Количество принятых «Жуковским» пассажиров «Ведомостям» раскрыли чиновник, знакомый с деятельностью аэропорта, и человек, близкий к «Рампорт Аэро» (владеет и управляет «Жуковским»: 75% минус 1 акция у литовской Avia Solutions Group, блокпакет – у структуры госкорпорации «Ростех»).
«Жуковский» открылся 30 мая 2016 г., принимать рейсы начал только 12 сентября. Со старта проекта в 2013 г. он позиционировался как четвертый московский аэропорт, но в 2016 г. Минтранс определил его как аэропорт подмосковного Раменского. Это позволило получать из «Жуковского» международные назначения, по которым из Москвы квоты выбраны.
В августе председатель совета директоров «Рампорт Аэро» Борис Алешин рассказывал, что в 2016 г. аэропорт планирует принять около 500 000 пассажиров, а в 2017 г. – 2,6–2,8 млн человек.
«Нельзя сказать, большие это или маленькие цифры – 53 000 пассажиров, не с чем сравнивать. Планировалось больше, но аэропорт новый, и авиакомпании продолжают к нему присматриваться, – говорит человек, близкий к «Рампорт Аэро». – Другая причина в том, что иностранные авиационные власти тормозят начало международных полетов».
Рынок Москвы
76,5 млн человек приняли в 2016 г. четыре московских аэропорта: «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково» и «Жуковский». Доля последнего пока исчезающе мала – 0,0085%.
Минтранс Таджикистана в октябре не согласовал полеты в Душанбе и Худжанд «Уральским авиалиниям». Россия в ответ пригрозила, что прекратит воздушное сообщение с Таджикистаном, и тот разрешил «Уральским авиалиниям» полеты (с 8 ноября). В декабре Таджикистан не согласовал полеты уже авиакомпании «Ямал». Россия не стала предъявлять жесткий ультиматум, а просто запретила таджикской Somon Air полеты в свои региональные аэропорты.
Есть проблемы и с полетами в Казахстан. Авиавласти Казахстана до сих пор не назначили на рейсы из Астаны и Алма-Аты казахскую SCAT Airlines (планировала полететь еще в июле), а «Уральским авиалиниям» одобрили рейсы только в конце декабря (полеты начнутся в феврале) и после давления со стороны российского Минтранса – об этом рассказал человек, близкий к SCAT, и два человека, близких к «Рампорт Аэро». Казахстан сопротивляется в интересах национального перевозчика Air Astana, утверждают все собеседники. Из Москвы в Астану и Алма-Ату летают только Air Astana и «Аэрофлот», авиавласти Казахстана отвергают предложения России ввести между странами режим открытого неба или допустить на линии по второму перевозчику, рассказывали федеральный чиновник и человек, близкий к группе «Аэрофлот».
«Жуковский» по сути – четвертый аэропорт Московского авиаузла. Достаточно посмотреть на карту: он ближе к МКАД, чем «Домодедово», – говорит представитель Air Astana. Загрузка рейсов между Москвой и Астаной/Алма-Атой в первом полугодии 2016 г. не превысила 65%. На линиях достаточно провозных емкостей, их наращивание экономически нецелесообразно и приведет к убыткам всех участников рынка, добавляет собеседник. Заявку на рейсы из «Жуковского» мы подавали минтрансу Казахстана еще в мае, она устарела, недавно подали снова, надеемся на скорое положительное решение, говорит президент SCAT Владимир Денисов.
Представитель «Рампорт Аэро» на запрос «Ведомостей» не ответил. «Позиция наших коллег, не всегда конструктивная, безусловно, отразилась на сроках начала эксплуатации целого ряда маршрутов из «Жуковского». Но к административному давлению мы не прибегали. Мы всегда действуем исключительно в рамках имеющихся договоренностей, и, если ущемляются права российских перевозчиков, авиавласти России используют ответные меры, предусмотренные международными договорами и законодательством РФ», – комментирует представитель Минтранса.
«Развивающимся рынкам, как в России и странах СНГ, любой протекционизм вреден – целесообразна была бы полная либерализация воздушного сообщения между этими странами, – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. – Не думаю, что подобные проблемы возникнут с авиационными властями европейских стран».