Среди авторов Федор Достоевский, Стивен Кинг, Оскар Уайльд и Харуки Мураками. Эту информацию уже опровергли как президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, так и депутат Госдумы от «Единой России» Александр Хинштейн.
Маркетплейс «Сбера» «Мегамаркет» убрал с витрины более 250 книг российских и зарубежных авторов, поскольку эти книги занесены в список ограничений в связи с законом о запрете пропаганды ЛГБТ, которое признано в России экстремистским движением и запрещено. Об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-службу маркетплейса.
Среди авторов Федор Достоевский, Стивен Кинг, Оскар Уайльд и Харуки Мураками. Редакция Business FM проверила несколько позиций, все они есть на сайте маркетплейса, и их можно купить. Кроме того, рекомендуются к покупке Харуки Мураками «Норвежский лес», который есть в списке.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов заявил, что этот список книг был разработан два года назад и сейчас не имеет отношения к реальности:
«Никакого списка запрещенной литературы не существует. Действительно, еще очень давно, когда только обсуждался законопроект о запрете пропаганды ЛГБТ в 2022 году, это было осенью, мы действительно обращались к автору законопроекта Александру Евсеевичу Хинштейну с просьбой провести дополнительное обсуждение, чтобы доработать и ряд механизмов, и исключить любую неопределенность в вопросах отнесения товаров к запрещенным. И действительно, тогда мы в ассоциации сформировали рабочий документ с перечнем литературы, который потенциально мог бы попасть под запрет, если бы мы четкие критерии не разработали. И, по сути, это был список вопросов, которые требовали обсуждения, которые участники рынка адресовали регулятору, чтобы однозначно определиться. После этого обращения на площадке Думы было проведено достаточно большое количество продуктивных встреч, мы прояснили все детали, включая будущие подзаконные акты, и больше ни у кого вопросов не осталось. Закон действует уже больше года, и его исполнение, в общем-то, не вызывает ни у кого сложностей. У нас существует достаточно большое количество законодательных актов, которые так или иначе ограничивают распространение той или иной информации в интернете. Причем это касается не только интернет-магазинов, это касается вообще любых ресурсов — продающие ресурсы или это социальная сеть, не имеет значения. Все это отслеживается теми лицами, которые имеют интернет-ресурсы, все об этом прекрасно знают, умеют это делать. И я, честно говоря, в этой новости не вижу никакой новости, но почему-то она сегодня взбудоражила всю общественность».
Комментирует литературный критик Николай Александров:
«С одной стороны, понятно, что это некая угроза тем людям, которые собираются какую-то книжку издать. Сама законодательная база не прописана, потому что сама угроза мифическая, иллюзорная. При желании можно практически в любом художественном произведении рассмотреть некую угрозу, опасность, пропаганду. Так можно выкинуть вообще всю античность. Я напомню, что история Древнего мира изучается в начальных классах школ, и что теперь с этим делать, зачеркивать целый ряд произведений? Вырывать Неточку Незванову из собраний сочинений Достоевского, не выдавать собрание сочинений Достоевского, этот том? Или с таким же успехом под этим замечательным углом зрения можно рассмотреть «Смерть Ивана Ильича» Льва Николаевича Толстого и тоже усмотреть там некоторую пропаганду, не говоря уже об Оскаре Уайльде, литературе XX века, как теперь с этим быть? Это все неясно».
Депутат Госдумы от «Единой России» Александр Хинштейн написал в своем телеграм-канале, что после обращения АКИТ в конце 2022 года действительно было проведено несколько рабочих встреч Роскомнадзора, Роспотребнадзора и МВД. По его словам, «там обсуждался и этот «черный список» как набор неких «страхов» отрасли, которые, слава богу, не подтвердились».
Депутат подчеркнул, что ни «Мегамаркет» — ему это подтвердил директор по связям с госорганами Павел Глухов, — никакие другие интернет-магазины не удаляли и не собираются удалять из продажи Платона, Достоевского, Пруста и прочих. По его словам, сейчас выясняется в ходе внутреннего разбирательства, почему пресс-служба «Мегамаркета» подтвердила актуальность списка «Коммерсанта», распространив заведомую неправду.