После ЧП на основном предприятии ПАО «Распадская» ее «дочка» АО «Распадская-Коксовая» получила право расширить свою деятельность. Компания будет добывать коксующийся уголь на печально известной шахте им. Шевякова в Междуреченске. Причины недавнего пожара по-прежнему не названы, но горевшую шахту решили не закрывать. При этом выяснилось, что за пару дней до аварии Ростехнадзор остановил работы на другом штреке из-за выявленных нарушений.
Пожар на «Распадской», что находится в 11 километрах от Междуреченска, случился 19 апреля на глубине 550 метров. Первая информация стала поступать от очевидцев через соцсети. Они видели, как на место отправляются автомобили экстренных служб. Вскоре информацию подтвердило и МЧС – на место выехали сразу шесть отделений горноспасателей.
Все работы на объекте были приостановлены, людей начали выводить на поверхность. Первоначально число работников, находившихся под землей, оценивали в 183 человека, в итоге же оказалось, что их было намного больше – 275.
В дело пришлось вмешаться и губернатору Кемеровской области Сергею Цивилеву. В своем телеграм-канале он заявил о создании оперативного штаба, который займется координацией действий по ликвидации ЧС. Возглавил этот орган сам глава региона. На место происшествия стали подтягиваться высокопоставленные представители отдельных ведомств. Среди них кемеровский межрайонный прокурор по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли Дмитрий Лосковиченко, прокурор Междуреченска Андрей Калинин. Также на «Распадскую» отправилась специальная комиссия Ростехнадзора.
Вскоре власти отчитались, что все горняки поднялись на поверхность, а затем и МЧС заявило, что открытое горение ликвидировано.
СМИ сообщили, что в результате аварии пострадал один человек – у шахтера зафиксировали отравление угарным газом средней степени тяжести. Сейчас его жизнь вне опасности.
Правоохранительные органы проводят доследственную проверку. На официальном уровне причина пожара до сих пор не названа. Неофициально говорят о вероятности короткого замыкания в вентиляционном штреке.
Офшорная сеть
Судьба «Распадской» тесно связана с акционерами британской Evraz Plc Романом Абрамовичем, Александром Абрамовым и Александром Фроловым. По состоянию на конец 2012 года 87% угольного актива принадлежало кипрскому офшору Corber Enterprises Ltd. Этой фирмой в равных долях владели Evraz и кипрская Adroliv Investments Limited. Последняя принадлежала менеджменту «Распадской». Далее Evraz выкупил у партнеров вторую половину Corber Enterprises.
Согласно отчету, опубликованному на сайте Центра раскрытия корпоративной информации, во второй половине 2021 года Evraz Plc владела 90,9% акций ПАО «Распадская». В дальнейшем информация об аффилированных лицах не раскрывалась.
В ноябре 2021 года «Ведомости» сообщили, что Роман Абрамович намерен выкупить у «Евраза» 26,74% акций «Распадской» на свою офшорную компанию Greenleas International Holdings (БВО). Эта сделка должна была стать частью действий по выделению активов с высоким углеродным следом в отдельную структуру. Однако планам помешали международные санкции, на фоне которых «Евраз» счел выделение угольных активов нецелесообразным.
Погибших искали месяцами
В Кузбассе до сих пор не забыли крупную катастрофу на «Распадской» 8 мая 2010 года. Взрыв прогремел, когда под землей находились более 300 горняков. Тогда 12 человек погибли и еще 59 – пострадали. На поверхность удалось эвакуировать 296 человек. Однако спустя несколько часов, когда в регионе уже наступило 9 мая, произошел второй взрыв. Он унес жизни 91 человека, еще 99 получили ранения и травмы. Многие из них – горноспасатели, которые искали погибших и пострадавших после первого взрыва. Тела оставшихся под землей шахтеров долго не могли обнаружить. Спустя семь месяцев после катастрофы 14 горняков были признаны погибшими по решению суда – чтобы их родственники могли получить компенсации и вступить в наследство. По состоянию на 5 апреля 2011 года ненайденными оставались тела 11 шахтеров.
Отдельные инциденты случались на «Распадской» и в последнее время. Например, в июле прошлого года здесь произошло обрушение грунта. В тот раз масштабных последствий удалось избежать: эвакуировать удалось 188 шахтеров, двое из них получили травмы. Еще двое считались пропавшими без вести. Позднее стало известно, что один из них погиб, второго через неделю нашли живым. При проведении поисковых работ погиб один горноспасатель.
Первая серьезная авария произошла на «Распадской» 24 октября 1982 года. В тот день из-за взрыва метана погибли 22 шахтера.
Закрыли, но не всю
После пожара 19 апреля 2023 года Ростехнадзор приостановил добычу угля на «Распадской». Однако на следующий день работы были возобновлены за исключением двух участков – того, где произошло возгорание и вентиляционного штрека, остановленного еще 17 апреля. Как выяснилось, за пару дней до пожара там получил травмы один из работников. Ростехнадзор установил, что при закреплении горной выработки в штреке были допущены нарушения.
В предыдущий раз ведомство выявило нарушения на «Распадской» в 2021 году, они касались в том числе требований пожарной безопасности.
И вот, на фоне всего этого одно из предприятий «Распадской» получило право на разработку открытых запасов шахты им. Шевякова. В 1992 здесь произошел взрыв метана, в результате которого погибли 25 горняков. Это была первая крупная авария в угольной отрасли после распада СССР. В 1996-м шахту затопили, а ее запасы были переданы в нераспределенный фонд недр. АО «Распадская-Коксовая» будет разрабатывать их на открытом участке горных работ. Самое интересное, что она была единственным претендентом на это месторождение. 7 апреля состоялся открытый аукцион, на который больше никто не заявился. 20 апреля были подведены его итоги: «победитель» заплатит государству 250,7 млн рублей при стартовой цене 227,9 млн рублей. Как скоро мы услышим оттуда о новых предписаниях Ростехнадзора?