Рейтинговое агентство "Эксперт РА" 16 января 2017 года понизило рейтинг кредитоспособности сразу двум казанским банкам ("Татагропромбанку" и "Интехбанку") до уровня "C" и сохранило негативный прогноз по рейтингу. Понижение рейтинга банков было обусловлено неисполнением ими финансовых обязательств на протяжении более 10 рабочих дней, что, по методологии агентства, означает дефолт. Агентство оценивает, как высокий, риск нарушения банком обязательных нормативов, что обуславливает негативный прогноз по рейтингу. "Татагропромбанк" тут же начал возмущаться, но, можно ли ему верить? Это вопрос, на который сегодня не существует достоверного ответа. В общем, "Эксперт РА" подлил керосинчику в костерок.
В тот же день тем же самым занимался наш славный регулятор. ЦБ 16 января 2017 года отозвал лицензию у "Булгар банка". Формально банк ярославский, но таким он стал всего полгода назад. А до того был татарстанским. И большинство офисов банка расположено в Татарстане. И это была уже не первая потеря в банковской системе республики. ЦБ 11 ноября 2016 года отозвал лицензию у банка "Камский горизонт". Таким образом, всего за два месяца республика лишилась двух банков. Интуиция подсказывает, что эти потери, явно, не последние.
Напомним историю вопроса.
Слухи о плохом состоянии третьего по размеру активов банка в республике Татарстан ("Татфондбанка") среди банковского сообщества ходили давно. В течение 2016 года слухи эти только усиливались. В конце ноября появились слухи о скорой санации банка (смотри статью "Как спасти санатора, если денег, выданных на санацию другого банкрота, не хватает? Отдать санатора на санацию другому санатору"). Тогда они казались беспочвенными. Банк работал, платежи проводил.
Масла в огонь подливали акционеры банка "Советский", несогласные с фактическим изъятием у них банка весной 2016 года в пользу как раз "Татфондбанка". Они даже смогли оспорить в двух судебных инстанциях решение о предоставлении кредита в размере 14,8 млрд рублей от спасаемого от банкротства (санируемого) банка "Советский" в пользу санатора "Татфондбанка" (смотри новость "Татфондбанку" придется вернуть почти 15 млрд рублей банку "Советский"). Ситуация и вправду была нелепой – спасаемый банк помогает своему спасателю, хотя должно быть все наоборот.
Но еще до решения апелляционной инстанции в рядах клиентов "Татфондбанка" начала нарастать паника. Зримые очертания она приобрела 9 декабря, когда в офисах банка в Казани начали расти очереди из нервных людей, желавших немедленно забрать свои деньги. В тот же день на банковских форумах начали появляться сообщения о фактической остановке банком безналичных платежей. 13 декабря банк сам сообщил об остановке расчетно-кассовое обслуживание клиентов (смотри новость "Татфондбанк" остановил обслуживание клиентов. Временно или навсегда?"). На следующий день банк допустил дефолт по своим облигациям, не исполнив оферту по бондам серии БО-14 на 1,85 млрд рублей. И, наконец, 15 декабря ЦБ был вынужден объявить мораторий на удовлетворение требований кредиторов "Татфондбанка", и ввести в банк временную администрацию.
С тех пор прошел целый месяц, но решения по дальнейшей судьбе банка так и нет. Тем временем, начали сыпаться более мелкие банки Татарстана. "Тимер Банк", сначала ввел ограничения по операциям в банкоматах, а потом (с 16 декабря) и вовсе остановил обслуживание своих карт. А с 19 декабря ввел лимит по выдаче вкладов. "Татагропромбанк" с 20 декабря, якобы, временно, ввел ограничения на выдачу вкладов, сообщив об этом на своем сайте. Ограничения в банке объяснили "резким увеличением количества заявок на досрочное расторжение договоров банковского вклада физическими лицами". В "Интехбанке" в декабре, по слухам, было введено частичное ограничение в проведении платежей через систему "банковских электронных срочных платежей" (БЭСП). А уже 23 декабря ЦБ ввел в "Интехбанк" временную администрацию, наложив мораторий на удовлетворение требований кредиторов на три месяца. Причина – неустойчивое финансовое положение и наличие угрозы интересам его кредиторов и вкладчиков: "Интехбанк" не проводил платежей более семи дней, сообщил ЦБ. И вот теперь, "Эксперт РА" понизило рейтинг "Татагропромбанку" и "Интехбанку".
Главным акционером "Татфондбанка", как известно, являются власти республики Татарстан. Что они сделали для спасения своего банка? Практически ничего. Они ограничиваются периодическими заявлениями о важности банка для республики, и том, что они его не бросят, они ему помогут, и так далее, и тому подобное. Вот, например, 12 января глава республики Татарстан Рустам Минниханов заявил: "Мы, конечно же, готовы оказать всяческое содействие, если будет определен санатор. У нас есть возможности какие-то поддержки, и мы понимаем, что для нас это очень важный проект". Так он ответил на вопрос о готовности властей республики к докапитализации "Татфондбанка".
Как именно помогут, когда помогут – не раскрывается. Закрадываются очень большие сомнения в том, что власти Татарстана способны что-то реальное сделать для помощи тонущему банку. Живых денег у властей нет, и не ожидается. Они сами в долгах, как в шелках.
К великому сожалению для клиентов "Татфондбанка", вообще никто не стремится спасать этот банк. Сначала появились было слухи о нескольких банках, якобы, желающих стать санаторами. Но увы, эти слухи так и остались слухами. Никто реально "Татфондбанком" не заинтересовался. Или ситуация в банке совсем плоха, или акционеры (власти Татарстана) выставили неприемлемые для потенциальных санаторов условия.
И это очень плохой знак. Ситуация кардинально отличается от того, что происходит с банком "Пересвет", попавшим в похожую плачевную ситуацию. Там тоже были неграмотные акционеры и руководители банка, которые довели его до банкротства. Однако, среди кредиторов церковного банка были достаточно влиятельные лица, которые, похоже, добьются его спасения от банкротства. В случае с "Татфондбанком" пока ничего не говорит в пользу того, что банк будет спасен.
Если же "Татфондбанк" не будет спасен, это поставит под вопрос существование и других банков республики. В конце декабря 2016 года глава Банка России Эльвира Набиуллина
заявила: "Банковская система Татарстана устойчива, проблемы "Татфондбанка" не оказывают на нее системного эффекта". Это утверждение явно не соответствует действительности. Оно не соответствовало действительности уже в декабре, когда более мелкие банки Татарстана начали останавливаться друг за другом. И тем более, не соответствует действительности сейчас. Заявление главы ЦБ было классической вербальной интервенцией. Этот термин означает, что большой чиновник говорит красивые и правильные слова, за которыми ничего не стоит. Только слова и ничего больше.
Доказательством того, что банковская система Татарстана не устойчива, служит то, что постепенно начали появляться вопросы к банку "Ак барс" – насколько его положение стабильно и устойчиво? Если "Татфондбанк" умрет – выживет ли "Ак барс"? Предвосхищая подобные вопросы, 19 декабря 2016 года "Банк "Ак Барс" рассказал о своих планах"). Руководство банка рассказало о разработанной стратегии, в соответствии с которой банк планирует в течение пяти лет увеличить активы в два раза. Однако, складывается ощущение, что проведенная банком пресс-конференция – это, опять-таки, не более, чем вербальная интервенция. Призвана была поддержать банк исключительно на словах, без каких-либо реальных дел. Чисто PR проект, призванный погасить панику. Наверное, главными словами на этом мероприятии были следующие, сказанные Валерием Сорокиным: "Важно обратить внимание всех сомневающихся – аналитиков, рисковиков, рейтинговых агентств – на тот факт, что акционеры банка и республика Татарстан определяют "Ак барс" как один из ключевых финансовых институтов, и заинтересованы в его стабильном и успешном развитии". Все это пока не слишком убедительно. Ибо судить надо по делам, а не по словам. Слова можно говорить сколь угодно красивые и правильные, но, если они не подкрепляются делами, верить словам нельзя.
Точнее, нельзя верить словам людей, чьи слова раньше расходились с делами. Вот словам sch-jr real верить можно. Потому что его прогнозы ранее очень часто сбывались. Вот что он написал на форуме банковских аналитиков по поводу некоторых рассматриваемых банков [орфография и пунктуация сохранена авторская]: "казань пока полечат, но рак в 4 стадии и шансов мало. 95/5 будем оплакивать тфб-групп скоро" и "помурлыкает котяра еще". Последняя фраза была написана в ответ на следующий вопрос: "как там насчет барсика?".