Крупнейший банк Татарстана "Ак Барс" с начала недели подвергается мощным информационным атакам, об этом известно и регулятору. ЦБ пообещал банку помощь в случае необходимости, но пока не вмешивается. Лучшей помощью и Татарстану в целом, и "Ак Барсу" в частности стало бы решение судьбы второго по размеру банка республики — Татфондбанка, считают участники рынка. Пока же конкуренты этих банков усиливают свои позиции в регионе, указывают эксперты.
О том, что принадлежащий правительству Татарстана Банк "Ак Барс" уже несколько дней подвергается атакам хакеров, вчера в кулуарах форума "Информационная безопасность финансовой сферы" заявил замначальника ГУБЗИ ЦБ Артем Сычев. "Сегодня банк должен был обратиться в правоохранительные органы, атака идет не один день,— отметил он.— В среду был достаточно большой пик. Подробностей инцидента пока нет". В банке пояснили, что атака осуществляется путем рассылки жителям Татарстана сообщений в мессенджерах, содержащих недостоверную информацию о ситуации в татарстанских банках, в частности, в "Ак Барсе". "Мы расцениваем эти рассылки как проявление злоумышленных действий",— добавили в банке. "Банк пока справляется, как будет нужна помощь ЦБ, мы поможем",— заявил вчера Артем Сычев, комментируя атаки на "Ак Барс".
По информации "Ъ", беспокойство в связи с информационными атаками проявляли ВИП-клиенты "Ак Барса" (из-за остатков на счетах выше страхового возмещения), однако значительного оттока средств из банка не было. "Все подразделения банка работают в штатном режиме,— заверили в пресс-службе "Ак Барса".— За последние три дня закрыто не более 900 вкладов, открыто новых почти 3 тыс. вкладов. Среди корпоративных клиентов негативного тренда по сделкам и активностям нет". При этом как изменился объем клиентских средств за указанный период, в банке не раскрывают.
Ситуация в банковском секторе Татарстана остается крайне напряженной с начала декабря прошлого года. 15 декабря 2016 года во второй по размерам банк региона, контролируемый властями республики — Татфондбанк,— ЦБ ввел временную администрацию. Ожидалось, что в короткие сроки будет принято решение о спасении банка, однако власти Татарстана не смогли достичь договоренностей о схеме санации с ЦБ (см. "Ъ" от 20 декабря). В результате банк оказался в подвешенном состоянии, что создает почву для спекуляции и расшатывает финансовую систему региона в целом. Менее крупные региональные банки были вынуждены ввести ограничение на выдачу вкладов из-за проблем с ликвидностью, которые сохраняются до сих пор.
Нестабильная ситуация в финансовом секторе Татарстана на руку игрокам, желающим занять или усилить позиции в регионе. До ситуации с Татфондбанком возможности роста в республике даже у крупных федеральных игроков были ограничены: власти отдавали приоритет своим банкам во всех крупных проектах, уточняет зампред правления банка из топ-10. Учитывая, что деятельность Татфондбанка практически парализована, "Ак Барс" остается главным препятствием для реализации амбиций федеральных конкурентов, что объясняет массовые информационные атаки на него, указывают эксперты. По словам аналитика агентства Moody's Марии Малюковой, у "Ак Барса" действительно особый статус в республике и доступ к финансированию ключевых проектов правительства. "Банк является уполномоченным банком республики по обслуживанию бюджетных платежей,— поясняет госпожа Малюкова.— Банк занимает 45% банковского рынка Татарстана по активам и 48% по объему клиентских средств, что значительно превышает доли остальных банков. С точки зрения интереса для банков Татарстан — перспективный регион, он имеет богатый нефтегазовый сектор. Кредитоспособность населения там выше, чем во многих других регионах, то есть имеется значительный потенциал для наращивания кредитования".
Не стоит исключать и политической составляющей, когда банк становится инструментом давления на определенных людей в правительстве республики, считает замруководителя компании "Финэкспертиза" Наталия Борзова. "Это может быть сознательной политической стратегией заинтересованных лиц, чтобы создать репутационные риски для правительства Татарстана,— рассуждает она.— После того как правительство республики не сумело спасти Татфондбанк, подогреть панику может информация, что и положение "Ак Барса" нестабильно".
Татагропромбанк дошел до предела
ЦБ объявил о наступлении событий для прекращения обязательств Татагропромбанка по субординированным кредитам. В период с 23 по 31 января и с 1 февраля по 14 февраля 2017 года норматив достаточности базового капитала Н1.1 банка опустился ниже 2% в совокупности за шесть и более операционных дней. Согласно положению ЦБ 395-П, в такой ситуации субординированные обязательства банка полностью или частично списываются или конвертируются в акции. Согласно российской отчетности (123-я форма), по состоянию на 1 февраля в капитале Татагропромбанка учитывался субординированный кредит на сумму 300 млн руб. Проблемы Татагропромбанка возникли после введения временной администрации в Татфондбанк в конце прошлого года, спровоцировавшей нестабильность на финансовом рынке региона. Татагропромбанк в декабре года ввел временные ограничения на выдачу наличных при досрочном расторжении договоров банковского вклада с физлицами, а также установил лимит при снятии денег по истечении срока действия вклада. В начале февраля 2017 года банк ввел ограничения на проведение платежей по предписанию Национального банка по Республике Татарстан, а на этой неделе приостановил обслуживание клиентов в большинстве офисов, объясняя это техническими причинами. Татагропромбанк по итогам 2016 года входил в четвертую сотню по активам, контроль в банке (50,3% акций) принадлежит компании «Новая нефтехимия», бенефициаром которой является бывший предправления Татфондбанка Роберт Мусин.