Друг Владимира Путина
, предприниматель Аркадий Ротенберг развелся со своей второй женой Натальей. Об этом рассказали адвокаты обеих сторон и подтвердил один из партнеров бизнесмена (с самим Ротенбергом и его бывшей супругой «Ведомостям» связаться не удалось).
Ротенберг начал бракоразводный процесс еще в марте 2013 г., в конце апреля мировой судья судебного участка № 160 расторг брак, рассказывают собеседники. Решение о расторжении брака было совместным, утверждает адвокат бизнесмена Филипп Рябченко (старший партнер юридической фирмы «Биэл»).
Кому активы
Развод может затронуть активы Ротенберга, состояние которого журнал Forbes оценивает в $3,3 млрд. «Решение о расторжении брака вступило в законную силу. В производстве суда остались раздел имущества и оспаривание брачного договора», — объясняет адвокат Натальи Ротенберг Кира Воронкова («Трунов, Айвар и партнеры»). «Бывшая супруга Аркадия Ротенберга подала иск о признании брачного договора недействительным. Этот иск будет рассматриваться в Тушинском суде 4 сентября», — подтверждает Рябченко.
Условия брачного контракта представители сторон не раскрыли.
Аркадий и Наталья поженились в 2005 г. «Теоретически, если брачный договор будет признан недействительным, то все, что было нажито в течение брака, может быть разделено в соответствии с положениями Семейного кодекса, то есть пополам», — говорит Рябченко. Впрочем, он убежден, что брачный договор должен устоять: «Он отвечает всем требованиям законодательства, был заключен в нотариальной форме, поэтому я не вижу оснований для признания его недействительным».
«Если все же брачный контракт будет оспорен, необходимо будет определяться с имуществом, устанавливать, как оно приобреталось», — говорит Рябченко.
Что есть у Ротенберга
«Цена вопроса может быть очень большой», — говорит об этом разводе один из участников процесса.
Аркадий Ротенберг на 31-м месте в российском рейтинге Forbes с состоянием $3,3 млрд. По подсчетам журнала, связанные с Ротенбергом компании за 5 лет получили госконтракты на сумму более 1 трлн руб.
Ротенберг — один из основных акционеров «СМП Банка» (37,3%), совладелец компании «Северный европейский трубный проект» (38%) и немецкого трубного трейдера Eurotube (16,675%) — поставщиков труб большого диаметра для «Газпрома», а также строительного подрядчика «Газпрома» группы «Стройгазмонтаж» (51%). Еще Ротенберг — совладелец холдинга компаний инфраструктурного строительства «Мостотрест» (26,4%) и россошанских «Минудобрений» (79,4%).
Структуры Ротенберга и бывшего совладельца «Новороссийского морского торгового порта» Александра Пономаренко имеют аэропортовые активы — доли в «Грузовом комплексе Шереметьево» (застройщик нового грузового терминала площадью 21 000 кв. м), в операторе грузового терминала «Руспорт» (площадь 9000 кв. м, грузооборот более 90 000 т) и в компании, обслуживающей почту и авиационные грузы в терминале, — «Аэропорт Москва». Есть у Ротенберга и зарубежные спортивные активы. Вместе с братом Борисом и совладельцем нефтетрейдера Gunvor Геннадием Тимченко они имеют равные доли в финской Arena Events (спортивная арена Hartwall Arena в Хельсинки), а также в финском хоккейном клубе из Хельсинки Jokerit («Джокеры»).
Впрочем, часть активов бизнесмен приобрел до брака, а о некоторых стало известно уже после развода.
Где судиться с другом Путина
«Я могу предположить, чем закончится этот процесс, но хотелось бы надеяться на справедливость и непредвзятость российской судебной системы. В любом случае наша задача состоит в том, чтобы решить этот вопрос в правовом поле», — отмечает Воронкова. Она не исключает возможности обращения в зарубежные суды.
Адвокат Ротенберга в перспективу обращения в зарубежные суды не верит. «Статус Ротенберга стал известен не вчера. Нужно было сразу определяться с юрисдикцией. Его бывшая супруга самостоятельно подала иск о признании брачного договора недействительным в российский суд, значит, она ему доверяет и тем самым определила юрисдикцию. Не вижу оснований, чтобы суд какого-либо иностранного государства при таких обстоятельствах взял бы на себя разрешение этого семейного дела или стал пересматривать выводы российского суда в последующем. В нашей практике есть опыт, когда юрисдикцию российских судов, их выводы в судебных актах по семейным спорам признавали английские и американские суды», — говорит Рябченко.
Воронкова парирует, что процесс в России не исключает обращения, например, в Лондонский суд или в любой европейский суд.
Развод Путина — рецидив человеческого во власти →
При неудаче в российских судах процесс может переместиться в Европу, как это уже было при разводе некоторых российских бизнесменов (см. врез). То, что Ротенберг — давний знакомый Путина, только поможет оспорить решение российского суда и обосновать необходимость рассмотрения этого дела за рубежом, размышляет один из партнеров Ротенберга. «Формально в любом случае возникают риски [с активами]. Это хороший хлеб для юристов. И конкуренты могут попробовать поживиться», — полагает партнер.