Совладелец акций скандально известного партнера челябинских властей – компании «Южуралмост» – пытается урегулировать многомиллионный конфликт с налоговой. Фискалы вменили бизнесмену Константину Овчинникову сомнительные манипуляции с ценными бумагами на весомые суммы, уличив в схеме минимизации НДФЛ. Теперь Овчинников находится в процедуре банкротства, но уже заявил о желании пойти на мировое соглашение. Параллельно активно развивается дело о финансовой несостоятельности самого «Южуралмоста», в котором недавно были утверждены требования ФНС практически на полмиллиарда.
Претензии оказались связаны с ФАС, которая ранее вскрыла антиконкурентное соглашение на миллиарды рублей с участием компании и на тот момент губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. Впрочем, рассматривая споры, наблюдатели не исключают новых потерь со стороны государства, а также отмечают очередную смену персоналий в дорожном бизнесе. Так, отраслевики обращают внимание на Алексея Рапоту, рассуждая о его возможных связях с силовиками и указывая на вытеснение из активов семьи беглого бизнесмена Сергея Вильшенко, называя, впрочем, переход «контролируемым».
Акционер АО «Южуралмост» Константин Овчинников в рамках дела о своем банкротстве обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об утверждении мирового соглашения. Ранее во вторую очередь реестра требований кредиторов были включены претензии ИФНС России по Центральному району Челябинска по налогу на доходы физических лиц в размере более 44,2 млн рублей. В третью очередь были включены требования фискалов на 16,7 млн и 17,68 млн, по пени и штрафам соответственно.
Свои притязания представители госоргана объяснили, в том числе решением Центрального районного суда Челябинска, который раскрыл сомнительные манипуляции Овчинникова с ценными бумагами.
«<…> согласно сведениям, представленным брокером, <…> К.Ю. (Овчинников Константин Юрьевич, – прим. ред.) совершил с крупными пакетами указанных облигаций сделки по продаже и «обратные» сделки по покупке этих же облигаций (по более высокой цене) в тех же количествах в течение нескольких часов (одного часа) в режиме РПС. Вышеуказанные действия позволили налогоплательщику по совокупности операций, <…> в 2015-2017 годах, искусственно сформировать отрицательный результат (убыток), позволивший уменьшить налогооблагаемый доход, поскольку для целей исчисления НДФЛ подлежат учету расходы в виде стоимости приобретения первых по времени приобретения облигаций (метод ФИФО)», – следовало из решения райсуда, которое впоследствии вступило в силу.
Припомнили тогда Константину Овчинникову и проблемы с ФНС его брата – Павла Овчинникова, к которому, судя по материалам судов, также предъявлялись многомиллионные претензии. Ранее «Правда УрФО» подробно сообщала о требованиях SEVERNY LUCH LTD («Северный Луч ЛТД»; Кипр) к ПАО «Челябинский металлургический комбинат» (ЧМК, входит в группу «Мечел» Игоря Зюзина) более чем на 100 млн, которые были связаны с обоими бизнесменами.
Добавим, что финансовый управляющий Овчинникова Юлия Геннеберг уже попросила суд утвердить положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника, среди которого доля (12,5%) в уставном капитале компании «Магистраль», доля (12,5%) в уставном капитале фирмы «Технопарк», акции АО «Южуралмост». На текущий момент этот вопрос отложен на декабрь.
Пока сам Овчинников пытается выпутаться из банкротного дела, разбирательства о финансовой несостоятельности некогда крупного партнера властей Челябинской области идут полным ходом. Так недавно, как рассказывало издание, суд признал требования ФНС к «Южуралмосту» более чем на 450 млн. Как выяснилось, они были связаны с претензиями к дорожникам антимонопольщиков. Уточним, ФАС России признала компанию, губернатора Челябинской области (на тот момент Бориса Дубровского) и региональный Миндортранс нарушителями антимонопольного законодательства, вменив им антиконкурентное соглашение на миллиарды рублей.
Впрочем, требования фискалов были признаны подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, включенными в реестр. Как отмечают собеседники издания в юридической среде, такое снижение очередности делает «крайне вероятными новые потери государства».
Добавим также, что в реестр требований кредиторов «Южуралмоста» были включены претензии ООО «УралДорПроект» на несколько миллионов. Эта фирма известна по ряду громких скандалов, один из которых связан с показаниями экс-мэра Челябинска Евгения Тефтелева против действующей главы Челябинска Натальи Котовой, а также ее доверенного лица и советника Петра Конарева. По версии Тефтелева, «УралДорПроект» мог быть связан с чиновниками. Как сообщала «Правда УрФО», Петр Конарев впоследствии был задержан по другому делу, ему вменяют 44 эпизода получения взяток.
Также «Правда УрФО» рассказывала о прослеживавшихся пересечениях ООО «УралДорПроект» с вышеупомянутым «Южуралмостом». Отраслевики обращали внимание на фирму ООО «Ника-Лекс» (Москва), которая фигурировала среди участников «УралДорПроекта». К прочему, столичная организация вместе с АО «Амарант» значилась собственником ООО «ВСК» (Челябинск). Исполняющим обязанности генерального директора АО «Амарант» в «Контур.Фокус» указан Геннадий Вильшенко – отец беглого бизнесмена Сергея Вильшенко, бывшего акционера «Южуралмоста». Кроме того, «Амарант» возглавляла Екатерина Краснихина – одна из центральных фигур в деле ФАС против экс-губернатора Дубровского.
Примечательно, что в 2023 сменился владелец ООО «УралДорПроект». По данным «Контур.Фокус», единственным участником стал Рапота Алексей Михайлович. Исходя из информации системы, ранее бизнесмен также возглавлял ООО «Динамо-Центр», конечным бенефициаром которого числится общество «Динамо».
«Надо понимать, что в структуры «Динамо» случайные люди, как правило, не попадают. В основном их отличают связи с силовиками. Можно посмотреть хотя бы на руководство самого общества «Динамо», которое представлено бывшими сотрудниками ФСБ, МВД и ФСО», – отмечает собеседник издания.
Тем примечательнее, что фирма Алексея Рапоты – ООО «Трансрегион» зашла на активы, в которых ранее был представлен Вильшенко – она, в частности, стала участником ООО «ТехноПарк», ООО «Магистраль».
«С учетом того, что старший Вильшенко работал в ФСБ, судя по всему, идет смена «погон», представляется, что это контролируемый переход бизнеса», – рассуждает собеседник издания на рынке.