Как Роман Громоздов стал бенефициаром проектов госбанка ВТБ

Источник
Долларовый миллионер, владелец завода и охотничьих угодий — это все про Романа Громоздова, почти никому не известного предпринимателя. Он зарабатывает на московской недвижимости, постройку которой финансирует ВТБ. Возможно, причина успеха бизнесмена — в знакомстве с зампредом госбанка Андреем Пучковым, «правой рукой» Андрея Костина.
Здание из светлого кирпича на 2-й Тверской-Ямской на первый взгляд не сильно отличается от других «цэковских» домов, каких много в центре Москвы. Только кирпичное ограждение выглядит особенно основательным, а будка охраны возле шлагбаума напоминает КПП. В этом доме до своего президентства жил Борис Ельцин с семьей. По соседству проживал лидер коммунистов Геннадий Зюганов, а в доме неподалеку — бывший мэр столицы Юрий Лужков.

В 1998 году квартиру в ельцинском доме купил Роман Громоздов, которому тогда было 22 года.  Сейчас Громоздов — возможно, один из самых загадочных партнеров второго банка в стране — ВТБ .  На деньги госбанка строится один из крупнейших жилых комплексов в столице, а Громоздов — основной бенефициар этого проекта.

«Могильщик» от недвижимости

ВТБ — один из ключевых российских банков, работающих с недвижимостью. Среди основных приобретений банка на этом рынке — компания «Дон-Строй».

«На наших встречах Пучков называл себя „могильщиком“. Говорил, что возится с „трупами“», — рассказывал один из бывших заемщиков ВТБ из числа девелоперов о зампреде ВТБ Андрее Пучкове. Он — высококлассный юрист, в 1997–1999 годах работал в адвокатском бюро АЛМ, где пересекся с Сергеем Котляренко, на которого оформлено 13 квартир, якобы принадлежащих бывшему вице-премьеру Игорю Шувалову.

В банке Пучков с 2002 года, последние десять лет — заместитель главы ВТБ Андрея Костина . Пучков занимается непрофильными активами, которые девелоперы называют «трупами». На слуху имя зампреда ВТБ было лишь однажды: в 2009 году он оказался в центре скандала с покупкой лизинговой «дочкой» ВТБ 30 китайских буровых установок. Тогда Алексей Навальный утверждал, что буровые приобрели в 1,5 раза дороже официальной цены производителя, а Пучков настаивал, что в стоимость были включены еще и установка, запчасти и т. д.

«Да нормальный он. В гольф играет. Работает до фига. Увлечен всей этой историей (с непрофильными активами — „Проект“). Это же определенный стиль жизни — 16 лет этим заниматься», — описывает Пучкова собеседник «Проекта», близкий к руководству ВТБ .

Фронт работ у Пучкова действительно масштабный: среди российских банков ВТБ лидирует по объему вложений в непрофильные активы, причем недвижимость — одно из ключевых направлений этих инвестиций.

Одна из основных компаний ВТБ на строительном рынке — «Дон-Строй». Застройщик, некогда принадлежавший Максиму Блажко и Дмитрию Зеленову, за долги перешел под управление банка после кризиса 2008 года. В августе 2010 года генеральным директором «Дон-строя» была назначена вице-президент ВТБ , начальник управления нефинансовых активов банка Алена Дерябина. Вскоре ФАС разрешил банку приобрести 100% акций девелопера (эта покупка так и не состоялась). С тех пор, как считают опрошенные «Проектом» игроки на рынке недвижимости, ВТБ контролирует «Дон-Строй».  С юридический точки зрения структура владения куда сложнее, но и она, вероятно, не окончательная: летом 2018 года паевой инвестиционный фонд, владеющий «Дон-строем», был ликвидирован , что свидетельствует о грядущем изменении состава собственников.

 «Площадки (строящиеся объекты — „Проект“) „Дон-строя“ стоили гораздо больше, чем их долги, — говорит бывший чиновник московского стройкомплекса. — На них можно хорошо заработать». И на них действительно зарабатывают. Правда, среди бенефициаров этой стройки — неожиданные и почти никому не известные лица — например, Роман Громоздов. Андрею Пучкову из ВТБ он, впрочем, хорошо знаком.

Неизвестный строитель

Крупнейший из проектов «Дон-строя» застраивает компания Романа Громоздова. Он же контролирует завод, на территории которого возводят жилой комплекс.

Самый масштабный (хотя и далеко не единственный) проект «Дон-строя» — жилой комплекс «Символ» в 15 минутах езды от Кремля. Он возводится на гигантской территории в районе «Лефортово». Это земля металлургического завода «Серп и молот», производившего комплектующие для ракет «Союз».

Что такое «Дон-Строй»: Общая выручка девелопера за 2017 год – 45,6 млрд рублей, а портфель проектов – 8,4 млн квадратных метров.

 В начале 2000-х годов Москву охватила строительная лихорадка, и менеджмент начал обсуждать варианты застройки завода. План подразумевал, что экологически грязное производство выводится за пределы столицы, а освобожденные территории завод передает Банку Москвы под застройку. Однако в 2008 году грянул кризис, в 2010 году мэром Москвы вместо Лужкова стал Сергей Собянин , а в 2011 ВТБ выкупил контрольный пакет Банка Москвы. В результате проектом занялся уже «Дон-Строй».

Хотя работы идут под брендом «Дон-строя», фактически застройщиков два — это «Концепция современного строительства», по данным сервиса «Контур. Фокус», стопроцентная дочерняя структура «Дон-строя» ,× и малоизвестная компания «Перспектива Инвест Групп», причем она возводит бóльшую часть комплекса, следует из проектной декларации: общая площадь корпусов, которые возводит «Концепция современного строительства», составляет 154 тысячи кв. м — это 1168 квартир, предполагаемая стоимость строительства — 15,9 млрд рублей; «Перспектива Инвест Групп» возводит 296 тысяч кв. м — это 2527 квартир, предполагаемая стоимость строительства — 28,8 млрд рублей; часть ЖК уже сдана, остальные здания должны быть готовы к концу 2019 года.

 Основной бенефициар «Перспективы» — Громоздов. Владеет он ей через цепочку юрлиц, среди которых и сам «Серп и молот». Завод достался ему в 2014 году: в 2011 году предприятие встало, просрочило выплаты Банку Москвы, перекредитовалось под залог недвижимости, после чего один из кредиторов подал иск о банкротстве завода, а остальные фирмы поддержали это требование, следует из материалов арбитражного производства, а затем стороны подписали мировое соглашение, и через год предприятие перешло к Громоздову. Сам Громоздов подтвердил «Проекту», что его фирма застраивает «Символ», но отвечать на остальные вопросы отказался, переадресовав их в пресс-службу «Дон-строя». В пресс-службах ВТБ и «Дон-строя» не ответили на письменные вопросы «Проекта» о том, на каких условиях «Перспектива Инвест Групп» участвует в проекте.

Экзотический бизнесмен

Роман Громоздов — долларовый миллионер, а среди его бизнес-партнеров был Андрей Пучков, зампред ВТБ , который и курирует недвижимость.

 Официальная биография Громоздова скудна на детали: в 2013–2015 годах — специалист по работе со страховыми компаниями автодилера Genser.  Не знакомый столичным девелоперам Громоздов отчасти напоминает героев материала OCCRP «Путин и посредники» (в английском варианте они названы proxies как прокси-серверы — промежуточные серверы в компьютерных сетях): «Они отрицают какую-либо коммерческую деятельность, о них никто не слышал, а иногда они даже и не подозревают, какие активы записаны на их имя».

Неизвестно, является ли Громоздов таким посредником, но в его жизни есть один факт, который, возможно, объясняет, как именно он оказался среди застройщиков престижного жилого комплекса:  одну из своих фирм — «Погрузчик» (ранее она называлась «Инвест Недвижимость») — в 2016 году он продал Андрею Пучкову из ВТБ и его брату — замгендиректора телекомпании «ТВ Центр» Максиму Пучкову.  Громоздов подтвердил «Проекту» факт продажи компании Пучкову из ВТБ , но отказался раскрывать подробности.

Фирма Громоздова потребовалась Пучкову, поскольку топ-менеджеру нужно было «юрлицо с большим оборотом». «У них с братом какой-то экзотический бизнес», — настаивает источник, близкий к руководству ВТБ , не вдаваясь в детали. Это, впрочем, не соответствует действительности: «Погрузчик» за свою недолгую историю сдавал в налоговую нулевую отчетность или показывал лишь незначительные расходы , а располагается юрлицо по адресу массовой регистрации фирм.

Громоздова и Пучкова познакомили их общие друзья, и вскоре после этого предприниматель оказался в комплексе «Символ» — «благодаря своим определенным менеджерским качествам», настаивает собеседник, близкий к руководству ВТБ .

Эти менеджерские качества принесли Громоздову миллиарды рублей. В середине 2016 года его компания заявляла, что их суммарная балансовая стоимость составляет 13,3 млрд рублей, еще 8 млрд рублей было у завода «Серп и Молот».

Вероятно, это не окончательная цифра: «Проект» насчитал на балансе у связанных с бизнесменом компаний 50,3 млрд рублей, а их долгосрочные обязательства составляют 40,3 млрд рублей; таким образом Громоздову принадлежат активы на 10 млрд рублей или почти $172 млн.  Его компании застраивают не только «Символ», но и жилые комплексы «Суббота» и «Оливковый дом» у Белорусского вокзала.

Роман Громоздов — владелец строек, заводов и охотничьих угодий

Бизнес-интересы Громоздова обширны и косвенно пересекаются с братьями Ротенбергами и даже с фирмой, которую «Новая газета» связывала с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

 Долларового миллионера в Громоздове, впрочем, ничто не выдает. Квартиру на 2-й Тверской-Ямской он продал еще в 2006 году  и долгие годы был прописан в панельной многоэтажке рядом с метро «Щукинская».  В разговоре с «Проектом» самой частой фразой Громоздова была «без комментариев». Тот факт, что на рынке девелоперов про него никто не знает, предприниматель объяснил своей непубличностью, а на вопрос о том, будет ли ошибкой называть его долларовым миллионером, после длительной паузы, усмехнувшись, ответил: «Нет, все будет нормально».

Свое участие в проектах «Дон-строя» Громоздов не считает чем-то странным и уверен, что «в этом ничего такого нет». Такого же мнения придерживается и источник, близкий к руководству ВТБ , отмечая, что застройщиками часто выступают случайные люди: «Эпоха таких, как Елена Батурина (жена Лужкова и бывшая владелица строительной компании „Интеко“ — „Проект“), прошла».
Персоны Компании
Игорь Шувалов спихнет Связь-банк оборонному банку
Промсвязьбанку хотят передать «дочку» ВЭБа.
Игорь Шувалов выжил со Знаменки "Инстрой", чтобы поселиться там самому
Банк развития не будет сдавать офисы в аренду, а займет их сам.
Авен прикипел к Альфа-банку
По словам Петра Авена, владельцы банка не ведут и не вели переговоров о его продаже. Ранее о переговорах с ВТБ и UniCredit сообщила Financial Times.
Сергей Серов готов подлить Китаю алтайской воды
Дефицит воды вновь вынудил КНР искать поддержки у России. Китайские экологи просят Дмитрия Медведева поддержать проект водопровода стоимостью 80 миллиардов долларов. РБК разобрался, почему возникают такие планы и насколько они реалистичны.
Сергей Гришин полюбил Америку и обворовал Россию
«Обдолбаный» основатель РосЕвробанка в видеобращении властям США признался в обворовывании России, создании схемы чеченских авизо и обнале украденных денег.
Активы Андрея Пучкова выпустили на свободу
Отменен арест имущества совладельца Urban Group.
Турбины Siemens приплыли в Крым по гамбургскому счету
Граждан Германии заподозрили в причастности к поставке турбин на полуостров. Расследование ведет прокуратура Гамбурга, так как именно через этот порт оборудование было поставлено на полуостров в обход антироссийских санкций.
Андрей Костин дал инвесторам слово джедая
Андрей Костин и Юрий Соловьев пришли на прием ВТБ в костюмах героев «Звездных войн». Они рассказали инвесторам о космических рисках и попытках «Звезды Смерти» «запугать Республику санкциями».
Семья Михаила Шмакова заполучила профсоюзные угодья ценой 2 миллиарда
Сельхозземли планируется отдать под застройку.
Андрей Костин раздал кредиты киприотам
ВТБ исправил отчетность по распределению долгов между заемщиками из разных государств. Долг, числившийся за Центральноафриканской Республикой, перенесен на Кипр. Задолженность его резидентов перед ВТБ превысила 1 триллион рублей.
«Дом.РФ» прикупил недвижимости у Ротенберга
Квартиры в нем госкомпания будет сдавать в аренду.
Андрею Костину дали пинка на Украине
Нацбанк Украины ввел временную администрацию в украинской дочке ВТБ.
Шувалов и Голодец уйдут от ответственности за 77,6 миллиарда, потерянных на Универсиаде в Красноярске
Как может провалиться событие, подготовка к которому началась еще 4 года назад.
Тамару Плетневу возмутил монополизм «Просвещения»
Депутат Госдумы направила запрос Дмитрию Медведеву по поводу монополизации на рынке школьных учебников
Светлане Тимониной заменили условное наказание отсидкой в тюрьме
Пособницу воровства в Банке Москвы Генпрокуратуре удалось отправить за решетку на два года.
Как телохранители Путина стали руководителями страны
Представители «личной гвардии» российского президента попали во власть уже обеспеченными людьми.
Экс-президент банка «Глобэкс» погорел на кредите, выданном компании Алексея Ананьева
Виталий Вавилин был арестован в минувший четверг в своем загородном доме.
«ФК Открытие» сбагрила требования к СУ-155 и Utair в банк плохих долгов
«ФК Открытие» передала проблемные и непрофильные активы на 438 миллиардов рублей в банк плохих долгов. Среди них требования к экс-владельцам банка, Utair, группе компаний Александра Мамута, обанкротившимся «Трансаэро» и СУ-155.