Перечень разногласий ведомств по вопросу перевода контракта по строительству Керченского моста на казначейское сопровождение ушел на «второй круг» согласований, а на счетах Росавтодора в казначействе зависло 57 млрд рублей, стало известно Forbes.
Представитель Минтранса сообщил Forbes, что на казначейском счете заказчика строительства Керченского моста ФКУ Упрдор «Тамань» (структура «Росавтодора») находится более 57 млрд рублей, предназначенных для оплаты работ по контракту с компанией «Стройгазмонтаж» в 2016 году. Это подтвердила пресс-служба Росавтодора. Но деньги пока не могут довести до подрядчика, оговариваются собеседники Forbes: «Оплата начнется сразу после завершения процедуры перевода контракта на казначейское сопровождение».
В начале июня представитель Минтранса говорил Forbes, что все документы для перехода направлены на рассмотрение в правительство и будут утверждены до конца июня.
Источник Forbes, близкий к «Росавтодору», утверждает, что изменения в распоряжение о строительстве Керченского моста не будут подписаны к 1 июля: согласование затягивается, так как Минфин, заказчик и подрядчик не могут договориться об условиях казначейского сопровождения. «Бумаги ушли на второй круг», — сетует собеседник Forbes.
По его словам, Минфин настаивает, что расчетные счета в казначействе должны открыть субподрядчики всех уровней, а заказчик и «Стройгазмонтаж» предлагают ограничиться первыми двумя – то есть самим СГМ и его дочкой «СГМ-Мост», которая непосредственно занимается проектом. Остальные расчеты, по их мнению, должен контролировать сопровождающий банк, говорит собеседник Forbes.
Что суть разногласий — в глубине казначейского сопровождения, подтверждает и федеральный чиновник. По его словам, на смешанной форме больше настаивает СГМ. Представитель компании не ответил Forbes на вопросы о разногласиях, так же поступили Минтранс и «Росавтодор».
По словам федерального чиновника, если министерства, заказчик и подрядчик не договорятся, вопрос могут вынести на совещание у вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего стройку.
Представитель Козака отказался комментировать такую возможность. Он добавил, что недостатка финансирования на стройке нет, а работы идут по графику. Пресс-служба Минфина не смогла предоставить Forbes оперативный комментарий, а представитель Минэкономразвития попросил обратиться в правительство.
Представитель «Стройгазмонтажа» сообщил, что выплаченного в прошлом году аванса в размере 48,9 млрд рублей хватит до начала оплаты выполненных работ.
Последний раз СГМ перечисляли деньги в декабре 2015 года. По данным портала госзакупок, в 2016-м СГМ предъявил к оплате выполненные работы на 5,7 млрд рублей.
В конце мая генеральный директор компании Андрей Кириленко предупредил Минтранс и «Росавтодор», что на строительстве моста через Керченский пролив сложилась «крайне критическая ситуация» и пожаловался на задержку финансирования (письмо есть у Forbes). Он писал, что причина задержки в «особенностях банковского и планируемого казначейского сопровождения» и просил решить проблему. В противном случае СГМ не сможет строить мост запланированными темпами и инвестировать в закупку дорогостоящего строительного оборудования, отмечал Кириленко.
Правительство в феврале приняло решение, что после выхода проекта моста из экспертизы обслуживать контракт будет казначейство, а не банк, как предполагалось ранее. Так, по мнению чиновников, расходование средств по проекту станет прозрачнее и эффективнее. В середине июня министр транспорта Максим Соколов, комментируя ТАСС письмо Кириленко, сказал: «Мы, по сути дела, от «Стройгазмонтажа» какой-то конкретики не увидели, кроме того, что они высказывают определенный дискомфорт при переходе на эту систему. Денег им хватает».
Керченский мост свяжет полуостров Крым и Краснодарский край уже в декабре 2018 года, тогда по нему откроют рабочее движение. Окончательно сдать объект планируют в конце 2019-го. Строительство моста длиной 19 км будет стоить бюджету 212,5 млрд рублей (в ценах 2015 года).
«Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга 75 без конкурса выбрали единственным исполнителем контракта на проектирование и строительство Керченского моста в январе 2015 года. Госконтракт с компанией подписали 17 февраля 2015 года. Тогда же Ротенберг говорил в интервью «Коммерсанту», что к строительству моста относится не как к способу заработать деньги, а как к возможности сделать «вклад в развитие страны». Представитель Ротенберга не ответил Forbes, будет ли миллиардер лично вмешиваться в проблему с переходом на казначейское сопровождение.