Бюджетными миллиардами, выделенными на компенсации за земли, изымаемые на нужды города, распоряжается структура земляка бывшего главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина. Распоряжается весьма своеобразно — жителям деревни Терехово изначально планируется выделить лишь половину из полученных из казны средств, да и этих денег они добиться не могут. Против москвичей выступают суды, закрывая глаза на очевидные нестыковки и опираясь на данные сомнительных экспертов.
Управление отъема
ГКУ «Управление подготовки территорий» (УПТ) было создано в 2011 году тогдашним главой градостроительного комплекса Москвы Маратом Хуснуллиным. Во этой главе структуры мэрии в тот же год был поставлен его земляк Рустем Нагимов. Он до настоящего момента занимает эту должность, в то время как его покровитель ушел на повышение, став вице-премьером.
Условиям работы в управлении можно только позавидовать. Согласно штатному расписанию, в управлении трудятся 160 человек. Фонд оплаты труда 167 млн рублей. “Повышающий коэффициент «за сложность, напряженность и специальный режим работы» — 2,5. Плюс премия по результатам работы в размере оклада. Плюс годовая премия в размере годовой(!) зарплаты для руководителей (от директора до замначальника отдела) и зарплаты за восемь месяцев для рядовых работников”, — выяснила “Общая газета”.
Однако на сайте УПТ о деятельности сказано немного, также как и о работниках. Возникает ощущение, что их вместе с Нагимовым всего трое — еще его заместитель Ольга Евстигнеева и 65-летняя главбух Лидия Буланцева. Сайт управления не обновляется месяцами. “Впечатление такое, что ГКУ УПТ служит, в основном, для прогона бюджетных денег с последующим их освоением «правильными» людьми и структурами”, — делаются предположение журналисты.
В доказательство такого вывода приводится ситуация с подготовкой к застройке Мневниковской поймы. На компенсацию освобождения ее от недвижимости местных жителей запланировано 3,4 млрд рублей, которыми и распоряжается УПТ. Однако в Приложении №1 проекта застройки, презентованном в 2018 году Мосинжпроектом, на эти цели предполагается затратить максимум 1,7 млрд рублей, да и то «в случае требований о денежной компенсации и подтверждения прав собственности».
“Земли Мневников УПТ рассматривает как способ колоссальной наживы причем за счет обманутых горожан. Об этом нечаянно проговорился тот самый Мосинжпроект в своей презентации. Те сотки, которые УПТ мог бы выкупать по 2 млн рублей за единицу, город выставит на аукцион со стартовой ценой… 9-11 млн рублей. Вот так вот и «заработают» соратники Хуснуллина себе «на молочишко», — пишет “Общая газета”.
Оценочная помощь
Для того, чтобы дать как можно меньшую компенсацию местным жителям, московские власти идут на различные ухищрения. При этом зачастую привлекаются аффилированные с тем же УПТ эксперты.
Так было, к примеру, с оценкой четырех десятков домов, снесенных в деревне Терехово, расположенной во Мневниковской пойме. «По оценке, которую делали для снесенных 40 домов, собственник мог получить максимум 60 млн рублей. А оценка, сделанная независимой от города экспертизой, которая много лет работает на рынке – 600 миллионов. То есть город занижает реальную стоимость в 10 раз», — рассказал “Общей газете” местный предприниматель Андрей Цишба.
Судебная слепота
Кроме того, зачастую оценка независимой экспертизой, которую заказывали жители Терехова, не берется во внимание и Хорошевским судом, рассматривающим их тяжбы с городскими властями.
Одним из таких было дело по иску Департамента городского имущества Москвы по имуществу того же Цишбы. Так, АО «Экспертная страховая оценка» оценила строения и землю под ними в 138 млн рублей. Однако введенное в дело в качестве соответчика УПТ не согласилось с такой оценкой и предложило поручить провести экспертизу той компании, на которую само укажет.
“Суд, в лице судьи Л.Е.Ланиной, не моргнув глазом, принимает определение, в котором сказано, что произвести новую оценку должно ООО «Галапакс» (как всем понятно, фирма Нагимова для таких поручений)”, — пишет “Общая газета”.
В итоге экспертизу проводит ООО «Галапакс», которое, как оказывается, не имеет право это делать, поскольку ни в основных, ни в дополнительных видах своей деятельности не прописывает такой услуги. Однако суд соглашается с оценкой “экспертизы” “Галапакса”.
По данным журналистов, “Галапакс” — структура “более чем мутная”. Она была зарегистрирована в 2016 году с уставным капиталом в 40 тыс. рублей и в ней числится лишь один человек. “В 2018 году официально не заработала ни копейки. Кстати, за 2018-2019 год девять раз перебывала в судах ответчиком: на «Галапакс» подавал в суд Пенсионный фонд за непредоставление отчетности”, — пишет “Общая газета”, отмечая, что в тех процессах Арбитражный суд Москвы всегда вставал на сторону фирмы.