7 марта в Астане состоится общее собрание акционеров Polymetal International PLC, на котором будет рассматриваться продажа ведущего производителя золота и серебра в России – АО «Полиметалл» – компании «Мангазея Плюс» Сергея Янчукова. О заключении соглашений о продаже российского бизнеса «исходя из оценки 3,69 млрд долларов» Polymetal сообщил 19 февраля. Предполагается, что сделка позволит компании сконцентрироваться на бизнесе в Казахстане, избавившись от подсанкционного актива. Эксперты считают, что без тайной дипломатии в деле не обошлось.
Золото врозь
Процесс разделения российских и казахстанских активов Polymetal начался в январе прошлого года, когда компания сообщила о том, что рассматривает возможность перерегистрации бизнеса (редомициляция) с острова Джерси на Казахстан – в юрисдикцию, дружественную России. Смена регистрации давала юридическое право на последующий раздел активов, поскольку указом президента РФ Владимира Путина сделки с долями российских предприятий, принадлежащих инвесторам из недружественных стран, были запрещены.
В мае 2023 года редомициляция была начата и завершилась в августе. 19 мая Госдеп США включил в санкционные списки российский «Полиметалл», входящий в структуру международной группы Polymetal. Материнской компании санкции не коснулись. Уже в июне руководящие посты в «Полиметалле» покинули главный исполнительный директор Виталий Несис и главный финансовый директор Максим Назимок.
Свои должности в Polymetal они сохранили.
В конце января этого года крупнейший акционер Polymetal, Группа «ИСТ» Александра Несиса и партнеров, продала свою долю в компании (23,9 процента) оманскому фонду Mercury Investments International. В результате Александр Несис полностью вышел из капитала предприятия. Его брат Виталий Несис сообщил тогда о том, что новый акционер поддерживает стратегию Polymetal, которая включает продажу российских активов.
Инвесторы не рады
Как говорится в сообщении предприятия, сделка по продаже «Полиметалла» «Мангазее» «даст возможность компании Polymetal сосредоточиться на бизнесе в Казахстане. В случае ее одобрения акционерами она позволит восстановить акционерную стоимость казахстанского бизнеса, а также устранить риски и снизить долговую нагрузку активов группы в Казахстане».
Ключевые условия сделки предполагают реализацию 100 процентов «Полиметалла». Актив оценен в 3,69 млрд долларов, включая чистый долг в размере около 2,2 млрд долларов. Долг остается на балансе АО «Полиметалл» и, соответственно, уменьшит консолидированный долг группы Polymetal после сделки. Как отмечается в релизе компании, до закрытия сделки планируется выплата дивидендов на сумму 1,43 млрд долларов, а «Мангазея Плюс» в момент закрытия сделки должна будет заплатить лишь 50 млн долларов.
Спустя несколько часов после публикации официального сообщения Виталий Несис в ходе телеконференции заявил, что вопрос выплаты дивидендов откладывается. «Мы сейчас не принимаем никакого решения по дивидендам, совет директоров откладывает это решение примерно до мая», – отметил он. Его сообщение было встречено Мосбиржей негативно. К середине торгового дня 19 февраля акции Polymetal упали на 8 процентов. Всего за два дня с момента появления новостей о продаже бизнеса и отсрочке решения по дивидендам ценные бумаги компании рухнули более чем на 17 процентов.
Некоторые эксперты не исключают того, что Polymetal вовсе не вернется к вопросу выплаты вознаграждения. «Пока маловероятно, да и эти выплаты будут доходить до держателей в Казахстане. Акционеры на Мосбирже технически не могут получать эти выплаты», – объяснил поведение биржи в своем телеграм-канале инвестбанкир Евгений Коган.
Кто такая «Мангазея»
Примечателен выбор покупателя. Когда в январе Группа «ИСТ» продала свою долю Polymetal инвестиционному фонду из Омана, ряд экспертов предположил, что в дальнейшем она же или близкие к ней структуры могут стать покупателем «Полиметалла». Ранее источники «Коммерсанта» в качестве интересантов называли также компанию «Полюс», структуры Владислава Свиблова, УГМК, «Селигдар», экс-партнера Романа Абрамовича по «Сибнефти» и Highland Gold Ивана Кулакова и компанию «Алроса».
Однако выбор пал на «Мангазея Плюс» – структуру группы «Мангазея» Сергея Янчукова.
Как сообщается в презентации группы, «Мангазея – первый русский заполярный город XVII века в Сибири, исчезнувший после 1672 года». В группу входит компания «Мангазея Майнинг», с 2011 года осуществляющая золотодобычу в Забайкальском крае. На сегодняшний день – на месторождениях Наседкино, Кочковское, Итакинское и Савкинское. Суммарные ресурсы золота на этих месторождениях составляют 282 тонны. В 2022 году компания произвела 105 тыс. унций золота, указывается на сайте «Мангазея Майнинг». Для сравнения: на российских месторождениях Polymetal в том же году было произведено на порядок больше – почти 1,2 млн унций.
– Для «Мангазеи» покупка российских активов Polymetal является знаковой, – комментирует независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. – Из нишевого игрока отечественной золотодобывающей отрасли она в одночасье превращается в одного из ее лидеров.
Евгений Коган не исключает того, что за объявленным покупателем может стоять более крупный игрок. «Я могу предположить, что за сделкой стоит банк “ВТБ”. По сути, происходит выкуп у крупной, формально международной компании российских активов. Пожалуй, без высокого дипломатического покрытия заключить сделку было бы сложно, – пишет он. – Исхожу из мнения, что покупатель недостаточно большой, чтобы запросто управлять таким крупным и важным активом без поддержки институционального игрока в виде ВТБ».
От Привоза до прииска
Биография Сергея Янчукова заслуживает отдельного внимания. Не в последнюю очередь СМИ отмечают, что он является зятем бывшего мэра Киева, украинского олигарха Леонида Черновецкого. Янчуков родился в 1975 году в Одессе и начинал путь в бизнесе с мелкооптовой торговли продуктами на знаменитом Привозе. В расследовании издания Forbes от 2016 года говорится, что в середине 1990-х не без участия отца, занимавшего пост первого замначальника одесского отделения Нацбанка Украины, Янчуков стал начальником отдела в филиале банка «Аваль», обслуживавшем денежные потоки пенсионного фонда, Укрпочты, казначейства и других госструктур.
Первый совместный бизнес с российскими компаниями касался закупок у России нефти, последующей ее переработки на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе и продажи через одесский порт. В Москву Янчуков переехал в 2005 году, после «оранжевой революции», и занялся инвестициями в акции и нефтетрейдинг. В 2006-м он приобрел первые нефтяные компании «Квантум Ойл» и «Фобоснефтедобыча» в Ханты-Мансийском автономном округе. Впоследствии «Квантум Ойл» была признана банкротом.
Нефтегазовая компания «Мангазея», по данным Forbes, была выкуплена Янчуковым из муниципальной собственности Красноселькупского района ЯНАО совместно с партнерами – Анатолием Тернавским (бывший первый вице-президент «Славнефти») и Александром Рязановым (бывший заместитель председателя правления «Газпрома»). Рязанов отказался от своей доли в 2009 году, Тернавский – в 2012-м. Приход в золотодобывающую сферу Сергея Янчукова связывают с его знакомством и последующим совместным бизнесом с тогдашним куратором золоторудных проектов «Норникеля» Максимом Финским, в 2015 году сбежавшим в США.
При чем тут «Ростех»
В 2015 году группа «Мангазея» договорилась со структурой «Ростеха» «РТ-Глобальные Ресурсы» о создании в Забайкальском крае совместного золотодобывающего предприятия «Могочинская горнорудная компания» (МГРК) с контролирующим участием «Мангазеи» (75 процентов минус одна акция). «Участие дочерней структуры “Ростеха” позволит обеспечить динамичное развитие совместного предприятия в том числе с помощью использования опыта и наработок “Ростеха” по реализации крупных комплексных проектов в горнорудной промышленности», – заявил тогда Янчуков. СМИ предполагали, что участие «Ростеха» в совместном предприятии носит главным образом лоббистский характер.
Тем не менее даже административного ресурса госкорпорации поначалу оказалось недостаточно.
МГРК была нацелена на покупку лицензии на разработку Итакинского золотого месторождения у владельца «Ксеньевского прииска» Виктора Литуева. В 2018 году сообщалось о том, что совместное предприятие «Мангазеи» и «Ростеха» не может получить лицензию. Близкие к «Мангазее» источники отмечали, что Виктор Литуев заблокировал сделку в последний момент, потребовав пересмотра ее условий, в частности увеличения стоимости своей доли.
В 2019 году по заявлению Янчукова и обвинению в растрате в Москве задержали генерального директора «Ксеньевского прииска» Егора Литуева (сын Виктора Литуева). В 2021-м прокуратура принесла ему официальное извинение. В том же году «Мангазея Майнинг» стала единоличным владельцем лицензии. Запуск месторождения анонсирован на 2026–2027 годы. На этом след «Ростеха» в этой истории теряется. Однако не исключено, что госкорпорация, реализующая собственные золотодобывающие проекты, будет заинтересована в продолжении сотрудничества с «Мангазея Майнинг» – теперь уже в приобретаемых ею проектах группы Polymetal.