Самарский областной суд сегодня рассмотрит апелляцию Татьяны Гайнутдиновой на решение районного суда о взыскании алиментов с отца, Марса Гайнутдинова, бенефициара АО "Ямалдорстрой". Он не платил их почти 30 лет.
Речь идет о его, видимо, старшей дочери. Она родилась в 1995 году в гражданском браке г-на Гайдутдинова и Галины Забалуевой. Познакомились они на родине будущего миллиардера - в Челябинской области. Дочь бизнесмен признал, но женщина ушла от него, когда девочке было всего несколько месяцев, и вернулась в Самару.
Она обратилась в Промышленный районный суд с иском о взыскании алиментов, в 1996 год суд его удовлетворил. Но работодатель г-на Гайнутдинова в итоге перечислил всего два платежа, а затем уведомил о блокировке счетов предприятия. Попытки взыскать алименты через службу судебных приставов результата не принесли. По словам адвоката г-жи Гайнутдиновой, которого цитирует "Самарское обозрение", якобы приставы ей прямо говорили о всемогуществе Гайнутдинова, игравшего не последнюю роль в родном регионе.
Несмотря на это мать познакомила дочь с отцом, несколько раз они даже виделись. Но в 2023 году женщина призналась, что не получала от предпринимателя средств на ее воспитание. Татьяна обратилась в суд с иском на 7,11 млн рублей, однако он запросил налоговую и СФР на предмет доходов Гаунутдинова, сумма в итоге выросла до 19,3 млн рублей, на которую "наросли" до 1,033 млрд рублей различные допы.
Эльнур Гамбаров, адвокат истицы, считает верным отказ районного суда, отмечая при этом, что он проделал большую работу по сбору доказательной базы. Г-н Гайнутдинов, несмотря на обещания о встрече и мировом соглашении, в суд пока так и не явился. Однако во второй инстанции его интерес уже будет представлять адвокат.
Сторона истца считает, что позиция ответчика ясно показывает иск о самобанкротстве, поданный бизнесменом всего через два месяца после их обращения. Его рассматривает столичный арбитраж, а долг предпринимателя перед кредиторами пока составляет 180,55 млн рублей. 5 июля он был признан банкротом, стартовала процедура реализации имущества.
Одним из кредиторов выступила мать Татьяны Гайнутдиновой, заявивившись с неисполненными обязательствами. Если суд их признает, она станет одним из кредиторов первой очереди и, возможно, главным, кто контролирует процедуру банкротства. Юристы же отмечают, что банкротство не освободит г-на Гайрутдинова от алиментов и долг не сгорит даже после признания его банкротом.
Банкротство бизнесмена может осложниться наличием у него еще четырех несовершеннолетних детей и двумя исками по алиментам в одном из районных судов Москвы. В одном случае иск подала некая Волохова М.Н., в другом - Гайнутдинова М.Н., которая в 2020 году также инициировала процесс о разделе совместно нажитого имущества между супругами. Г-жа Волохова пока потерпела неудачу - 19 июля ей было отказано в удовлетворении иска, как и г-же Гайнутдиновой в 2023-м.
Впрочем, банкротство может быть связано с налоговой историей. ТГ-каналы не раз писали, что предприниматель находится за пределами России, чему предшествовала проверка ФМС "Ямалдорстроя" и угроза доначисления ему 1 млрд рублей неуплаченных налогов. Сумма в итоге была снижена в 10 раз, но в тюрьме оказались сотрудники налоговой, пообещавшие решить проблемы с долгом. Хотя не исключено, что сумма в 1 млрд фигурирует в рамках мошеннической схемы, раскрытой ФСБ по обращению "Ямалдорстроя". В этом варианте доначисления не было. В открытых источниках сейчас за компанией числится 11 исполнительных производств на сумму 2,48 млрд рублей, из которых взыскано всего 95,7 млн рублей.
По данным адвоката г-жи Гайнутдиновой, свои акции "Ямалдорстроя" Марс Гайнутдиновпродал членам совета директоров, формально вышел из управления, но "фактически продолжает руководить компанией через акционеров".
- Мы понимаем степень его влияния. Понимаем, что он более 20 лет работал с крупнейшими нефтяными компаниями. Но мы раньше выстрела не падаем. Будем добиваться восстановления прав, - подчеркнул Гамбаров. Он отметил, что в российских судах уже удовлетворялись иски о крупных алиментах. Один из них - от жены и детей миллиардера Романа Абрамовича. Его коллеги уверены, что г-жа Гайнутдинова выиграет дело, но не факт, что на всю сумму. Впрочем, как нет уверенности и в том, что ей удастся взыскать эти средства.
Справка "БВ". Марс Гайнутдинов родился и вырос в одном из сел Курганской области. Его отец руководил здесь колхозом, позднее бизнесмен здесь построил и назвал в честь отца мечеть. АО "Ямалдорстрой" было создано в 2007 году, любопытно, что согласно Checko, бизнесмен до сих пор числится здесь учредителем. Компания зарегистрирована в Москве, основной вид деятельности - подготовка стройплощадки. Ее правопредшественником является курганская компания "Автодорстрой", созданная г-ном Гайнутдиновым и ликвидированная в 2018 году. Правопреемник - курганское же ООО "Дорстрой", действующее с 2020 года. Здесь г-н Гайнутдинов вышел из учредителей в 2020 году, сейчас весь пакет акций - у Артема Туаева. "Ямалдорстрой" строит дороги и готовит стройплощадки в условиях Крайнего Севера и Полярного круга. В копилке компании - более 300 проектов «Роснефти», «Газпромы», «ЛУКОЙЛ» «Татнефти», «Башнефти», «Восток Ойла» и других. Выручка за 2023 год составила 8,8 млрд рублей (рост на 10%), чистая прибыль - 296,2 млн рублей (+123%).