Роман Фетисов решил перегнать отца

Источник
Миллиардер Глеб Фетисов убедил сына вместо работы в Amazon заняться собственным бизнесом. Теперь под управлением Романа Фетисова $700 млн
В апреле 2018 года основной владелец «Альфы» Михаил Фридман с группой бизнесменов в преддверии иудейского праздника Песах отправился в традиционное четырехдневное паломничество по пустыне в Израиле. Во время пешего похода его участники отказываются от электронных устройств, а запасы пропитания везут на верблюдах. Компанию паломникам составил Роман Фетисов, сын бывшего совладельца «Альфа-Групп», миллиардера Глеба Фетисова. На одном из привалов Фридман спросил Фетисова о жизненных целях выпускника Стэнфордского университета. Роман Фетисов ответил, что хотел бы превратить миллиард долларов отца в $10 млрд. Фридман назвал цель очень амбициозной, а Фетисов-младший пояснил, что нужно всего лишь зарабатывать чуть менее 10% годовых в течение 25 лет, что примерно соответствует долгосрочной доходности индекса S&P 500 c учетом реинвестирования дивидендов.

Отец прививал Фетисову-младшему интерес к бирже с детства, в 14 лет тот получил в подарок книгу, написанную на основе ежегодных писем владельца Berkshire Hathaway Уоррена Баффета своим инвесторам. «Эта книга сильно меня зацепила», — вспоминает Фетисов. Вопрос об образовании в семье не обсуждался — сын участника списка Forbes сам пошел на экономфак МГУ, где учились и познакомились его родители. Учеба совмещалась с практикой в брокерских компаниях, торговлей на бирже. В 2007 году сын миллиардера открыл первый брокерский счет, превратив несколько десятков тысяч долларов в сотни. Рынок бурно рос, а Фетисов инвестировал в акции «Норильского никеля», «Акрона», НЛМК с кредитным плечом. Акции государственных компаний Фетисов не покупает: «Меня учили, что государство не является эффективным собственником бизнеса, и я в это глубоко верю, и мой личный опыт инвестирования показывает, что акций компаний с госучастием нужно избегать».

В 2008-м Фетисов обратил внимание на американский рынок. После падения банка Lehman Brothers капитализация крупных эмитентов сократилась более чем на 50%. Фетисов с партнером скупал акции Wells Fargo, Google, American Express, Johnson & Johnson. Через полтора года партнеры подвели итоги работы: было получено 200% прибыли, около половины поделили, часть американских бумаг держат до сих пор.

В конце 2009 года Фетисов окончил экономический факультет МГУ и прошел конкурс в российский офис Bank of America Merill Lynch — на место стажера инвестиционно-банковского подразделения претендовали более 100 человек. В банке он участвовал в подготовке сделок по приватизации 10%-го пакета ВТБ (банк был оценен в $33 млрд), слиянию «Уралкалия» и «Сильвинита» (объем $26 млрд), реструктуризации электрогенерирующих активов «Газпром а». В 2013 году Фетисов работал в лондонском офисе Инвестбанка с европейскими финансовыми институтами: участвовал в нескольких выпусках евробондов, занимался реструктуризацией активов в страховом бизнесе банка Lloyds. За 3,5 года Фетисов стал экспертом в подразделении корпоративных финансов.

Во время работы в Лондоне он получил приглашение Стэнфордского университета на обучение по программе MBA. В Стэнфорде, в среде активных предпринимателей Фетисов создал свой первый инвестиционный фонд Martingale Capital Partners и вложил в него несколько миллионов долларов личных и семейных денег: «Это был ковбойский и рискованный long-only фонд публичных акций. В лучший год заработали более 70%». Тогда же он оценил венчурные инвестиции. Одна из удачных сделок — компания Dollar Shave Club. Фетисов вложил в нее несколько десятков тысяч долларов при оценке около $40 млн, а спустя три года ее купил Unilever за $1 млрд.

Закончив Стэнфорд, в 2015 году он получил предложение о работе от Amazon, но Фетисов-старший рекомендовал сыну не бросать свое дело. «У Amazon дела идут неплохо, занимайся своим бизнесом, где у тебя есть конкурентное преимущество», — сказал сыну Глеб Фетисов F 86.

В конце 2016 года Роман Фетисов за несколько миллионов долларов купил 34% в английской управляющей компании Signet Capital Management, основанной в 1993 году. Ее владельцами были американцы Роберт Маркуард и Серж Уманский. До кризиса 2008 года под управлением компании находилось более $4 млрд, но Маркуард и Уманский продали большую часть бизнеса американскому пенсионному фонду Morgan Creek, и на момент сделки с Фетисовым в управлении Signet было около $200 млн институциональных инвесторов. У компании шесть действующих фондов. Управляют активами бывшие менеджеры глобальных фондов — SVP Global, Blue Mountain Capital Management, всего в компании около 20 сотрудников.

Один из флагманских продуктов Signet — созданный в 1994 году фонд фондов Signet Global Multi Strategy Fund. Signet провел due-diligence нескольких тысяч хедж-фондов и выбрал около двухсот для инвестиций. Signet делает долгосрочные вложения в закрытые фонды, куда не попасть с улицы. «Лучшие фонды, с которыми мы имеем дело, работают в узкой нише, и у них очередь из внутренних инвесторов», — говорит Фетисов.

Более половины средств под управлением — это индивидуальные предложения для клиентов с чеками от $10 млн, что наложило отпечаток на стратегии Signet: про рискованные подходы пришлось забыть. «Жесткая диверсификация, ликвидность, учет интересов клиента, позиции в твердых валютах», — перечисляет основные принципы инвестирования Фетисов.

Одна из стратегий — Signet Arbitrage Portfolio — приносит инвесторам чуть более 7% годовых. Это набор арбитражных позиций: конвертируемые бонды против акций и облигаций тех же компаний, CDS-арбитраж между индексами и акциями компаний, входящих в индексы, арбитраж во время сделок по слиянию-поглощению. Еще одно популярное решение — Signet Bond Substitute Portfolio — торговля бондами и процентными ставками. Этот портфель принес 8% годовых за последние пять лет с волатильностью 1,5%. Если клиенты хотят доходности в десятки процентов, есть более рискованные стратегии. В конце 2018 года был запущен хедж-фонд Signet FFF Absolute Return Fund — $50 млн средств инвесторов, вкладывающих на посевной стадии. Плата за работу управляющих зависит от продукта: 1–2% от активов за управление и 10–20% от прибыли за успех.

Чтобы встречаться с клиентами, Фетисов регулярно приезжает в Москву. Среди них есть как family offices участников списка Forbes, так и бизнесмены средней руки. По его словам, многие клиенты были недовольны работой с private banking, так как получали доход не более 3% в год из-за раздутых комиссионных, инвестиций в кэптивные продукты и низкой квалификации управляющих.

В российские фонды и активы Signet не вкладывает. Фетисов считает, что его клиенты хорошо понимают российский рынок и заинтересованы в диверсификации. За последние два года активы под управлением Signet достигли $700 млн. Фетисов надеется, что в 2020 году средства под управлением его компании превысят $1 млрд.
Персоны Компании
Александр Винокуров строит бизнес на связях тестя
Forbes разобрался, как инвестбанкир Александр Винокуров за несколько лет стал одним из самых заметных игроков на российском фармрынке
Сергей Галицкий надорвался на гонке
«ЭКСКЛЮЗИВ» — 4 апреля 2019 «Ты не можешь заниматься бизнесом всю жизнь»: Сергей Галицкий рассказал The Bell историю «Магнита» и его продажи Иллюстрация: Рита Морозова Сергей Галицкий за 25 лет построил с нуля крупнейшую в стране розничную сеть, а сам стал эталоном частного предпринимательства в России. Но год назад он неожиданно продал компанию госбанку, объявив, …
Почему Фридман не любит Медведева
Что стоит за арестом экс-министра Михаила Абызова
Булат Шакиров затащил «Альфа-групп» в «Прайм парк»
Инвестиционное подразделение «Альфа-групп» – компания А1 стала владельцем строящегося жилого комплекса «Прайм парк», рассказал «Ведомостям» ее представитель. Булат Шакиров, управляющий директор Optima Development (девелопер проекта), эту информацию подтвердил. По их словам, Optima Development останется девелопером и основным подрядчиком проекта, а А1 будет финансовым инвестором.
У Игоря Артемьева отбирают тарифы
Президент «Транснефти» Николай Токарев и предправления «Новатэка» Леонид Михельсон просят президента Владимира Путина передать регулирование тарифов на транспортировку нефти и газа от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к Минэнерго, сообщил Токарев. «Нас не все устраивает в том, как организует эту работу ФАС, – заявил он «Интерфаксу». – За последние несколько лет мы не увидели ни одного внятного документа, который бы ФАС разработала и использовала для регуляции этой темы».
Олега Дерипаску в американском суде может подвести пуповина с Кремлем
Утверждения Дерипаски по поводу личного состояния неверны, а его иск имеет мало шансов на успех, пришел к выводу американский Forbes
Павел Дуров, Сергей Гордеев, Дмитрий Каменщик: российские холостяки из списка Forbes
Издание насчитало в России 15 миллиардеров, не связанных узами брака.
Михаил Фридман оценил статус самого богатого лондонца
Forbes назвал совладельца «Альфа-Групп» Михаила Фридмана самым богатым жителем столицы Великобритании. Ранее таковым считался Леонард Блаватник.
Эволюция «Семьи»
Валентин и Татьяна Юмашевы рассказали, как сотворили нового президента в 1999 году, про жизнь пенсионера Бориса Ельцина и тайны семейного бизнеса.
Павел Дуров примкнул к самым разбогатевшим
Нефтяники, газовики и металлурги — наиболее удачливые бизнесмены в списке богатейших людей по версии Forbes. Но есть и исключения.
Акциями ОКС займется Эльвира Набиуллина
ЦБ назвал аномальным взлет котировок «Объединенных кредитных систем», принадлежащих НПФ «Благосостояние». За февраль компания подорожала в 75 раз, до 1,3 трлн руб. В Банке России намерены проверить сделки, повлиявшие на цену бумаг.
Дмитрий Костыгин: Калви столкнулся с элементарной заказухой
Совладелец «Юлмарта» — о противостоянии бизнеса и правоохранителей.
Антон Милов попрощается с отелем в Сочи
Инвестиционное подразделение «Альфа-Групп» планирует купить 4-звездный отель Bridge Resort в Сочи, который находится в залоге в ВЭБ.РФ. Гостиницу возводила компания «Мостовик», обанкротившаяся после олимпийских строек.
Михаил Васинкевич не продался Дмитрию Костыгину
Сделка по выкупу доли в «Юлмарте» не состоялась.
Игорь Зюзин хочет на пенсию
«Мечел» рассматривает возможность приобретения или создания НПФ.
Михаил Фридман затарится в испанском Dia
Фридман и партнеры готовы потратить на его спасение почти 800 миллионов евро и сделать из компании лидера рынка.
Как Михаил Фридман с помощью британского лорда построил крупнейшую частную нефтегазовую компанию в Европе
Wintershall DEA, новая нефтегазовая компания совладельцев «Альфа-групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева, претендует на звание крупнейшего независимого производителя нефти и газа в Европе.
Владимир Лисин попрощается с Бельгией
НЛМК уволит половину персонала на своем заводе в Бельгии. Предприятие приносит компании ежегодно до 50 миллионов евро убытков.