Роскошный автопарк, которым хвастался в свои 25 лет никому не известный юрист Ярослав Гафуров, вызвал в среде его коллег много вопросов. Теперь журналисты нашли ответ, откуда у молодого человека деньги на элитные машины и другие предметы роскоши. Оказывается, вундеркинд от юриспруденции — внук зампредседателя Верховного суда Василия Нечаева. Расследователи предполагают, что крупнейшие компании платят адвокатскому бюро Гафурова просто за дружбу с кланом Нечаева и выгодные им решения в судах.
После переназначения Вячеслава Лебедева председателем Верховного суда России на новый срок одной из главных интриг в главном судебном органе страны стал вопрос о его заместителях. По данным источника ПАСМИ, один из замов — председатель Судебной коллегии по гражданским делам Василий Нечаев — сохранит пост, который занимает с 2006 года. Собеседник ПАСМИ отметил, что у Нечаева с Лебедевым сложились хорошие рабочие отношения.
Правда, репутацию Василия Нечаева совсем уж безупречной назвать сложно. Во всяком случае, интернет-ресурсы писали об активной совместной деятельности Нечаева с Владимиром Плигиным — бывшим депутатом Госдумы. Плигина называли одним из главных лоббистов нижней палаты парламента, а его интересы, в свою очередь, по данным журналистов, лоббировал в Верховном суде заместитель Лебедева.
Теперь появились новые данные, доказывающие, что Василий Нечаев мог быть причастен к сомнительным схемам обогащения. А скомпрометировал высокопоставленного судью его собственный внук, хвастающийся предметами роскоши стоимостью минимум в миллион долларов.
Пиар из ниоткуда
Ярослав Гафуров — человек называющий себя адвокатом и специалистом по корпоративному праву, стал предметом обсуждения в 2016 году, когда рассказал журналистам Bloomberg о том, как он потратил миллион долларов.
Юристы не могли припомнить, чтобы кто-то из богатых клиентов мог воспользоваться услугами никому неизвестного 25-летнего защитника. В итоге адвокатское сообщество пришло к выводу, что их молодой неопытный коллега пытается придать себе значимость таким дешевым способом, и на самом деле никаких демонстрируемых Rolls-Royce за четверть миллиона, парочки Bentley, один из которых еще только заказан, топовых моделей Mercedes и BMW, а также часов за 70 тыс. евро у него нет.
На самом деле они ошиблись, причем очень сильно, поскольку, как выяснил Центр «Досье», Гафуров показал лишь небольшую часть своего парка элитных авто. Подсчитать их общую стоимость расследователи не взялись, отметив только, что среди них есть Mercedes-Benz GLЕ 350 D 4matic; Bentley (два авто, один из них модели Bentayga); Range Rover; Mercedes-Benz S 450 4Matic Мaybach; Mercedes-Benz S320 SЕ; Mercedes-Benz Е200; Rolls-Royce Ghost; Mercedes-Benz GL450 4Мatic; Infinity QX80; BMW X5m и другие.
Интересно, что свое интервью Bloomberg недавний выпускник МГУ и аспирант двух учебных заведений — Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации и Международного юридического института — дал через восемь месяцев после создания в мае 2015 года ООО «Юридическая группа «Дабл про».
Проводник дружбы
По данным Центра «Досье», каких-либо действительно значимых судебных дел у юридической группы, которые могли бы принести ее создателю баснословные барыши, просто нет. Хотя при этом на сайте «Дабл про» в числе клиентов указаны достаточно известные компании — ПАО “БАНК “Уралсиб”, ГУП МО “Мособлгаз”, СПАО “Ингосстрах”, ПАО “Газпром
”, ЗАО “Дон-Строй Инвест”, ЗАО “УК “Эстейт Капитал” и другие крупные фирмы.
Как выяснили расследователи, причина богатства Гафурова совсем не в выигранных делах, а в родстве с заместителем председателя Верховного суда РФ Василием Нечаевым, который приходится молодому и суперуспешному адвокату дедом.
«Можно лишь предположить, что крупнейшие компании платят его бюро просто так, в качестве абонентской платы за дружбу с кланом Нечаева и принятие правильных решений в «вышке», а сама юридическая фирма учреждена, только чтобы придать «пожертвованиям» легальный вид», — отмечает Центр «Досье», приводя утверждение одного из своих источников, что расценки на решения Верховного суда начинаются от 500 тыс. евро и могут заметно увеличиваться в зависимости от сложности дела. Именно это и объясняет наличие такого числа автомобилей в семье юриста Гафурова, делают вывод расследователи.
Дедова твердыня
Между тем, семья, судя по всему, является уязвимым местом Василия Нечаева. Так, в 2014 году, когда Верховный суд объединили с Высшим арбитражным, Нечаев мог покинуть свою должность — он не получил рекомендацию Специальной квалификационной коллегии судей с первого раза, хотя и был единственным кандидатом. Причиной стали “вопросы к детям”: сын Нечаева на тот момент работал в ФАС Подмосковья, а до этого был судьей Арбитражного суда Москвы. В этом же суде работала и дочь кандидата. Но потом, судя по всему, эти вопросы были сняты.
В прошлом году Василий Нечаев опять чуть не лишился должности в связи с достижением предельного возраста в 70 лет. Высшая квалификационная коллегия судей даже объявила об открытии вакансии главы Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ. Но вскоре в Госдуму поступил, а затем и был принят закон, увеличивающий предельный возраст для зампредов Верховного суда до 76 лет.
Между тем, расследователи «Досье» обещают обнародовать новые факты о семье заместителя Вячеслава Лебедева, о самом Нечаеве и посредниках в решении вопросов с судебной системой.