Росавтодор притормозили на электронной взятке

Источник
За оплату на АЗС чужой картой Neste федеральное лицо Росавтодора этапировали в Петербург.
Так не бывает. Но это произошло. «Фонтанка» подозревает, что дело по взятке – лишь повод.

 Когда из-за заправки личных иномарок на руководителей федерального агентства Минтранспорта наваливаются Следственный комитет, экономическая полиция, ФСБ Петербурга, ГРАД и СОБР, причину надо искать не в философском «а имеет ли слуга государев право на мзду». Если к этому добавить знание того, что петербургские силовики действуют с ведома центральных аппаратов МВД и Лубянки, а в материалах дела по взятке изложена аналитика Росфинмониторинга по СЗФО, становится понятным, что, похоже, по земельно-имущественному масштабу ведомства принято решение.

«Фонтанка» уже сообщила, как утром 28 июня в Петербурге, Ленобласти и Москве начались масштабные обыски, связанные с уголовным делом по крупной взятке, возбужденной Следственным комитетом Петербурга на прошлой неделе.

Также журналисты нашего издания назвали имена фигурантов – 40-летнего заместителя Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Тимофея Мещерякова и начальника отдела имущественных отношений СевзапАвтодора Владимира Чернухи, у которых, в том числе сегодня, провели обыски.

Мероприятия коснулись и головного офиса СевзапАвтодора в Петербурге, на Съезжинской улице. Но пока Мещерякова доставляют из Москвы в Петербург, что фактически означает его задержание, «Фонтанка», как и обещала, узнала подробности. Поверьте, они смешные. Если, конечно, не знать, что дело о взятке – всего лишь повод.

По информации нашего издания, оперативники Управления экономической безопасности ГУ МВД и транспортной службы УФСБ Петербурга изучали деятельность СевзапАвтодора около года. Но о том, что они предполагают, – чуть позже.

Мы поднимем настроение любителям заговоров. Данное дело началось с того момента, как ныне федеральный чиновник Тимофей Мещеряков начал пользоваться картой для заправки своей личной иномарки на АЗС Neste. Чуть позже выяснилось, что этой услугой пользуются и члены его семьи. Еще немного, и оперативники выяснили, что в группу любителей бензина Neste входит еще и начальник отдела имущественных отношений СевзапАвтодора Владимир Чернуха. Все было бы прекрасно, если бы один из оперативников не оказался скучным и дотошным. Он не поленился, сгонял на нужные АЗС, снял записи камер видеонаблюдения и установил как раз важное для всей глобальной разработки. Здесь надо отметить, что поначалу руководство над ним потешалось.

Оказалось, что карты Neste оформлены на коммерческие предприятия. А те, в свою очередь, проходили по материалам оперативного дела как аффилированные с чиновниками Росавтодора. Понятно, что основными подрядчиками у СевзапАвтодора, ответственного за федеральные трассы, являются такие строительные монстры, как «ВАД», «Мостотрест», «Буер». Однако в индустрии этого ведомства достаточно и более мелких организаций. Например, таких, что осуществляют юридическое сопровождение и оценку земель, которые необходимо выкупать государству, если трассы проходят через частные территории. Одна именно такая компания и оформила на себя злополучные платежные карты, исправно переводя на них деньги со своих счетов. Кстати, это официально подтвердил и Следственный комитет.  

Дальнейшее было делом техники: получение транзакций по картам, фиксирование – кто, когда, где по ним заправлялся. Так мелкая информация оперативника превратилась в своего рода отмычку. Чтобы на обысках законно и процессуально заглянуть в документацию Росавтодора. Все же просто: чиновник, который пользуется деньгами зависимой от него коммерческой организации, попадает под статью «Взятка». Вот Следственный комитет и возбудил редкое, но не очень сложное, с точки зрения доказательств, дело.

По сравнению с губернатором Белых, принявшим 400 тысяч евро, может быть, и мелко, а на взгляд квалификации – часть пять статьи 290 УК. От семи до двенадцати лет, между прочим. Так как по каждой из трех карт заправились примерно на миллион рублей.
            
Все же, исходя из первоначальных планов, Следственный комитет этим не ограничится.

– Сегодня говорить рано, еще эти мероприятия не закончились. Но в будущем ведомство ожидают неприятности по превышению служебных полномочий и мошенничеству, – сообщили «Фонтанке» в СК Петербурга.

Для того, чтобы понять, куда намерены рыть следователи, достаточно знать специфику работы ключевых подозреваемых по делу о взятке. Управление земельных отношений исполняет несколько ключевых функций. Во-первых, оно координирует работу региональных управлений Росавтодора по изъятию земельных участков, по которым пройдут федеральные трассы. То есть оно знает обо всех планах агентства в масштабах страны. Во-вторых, оно выдает разрешение на размещение объектов дорожного сервиса вдоль федеральных дорог, то есть кафе и АЗС. Наконец, оно выдает разрешения на прокладку сетей вдоль дорог федерального значения.

«Фонтанка» располагает информацией, что в следственные органы вскоре поступят материалы о том, как чиновники, получив инсайдерскую информацию о маршрутах будущих трасс, скупали на подставных лиц земли, после чего и согласно установленной процедуре бюджет Российской Федерации был вынужден их выкупать обратно. Но, как вы понимаете, по сверхзавышенной цене. А вот дают оценку как раз коммерческие организации, которые связаны личными отношениями с ответственными сотрудниками Росавтодора.

Понятно, что подобная схема придумана давно. Так, в конце ХIX века при строительстве железных дорог в США спекуляция на инсайде была крайне популярна. Другое дело, что тогда это было законно, да и пользовались этим частные компании.
 
Пока же «Фонтанка» следит за решением Следственного комитета по отношению к Мещерякову и Чернухе. Что касается коммерсантов, то у них тоже незавидное положение. Если они станут упорствовать, им грозит зеркальная статья – дача взятки.

Только для справки: Тимофей Мещеряков только пару недель назад назначен на должность заместителя Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора. Он ушел с поста начальника имущественных отношений СевзапАвтодора. Его сменил как раз Владимир Чернуха.

Мещеряков в середине 2000-х годов работал в ОАО «Западный скоростной диаметр», которое на 100% принадлежит Смольному. До конца 2013 года это ОАО было куратором строительства трассы. Занимался решением имущественных вопросов, в частности – с владельцами гаражей, которые нужно было сносить для строительства трассы.
Ну и наконец о бизнес-масштабе: по данным Kartoteka.ru, в 2013 году «СевзапупрАвтодор» разместил заказов на 64 млрд рублей, в 2014-м – на 69 млрд руб., в кризисном 2015-м – на 16,2 млрд руб. Крупнейшие подрядчики – ЗАО «ВАД» и ПАО «Мостотрест», ранее принадлежавшее братьям Ротенбергам.