоторые [управленческие] решения», — цитировал Вичая Forbes.
Еще и поло
Футбол не единственная страсть Шриваддханапрабхи — миллиардер страстный поклонник поло. Ему принадлежат столичный поло-клуб VR Polo Club. В 1998 году он основал Таиландскую ассоциацию поло, которая в 2004 году получила статус национальной. В 2003 году состоялся первый турнир на Кубок короля Таиланда Пхумипона Адульядета, главный для ассоциации. В нем участвуют команды из Сингапура, Индонезии, Малайзии, Брунея, Филиппин, Австралии, Дубая и Китая. Ассоциация спонсирует также Всеазиатский поло-чемпионат.
Сыновья Вичая Апишет и Айяватт также активно занимаются поло и являются капитанами местных команд. Сборная Таиланда по поло регулярно участвует в международных турнирах, таких как Chakravarty Cup, Queens Cup и другие.
Друг и враг властей
В 1997 году King Power оказалась на грани краха из-за начавшегося в Азии финансового кризиса. В туристической отрасли региона начался двухлетний спад на фоне обесценения тайского бата. С девальвацией национальной валюты у King Power возникли сложности с оплатой счетов ее иностранных контрагентов. Убытки компании по итогам 1998 года выросли до $4 млн. Но Вичай не сдался. King Power привязала цены в своих магазинах к доллару США и стала их ежедневно корректировать исходя из валютного курса. «Это минимизировало эффекты валютной волатильности», — объяснял Вичай.
С годами группа King Power стала монополистом на рынке беспошлинной торговли практически во всей стране: право монопольной торговли компании делегировало правительство Таксина Чинавата, которого Amnesty International называла «худшим из нарушителей прав человека». В 2004 году компания Вичая получила концессии на торговлю как в Донмыанге, так и в аэропортах главных туристических курортов королевства — Пхукета, Паттайи и Чианг Мае.
В 2006 году, когда открылся новый столичный аэропорт Суварнабхуми, монопольная концессия Вичая распространилась и на эту воздушную гавань, способную принимать по 45 млн человек в год. У других участников тендера, в частности у крупнейшего продуктового ретейлера в стране Central Group, возникли вопросы к сделке. Но Вичай опровергал любые поблажки со стороны властей: «Наше предложение было выше, и мы работаем в этом бизнесе уже 18 лет». Как писал Forbes, за лицензию King Power платила в год $73 млн плюс 15% с продаж на товары и услуги, оказанные оператором duty free пассажирам. В аэропорту работало 297 фирменных магазинов.
После свержения Чинавата военное правительство принялось за пересмотр заключенных ранее сделок. В марте 2007 года совет директоров Airports of Thailand (AoT) под председательством генерала Сапранга Калаянамитра единогласным решением разорвал отношения с King Power, сославшись на то, что Вичай занижал официальные данные об инвестициях в проект, удерживая их на уровне меньше 1 млрд батов (около $30 млн по курсу на тот момент). Таким образом он избегал обязательного аудита, который устанавливался законом о частно-государственном партнерстве для крупных финансовых операций в проектах по госконтрактам. К тому же, пришла к выводу администрация аэропортов, Вичай превысил согласованные с ним по контракту объемы использования площадей. Генерал Сапранг тогда пригрозил преследованиями чиновникам правительства Чинавата, которые одобряли сделку. В ответ структуры King Power подали компенсационные иски к AoT на общую сумму 68 млрд батов ($2 млрд). В конце 2007 года на выборах победила близкая к экс-премьеру Чинавату Партия народной власти. Вскоре после этого новая экспертиза, проведенная AoT, показала, что King Power правил не нарушала, и инцидент был исчерпан.
Аэропорт как шопинг-молл
Свой бизнес Вичай постоянно сравнивал с работой аэропорта Дубая, который, по его словам, больше походил на шопинг-молл, или с сеульским аэропортом Инчхон, где каждый пассажир в среднем тратил рекордные $60. К 2005 году Вичай довел этот показатель в Донмыанге до $25, воспользовавшись услугами консалтингового агентства: выяснилось, что клиенты авиакомпаний зачастую опасаются уходить далеко от своего гейта, поэтому для роста оборота магазины duty free должны располагаться как можно ближе к месту посадки. В Бангкоке компании принадлежат три duty free магазина — один, King Power Complex, в центре города и два в Суварнабхуми и Донмыанге, и это не считая площадей в курортных аэропортах. Портфолио King Power насчитывает более 1 тыс. брендов, отчетности группа не раскрывает.