Алексей Кудрин объяснил в интервью РБК, зачем нужны досрочные выборы

Источник
Алексей Кудрин взбудоражил Петербургский экономический форум предложением передвинуть президентские выборы вслед за парламентскими. Для чего это нужно, глава комитета гражданских инициатив объяснил в интервью РБК.
​— Вы обсуждали предложение о переносе даты выборов с президентом или с кем-то из его администрации?

— Ни с кем не обсуждал — ни с президентом, ни с кем-то из его администрации. Откладывание структурных реформ еще на год, два, три на тот же срок отложит и восстановление позиций России на мировых рынках. Через три года Россия будет иметь самую низкую долю в мировой экономике с 1992 года. Откладывать нельзя. Нужно поднимать темпы экономического роста, для этого требуются структурные реформы. Я изучил не в первый раз программу «100 шагов» [президента Казахстана Нурсултана] Назарбаева, там есть много, что мне нравится. И я обратил вдруг внимание, что Назарбаев передвинул выборы. Это правильно. Любая программа требует политической поддержки. Для этого требуется политический мандат и окно возможностей. Оно всегда возникает после выборов.

— Вы считаете, что сейчас поддержки Владимира Путина не достаточно, для того чтобы сделать решительные шаги?

— С одной стороны, да, но в преддверии выборов реформы не делаются. Это общеизвестная практика. Иногда часть реформ объявляется накануне выборов, наиболее популистская. Другие обычно не объявляются. Например, пенсионная реформа не считается у нас в стране популистской. Но если ее не провести, то через несколько лет будет не хватать средств для выплаты пенсий и потребуется повышать налоги.

— На форуме вы говорили о многих важных вещах, но не сказали о такой важной тенденции, как рост оборонных расходов. Как этот фактор влияет на экономику?

— Я отношу это к числу структурных реформ. Увеличение оборонных расходов примерно на 2% за последние пять лет — это существенный структурный фактор, который оттянул деньги от других секторов экономики. Когда это планировалось, планировались также и более высокие темпы роста экономики. Сейчас это очень болезненно скажется на сокращении расходов в других отраслях.

— А не поможет ли скорейшей реализации структурных реформ в большей степени переформатирование нынешнего состава правительства? Реформа — это его компетенция, а не президента

— Реформы — это все-таки мандат президента в нашей ситуации. Все основные направления задаются президентом, в его указах, в его посланиях и в целом ряде стратегических документов. По действующему законодательству о стратегическом планировании президент принимает стратегические концепции. В этом смысле без президента здесь не обойтись. И на всеобщих выборах избирается президент, а не премьер. Поэтому нужен политический мандат доверия.

— Если вернуться в настоящее время, вы считаете, что дно кризиса уже пройдено?

— Май показал продолжение падения, и я думаю, что в июне падение также продолжится. Таким образом, мы еще не достигли дна. Каким будет тренд выхода из кризиса — стагнация или продолжение падения просто меньшими темпами, — мы сегодня просто еще даже не знаем. В список факторов кроме экономических, связанных с циклом, ценой на нефть, включились политические, связанные с санкциями, с неопределенностью, с достаточно хаотичными действиями наших государственных органов, Государственной думы. Некоторые решения Дума принимает вопреки тем заявлениям, которые делает президент. Хотя в конечном счете все они подписываются и правительством, и президентом.

— Например?

— Все мы говорим о необходимости снижения давления на бизнес, снижения административных барьеров. Но за последний год административные барьеры выросли, а давление на бизнес усилилось. Это произошло в результате принятия документов, увеличивающих полномочия силовых органов в налоговых проверках, принятия закона о деофшоризации, в связи с чем количество проверок по работе компаний за рубежом увеличится. В начале года увеличилось число проверок по ценообразованию. Принят целый ряд законов, которые «удорожают» расчетную платежную систему в России. Закон о персональных данных принят,  который увеличивает издержки компаний. Между тем и на текущем экономическом форуме, и в Послании президента говорилось о том, что нужно раскрепостить свободу, снять нагрузку.​


— Вы уже несколько лет не чиновник. С делом вашего коллеги [основателя «Вымпелкома» Дмитрия] Зимина возникли проблемы. Как вы прокомментируете признание его фонда «Династия» иностранным агентом? ​

— Как известно, Зимин финансирует его из своих средств, которые хранятся на зарубежных счетах. То, что фонд, который финансирует образование и научные работы [получил такой статус], это, скорее, несовершенство закона. Я после этого события назвал закон ущербным, требующим изменения основных понятий, включая понятие политической деятельности.​

— Какие последствия могут иметь аресты активов по делу ЮКОСа и как Россия должна на них реагировать?

— Это событие ухудшает инвестиционный климат России. Если сегодня мы не найдем компромиссного решения этого вопроса, адекватного тому, что подписала Россия в международных конвенциях и соглашениях, то, конечно, это понизит роль судебной процедуры международных судов, повысит риски российских компаний при получении инвестиций. Все на это станут закладываться, пострадает весь частный бизнес. Вот почему этот прецедент очень важный. И сейчас важно, чтобы правительство нашло какое-то решение. Но я не хочу комментировать решения, связанные с ЮКОСом, потому что работал в правительстве и любые мои слова по-прежнему могут иметь юридические последствия.​
Персоны Компании
Процесс пошел: какое имущество России за рубежом получат акционеры ЮКОСа
Позиционная война акционеров ЮКОСа, отсудивших у России $50 млрд, за российское госимущество перешла в активную фазу: начались аресты российских активов. Но шансы ЮКОСа на окончательную победу по-прежнему призрачны.
Бизнесмены, покинувшие Россию
"Компания" вспомнила наиболее известных предпринимателей, уехавшие за рубеж за последние пять лет.
Чем грозит России отказ от выполнения решения Европейского суда
Отказ РФ выполнять решения ЕСПЧ означает по существу заявление России о выходе из Совета Европы, хотя из осторожности обе стороны еще какое-то время будут делать вид, что это не так.
Дмитрий Зимин прекращает финансирование фонда «Династия»
Некоммерческая организация вряд ли сможет продолжить существование.
Олег и Александр Малисы: мобильное братство
Кто сегодня контролирует отечественный сотовый ритейл.
Друг с чутьем: зачем знакомому Сергея Чемезова янтарный бизнес
Вслед за «Ростехом» в янтарную промышленность пришел бизнесмен Виталий Мащицкий, советник и друг гендиректора госкорпорации Сергея Чемезова. РБК разбирался, что происходит на рынке янтаря с оборотом минимум в $1 млрд
Фонд Дмитрия Зимина «Династия» могут объявить иностранным агентом
Это может резко осложнить его благотворительную работу с бюджетными организациями.
Зачем Буковского ждут в английском суде
Первое заседание в Магистратском суде Кембриджа по так называемому "делу Буковского" прошло без подсудимого. Советский диссидент, злой критик нынешней российской власти, в суд не явился.
Офшорные интересы «Роснефти»
Новый курс Кремля может нарушить планы Игоря Сечина.
Родина зовет: как миллиардеры отреагировали на призыв к деофшоризации
Предприниматели не спешат раскрывать зарубежные активы. Некоторые, например, Михаил Фридман, ради сохранения бизнеса готовы стать налоговыми резидентами других стран.
Банкир по жизни: Владимир Антонов потерял бизнес, но сохранил интерес к банкам
Он помогал лондонским приятелям купить «Мой Банк», чей экс-владелец Глеб Фетисов после сделки оказался в тюрьме.
"Роснефть" подшила дело ЮКОСа
В многолетнем конфликте наступила первая мировая.
Почему силовики приходили в редакцию LifeNews
Заявление написала жена бывшего кремлевского чиновника. Но круг заинтересованных может быть куда шире.
Обзор 9-13 марта: радостно и весело собираться вместе нам
Путина нет в телевизоре уже дней десять, народ в унынии, политики в раздумьях, а в это время говорит и показывает глубинка. Снова пальму в рейтинге скандалов берут регионы.
Навальный призвал Запад ввести санкции против настоящей «партии войны»
Ситуация изменится, когда Абрамович или Усманов не смогут попасть в свои резиденции в Европе, считает он.
Акционеры ЮКОСа предложили России сэкономить €1,8 млрд на решении Гааги
Акционеры ЮКОСа предложили зачесть уплату Россией компенсации по делу компании в €1,8 млрд по решению ЕСПЧ в счет компенсации в размере $50 млрд, назначенной по решению Гаагского третейского суда.
Друг Ельцина, враг Путина: какой след Борис Немцов оставил в политике
Борису Немцову было 55 лет. Он многое успел: ученый, губернатор, вице-премьер, депутат, оппозиционер. Вспоминая о нем, люди то и дело используют слова «яркий» и «талантливый».