Армения обнаружила след Черкалина в таможенном скандале с генералом Ворониным

Источник
Контрабанда под покровительством чекистов — свидетельские откровения.
СК Армении расследует уголовные дела в отношении экс-начальника 7-го отдела Управления «К» ФСБ Вадима Уварова и его сообщников из ФТС и МВД. Эти бывшие и действующие силовики подозреваются в вымогательстве 6 млн долларов у давшего на них показания свидетеля. Правоохранители из Еревана направили в Москву следственные поручения на допрос российских чекистов и таможенников. О международном расследовании, в основе которого — один из самых крупных таможенных скандалов, ставший причиной отставки генерала ФСБ Виктора Воронина, и о роли в этом деле Кирилла Черкалина — в материале ПАСМИ.

В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратился бывший сотрудник Росреестра Борис Авакян, скрывшийся от уголовного преследования за рубежом. Он рассказал о вымогательствах со стороны бывших и действующих российских силовиков, которые стали  предметом расследования правоохранителей в Армении, и изложил свое видение скандала вокруг высокопоставленных сотрудников ФСБ и ФТС, отличное от версий, которые освещались в российских СМИ:

Громкое заявление

«О коррупции на таможне мне рассказал мой близкий друг Иван Сергеев. Он долгое время работал замдиректора «РОСТЭК — Северо-Запад» — это ФГУП, подведомственный ФТС, а потом ушел в бизнес. Иван начал заниматься импортом товаров народного потребления в Россию и столкнулся с реальным положением дел на российском таможенном рынке. Неписанные законы состояли в том, что если частная компания занимается импортом и логистикой, она должна платить за покровительство семейному тандему Уваров — Смолярчук.

Вадим Уваров был тогда начальником 7-го отдела Управления «К» ФСБ России, он планомерно выстраивал систему координат, в которой получал мзду за покровительство гигантским контрабандным потокам.

К своему «бизнесу» Уваров подключил родного брата своей супруги Павла Смолярчука. Чекист устроил его в Главное управление по борьбе с контрабандой ФТС России. Смолярчук, благодаря близким связям с ФСБ, стал серым кардиналом в этом управлении, и все неофициальные согласования проходили через него.

Я убедил Сергеева обратиться в УСБ ФСБ России и рассказать о вымогательстве. Сотрудничество с чекистами мы начали во второй половине 2015 года. С этого момента все встречи с посредником Смолярчука — бывшим сотрудником таможни Владиславом Наумовым — проходили под оперативным контролем 6 службы УСБ ФСБ России. В общей сложности за покровительство при ввозе товаров через границу мы передали Наумову $1 млн.

Наумова чекисты взяли с поличным, он был арестован 16 декабря 2015 года, а вот Смолярчука задержать не удалось — в ФСБ произошла утечка информации, и на встречу со своим посредником по передаче денег он не явился. В итоге уголовное дело было заведено только на Наумова, а Уваров и Смолярчук проходили по нему в качестве свидетелей.

Формальной ответственности главные организаторы схемы не понесли, но резонанс у этого уголовного дела был большой. Наши с Сергеевым показания косвенно послужили отставке в 2016 году начальника Управления «К» Виктора Воронина и увольнению его руководителя — главы СЭБ ФСБ Юрия Яковлева, уволили из органов также и Уварова со Смолярчуком.

Дело в том, что разрабатывая полученные от нас данные, эфэсбэшники накрыли один из крупнейших потоков контрабанды того времени, который шел через группу компаний ULS Global. Вскрылось, что по периметру северо-западной границы России действовала цепочка складов, куда свозили все товарные потоки из Турции для дальнейшей фальсификации документов и занижения платежей.

Совладелец и руководитель этого холдинга Игорь Хавронов находился под покровительством Уварова и Смолярчука. Хавронов был арестован в 2017 году, а в 2018 получил семь с половиной лет колонии лет за контрабанду. Вину он признал и дал показания на Уварова и Смолярчука, подтвердив все те заявления, которые ранее дали я и Иван Сергеев.

Впрочем, Воронин свой пост потерял даже не из-за «серого» таможенного бизнеса своего подчиненного — оказалось, что партнер Хавронова, соучредитель холдинга ULS господин Джебраил Караарслан оказывал покровительство турецкой агентуре и занимался внешней разведкой. То есть по сути, скандал и отставки в ФСБ развернулись потому, что российская контрразведка не только крышевала контрабанду, но и помогала иностранной разведке.

Ответный удар

В ходе сотрудничества с подчиненными Сергея Королева из Управления собственной безопасности ФСБ я столкнулся с противодействием со стороны ФТС, сотрудники которой установили за мной и Сергеевым слежку. Около наших домов постоянно дежурили одни и те же машины с сотрудниками наружного наблюдения Главного управления противодействия контрабанде ФСТ России.

После этого в отношении меня и Сергеева было вынесено постановление о применении мер государственной защиты. Впрочем эта защита не помешала тем людям, от которых нас защищали, организовать незаконное привлечение к уголовной ответственности меня и Сергеева, а также двух свидетелей, давших показания на Уварова, Смолярчука и Хавронова — Ивана Лапшина и Павла Николаенко, бывших сотрудников ULS.

Нас обвинили в уклонении от уплаты таможенных платежей. По версии следствия, Сергеев в процессе своего бизнеса не доплатил налоговые сборы в размере 800 млн рублей, а я, Лапшин и Николаенко оказывали ему покровительство.

В основу обвинения лег рапорт Смолярчука от 2016 года. Руководитель ФТС России Андрей Бельянинов, который впоследствии покинул свой пост, находился в плотной связи с Павлом Смолярчуком, поэтому последнему не составило труда сфабриковать в отношении меня ряд справок для привлечения к уголовной ответственности.

Вы понимаете хронологию? В 2015-м я и Сергеев пишем заявление на Смолярчука, а в 2016-м Смолярчук пишет рапорт в отношении нас. То есть человек год спустя инициирует дело против своих заявителей.

Вписываться, как говорят в народе, в эту незаконную схему не согласился никто, кроме сотрудников транспортной полиции. По рапорту Павла Смолярчука следователи Управления транспортной полиции по Северо-Западному федеральному округу в июне 2016 года возбудили уголовное дело по статье 194.2 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей».

В такой ситуации, я считаю, что имел право нарушить избранную меру пресечения в виде домашнего ареста и выехать из страны.

Трансграничные угрозы

Спустя немногим более месяца мне начали поступать угрозы от Хавронова и от близкого окружения Уварова, который на тот момент еще занимал пост начальника 7-го отдела Управления «К».

Со мной связались через мессенджер WhatsApp — номер телефона я не менял — и предложили мне заплатить $6 млн в обмен на прекращение уголовного преследования. В случае отказа от передачи денег шантажисты обещали, что в отношении меня и моей семьи будет применена физическая сила.

Урегулировать конфликт с преступной группой Хавронова самостоятельно мне не удалось, и в 2018 году я написал заявление о вымогательстве денег в Следственный комитет Республики Армения.

Они должны быть в курсе:
— директор ФСБ Александр Бортников
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— глава ФТС Владимир Булавин
— глава МВД Владимир Колокольцев

Поскольку следствие по делу еще ведется, я не могу назвать имена всех людей, которые мне угрожали, но реальность данных угроз получила свое подтверждение. И в ноябре 2018 года полиция Еревана возбудила уголовное по статье «Вымогательство организованной группой».

В ходе расследования дела по вымогательству также вскрылись факты сговора Смолярчука и Уварова с сотрудниками УТ МВД по СЗФО, которые незаконно привлекали меня к уголовной ответственности. Данное обстоятельство легло в основу уголовного дела по статье «Превышение должностных полномочий», которое было возбуждено в январе 2020 года и объединено в одно производство с делом о вымогательстве.

А в феврале 2020 года из СК Армении в ведомство Александра Бастрыкина были направлены международные следственные поручения для допроса Уварова, Смолярчука, Хавронова и еще ряда лиц.

Теперь все те, чьи фамилии перечислены в следственном поручении, должны быть допрошены российскими сотрудниками СКР, а затем эти материалы будут переданы в Ереван.

Российские реалии

Кстати, Вадим Уваров сейчас работает в Центральном банке России начальником Департамента по информационной безопасности. После увольнения из ФСБ в Центробанк Уварова устроил его коллега из Управления «К» полковник Кирилл Черкалин, который сейчас сам находится под следствием. Черкалин курировал всю банковскую систему, и стать начальником, тем более в ЦБ, уволенному при таких обстоятельствах Уварову без протекции господина Черкалина было бы невозможно.

Чем сейчас занимается Павел Смолярчук, я не знаю, но уверен, что российские силовики держат его в поле зрения Допросить Хавронина будет проще всего, поскольку он находится в тюрьме.

Кстати, избранную российским судом меру пресечения я оспорил через армянский суд. В ходе судебного разбирательства армянская сторона запрашивала неоднократно и в Генпрокуратуре, и в Следственном комитете материалы, которые могли бы обосновать мою вину. Из России приходили ответы в том духе, что идет следствие и как только оно закончится, материалы передадут. Уже прошло четыре года, а материалы так никто и не прислал, потому что прислать им нечего. Дело неприятное, одиозное, я думаю, следствие специально тянет время, поскольку в следующем году заканчиваются сроки давности по моей статье и дело будет сдано в архив.

Параллельно с действиям иармянского СК мой адвокат в Петербурге направил заявление по факту незаконного привлечения следователями УТ по СЗФО МВД меня в качестве обвиняемого в само полицейское управление и в УФСБ по Санкт-Петербургу. Управление транспортной полиции по Северо-Западу прислало нам ответ, что наше заявление они направили в Следственное управление на транспорте СКР по Северо-Западу. А в питерском Управлении ФСБ ответили, что наше заявление они направили в Северо-Западную транспортную прокуратуру.

Я не считаю, что это просто перекидывание. Мне кажется, что дело в отношении меня сфабриковано и никто не хочет иметь к нему отношение».

Альтернативные версии

Историю Бориса Авакяна не раз освещали российские СМИ, излагая различные версии происходящего. Так, “Фонтанка”  писала, что убрать начальника 7-отдела  Управления “К ” Уварова и сотрудника  ГУБК Смолярчука Авакян пытался, чтобы остановить расследование в отношении своего протеже — бизнесмена  Дмитрия Зарубина, обвиняемого в контрабанде. Издание сообщает, что Авакян тоже имел отношение к “серому” импорту. Журналисты утверждают, что передача денег бывшему сотруднику ФТС Наумову была провокацией со стороны Авакяна, которую он в дальнейшем  использовал для дискредитации своих оппонентов.     

В несколько ином ключе, нежели заявления Авакяна, ряд СМИ освещает и события вокруг холдинга ULS.  “Новая газета” в статье “Контр-банда. Продолжение” отмечала, что Авакян 2015 году участвовал в переделе таможенного рынка на стороне Зарубина, который пытался отвоевать первенство в этом секторе у соучредителя ULS Игоря Хавронова. Бизнесмена Ивана Сергеева издание называет посредником между Авакяном и Зарубиным, а обращение Авакяна в правоохранительные органы — попыткой скрыть собственные нарушения.

Комментируя эти публикации, Авакян заявил, что с Дмитрием Зарубиным он знаком не был и отношения к таможенному рынку не имел. 
Персоны Компании
Теще – на блины. Благодаря "Ростеху" у Чемезова успешна не только жена
На рынке недвижимости этой весной появилось интересное предложение: «скромный» 853-метровый трехэтажный особняк на участке в 17 соток в Сенькино-Секерино в Новой Москве идет со скидкой 20 млн рэ
От замгубернатора ЯНАО до помощника министра культуры: кого грабят рублевские воры
Воры уносят у чиновников миллионы, происхождение которых вызывает вопросы у граждан, но не у правоохранителей.
Оренбургская судья отомстила обидчикам брата-следователя
Инициаторов федеральной проверки оренбургского главка СКР лишают имущества.
Парфюмер: что Эдуард Худайнатов сделал из любимой женщины
Расследование о красивой, но тайной жизни друга Игоря Сечина.
Александра Бастрыкина потянуло в консерваторию
СКР разбирается с реставрационными работами в петербургской консерватории.
Кирилла Черкалина и подельников арестовали окончательно
Заканчивается дело о коррупции и махинациях на Лубянке.
Александр Дрыманов освободил "Итальянца" в безденежной форме
Чиновники СКР осуждены без взятки.
Куда исчезают публикации о том, как Станислав Аникеев внедрялся в «Газпром»?
Выручка «Газпрома» составляла в среднем 150 миллиардов рублей. А управленческие расходы – 3,6 миллиарда в год. По 300 миллионов рублей в месяц. В них, разумеется, зашита «белая» зарплата Аникеева
Системное обогащение: на кого работает белгородская Фемида
Судьи Арбитражного суда Белгородской области раз за разом выносят решения в пользу одной и той же группы лиц, среди которых есть уже осужденный за мошенничество
Алтайский судья Руслан Тэрри дождался приговора
Вынесен приговор по делу о коррупции в алтайском арбитраже.
Ильгар Гаджиев кинул инвесторов и подружился с Михаилом Ходорковским
Информационной кампанией в интересах беглого российско-азербайджанского бизнесмена занимаются политтехнологи  из Открытой России.
У пасынка Алишера Усманова взыграла «Родина»
Компания Антона Винера вместе с группой «Основа» построит жилой комплекс в новой Москве.
Дело полковника Черкалина и его коллег из ФСБ тянет на блокбастер
Сотни миллионов долларов, вымогательства, взятки и другие эпизоды коррупционных будней высших чинов правоохранительных органов вполне могли бы стать сюжетом детектива.
Элитные номера на машину достались сестре Мишустина от генерала ФСБ
Прежним владельцем спецномеров был начальник Второй службы ФСБ Седов.
Таможенники готовы потратить два миллиона рублей на «жалованные ковши» и икорницы «в форме рыбки»
На сайте одного из поставщиков стоимость наградного ковша нужных таможенникам размеров составляет 50 000 рублей. Еще один интернет-магазин предлагает такой же ковш за 63 900 рублей
Сестра Мишустина ездит на машине со спецномерами
Глава службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ генерал Алексей Седов передал свой автомобильный номер элитной серии АМР77 сестре Мишустина Наталии Стениной
У Владимира Жукова съехал гольф
Что происходит вокруг Московского спорткомплекса «Крылатское» - одного из лучших гольф-клубов в Европе. 
В подмосковном лесу появились избушки на железобетонных ножках
Прокуроров просят проверить дорогостоящие времянки из кирпича на сваях.