За сговорчивость с Уильямом Браудером

Источник
Конкурсному управляющему "Дальней степи" предъявлено обвинение.
Как стало известно "Ъ", следственный департамент МВД России завершил расследование уголовного дела в отношении бывшего конкурсного управляющего калмыцкого ООО "Дальняя степь" Александра Долженко. Ему предъявлено обвинение в сговоре с бывшим гендиректором ООО Уильямом Браудером, который, по версии следствия, незаконно скупил акции "Газпрома", а вырученные за них миллиарды вывел за рубеж. Господин Долженко заявил о своей невиновности и на последнем допросе отказался от первоначальных признательных показаний, сообщив, что дал их под давлением.

Александр Долженко, находящийся под домашним арестом, на днях был приглашен в следственный департамент МВД России, где ему предъявили обвинение в окончательной редакции по ч. 5 ст. 33 и ст. 196 УК РФ (пособничество в преднамеренном банкротстве). Согласно материалам дела, господин Долженко, будучи конкурсным управляющим ООО "Дальняя степь", вступил в сговор с гендиректором этого общества Уильямом Браудером и оказал ему содействие в выводе за границу 37,5 млн акций "Газпрома". Вырученные за акции более 2,8 млрд руб., по версии следствия, под видом выплаты дивидендов были переведены на счета подконтрольных господину Браудеру кипрских офшорных компаний Cerasus Investment Ltd и Apricus Investment Ltd.

По версии следствия, Александр Долженко, вступив в сговор с руководителями ООО "Дальняя степь", поверхностно провел анализ финансового состояния компании и таким образом незаконно подвел ее к упрощенной процедуре банкротства. К примеру, как считает следствие, в отчете конкурсного управляющего умышленно не были отражены сомнительные с точки зрения закона сделки по выводу средств со счетов ООО — продажа в 2004 году акций "Газпрома" и перечисление в 2004-2005 годах денег в виде выплат дивидендов и возврата займов участникам компании.

Как считает следствие, Александр Долженко только создал видимость исполнения своих обязанностей в полном объеме. Так, следствие сочло ложным заключение господина Долженко о невозможности установления признаков преднамеренного банкротства "Дальней степи". В частности, было установлено, что информация о наличии средств на счетах в Международном московском банке и Дальневосточном региональном банке не была получена по вине Александра Долженко, который направил запросы в кредитные учреждения позже установленного судом шестимесячного срока. Как считает следствие, Александр Долженко также намеренно по ложному адресу обратился с требованием о предоставлении бухгалтерской документации ООО "Дальняя степь" и сведений о наличии имущества у его учредителей: запрос был направлен в Волгоград, хотя в материалах арбитражного суда было указано о недействительности юридического адреса компании в этом городе.

Напомним, расследование дела о банкротстве МВД начало в июле 2015 года. Подозреваемыми по делу на тот момент были глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер и его деловой партнер Иван Черкасов, которые через свой кипрский офшор и учредили "Дальнюю степь". Эта фирма фигурировала в различных уголовных делах, связанных с финансовыми махинациями. В рамках одного из них — о неуплате налогов на сумму 522 млн руб.— в 2013 году Уильям Браудер был заочно приговорен Тверским райсудом Москвы к девяти годам лишения свободы.

В ходе последнего допроса Александр Долженко заявил, что он не имел возможности проверить все счета ООО "Дальняя степь". "От налоговой службы мне были представлены сведения по шести открытым счетам, на них денежных средств уже не было",— заявил он. Деньги же, как выяснилось, хранились на счете компании, о наличии которого конкурсный управляющий не догадывался. Так, по словам Александра Долженко, на один из запросов о предоставлении информации о закрытых счетах ООО из УФНС Калмыкии пришел ответ, в котором говорилось, что запрашиваемые документы утрачены "в результате прорыва канализации". По словам господина Долженко, осуществить основательную проверку финансовой деятельности ООО "Дальняя степь" не получилось по вине УФНС Калмыкии. "Мне не удалось получить от ФНС акты выездных и камеральных проверок, а также какую-либо первичную документацию по финансовым операциям деятельности ООО",— посетовал обвиняемый.

На допросе Александр Долженко отрицал и знакомство с Уильямом Браудером, утверждая, что его фамилию впервые услышал от следователя. Стоить отметить, что на первом допросе — 27 июля 2015 года — он признался, что встречался с представителями господина Браудера и вел с ними переговоры о проведении процедуры банкротства по формальным признакам за вознаграждение. Однако на последнем допросе Долженко отказался от тех показаний, заявив, что его "вынудили подписать протокол допроса путем шантажа". "В случае отказа подписать протокол следователь грозил меня посадить на десять лет",— рассказал он. На вопрос, почему он так долго молчал о том, что его вынудили дать признательные показания, Александр Долженко сказал, что боялся изменения меры пресечения. "При моем состоянии здоровья попасть в камеру означало смерть",— пояснил господин Долженко.

По словам представляющей интересы Александра Долженко адвоката Надежды Ермолаевой, версия следствия основана на предположениях следователей. "Достаточно сказать, что все незаконные операции по выводу со счетов ООО "Дальняя степь" денежных средств были совершены за два года до того, как господин Долженко был назначен конкурсным управляющим",— отметила госпожа Ермолаева. По ее словам, единственный аргумент обвинения — имеющиеся в деле признания Долженко, но и те "получены путем шантажа". Надежда Ермолаева напомнила, что были проведены две экспертизы отчета Александра Долженко о деятельности ООО "Дальняя степь" и, по словам адвоката, в обоих случаях указывалось, что конкурсный управляющий добросовестно выполнил свою работу.
Персоны Компании
Падение и взлет Андрея Комарова
Кто подставил владельца ЧТПЗ.
Мужчина без жилищных проблем
Будут ли последствия для Игоря Шувалова после публикации компромата о покупке им этажа на Котельнической набережной?
Домодедово между Каменщиком и "Роснефтью"
Как сечинский "кошелек" Роман Троценко атаковал аэропорт.
Миллиарды Домодедово: как устроен бизнес Дмитрия Каменщика
Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик вышел из-под домашнего ареста. РБК вспомнил, как он стал владельцем Домодедово и неудачно пытался его продать, а также разобрался, кто может претендовать на аэропорт сейчас.
Хлопонин лоббирует Миллера
Конкурс на нефтяное месторождение прописан под «Газпром».
Как «покрывают» Казанцев и Каравайко
Бравый генерал и его партнер-гомосексуалист штурмом берут южнороссийский бизнес.
Ограбление по-швейцарски
Как менеджер Credit Suisse Патрис Лескодрон обирал российских клиентов.
«Никакой ручки за 36 миллионов у меня не было»
Экс-губернатор Сахалина Александр Хорошавин комментирует действия силовиков.
ВЭБ 2.0
Внешэкономбанк вступает в стадию управляемого распада.
Главное — не участие: почему МОК снял с Олимпиады российских легкоатлетов
МОК поддержал отстранение российских легкоатлетов, но не стал дисквалифицировать всех спортсменов из России, хотя признал, что сложившаяся в стране атмосфера ставит под сомнение их «презумпцию невиновности» в целом.
Леонид Лебедев сбежал от «Газпрома» на биржу
Зачем отдавать долги за газ, если можно просто сменить поставщика?
В Сургуте готовится бунт против округа
На выборы мэра повлияли силовики. Оппозиция отыграется на промахе «Единой России».
"Газпром" отрежет Киеву трубопроводы
Концерн может сэкономить десятки миллиардов долларов.
Лишние трубы
Крупный инвестпроект Подмосковья не вошел в реестр поставщиков «Газпрома».
«Гипро» зашатался
В Тюмени спорят, как спасти «курицу, несущую золотые яйца». В арбитры позвали Путина и Якушева.
Контратака по делу ЮКОСа закончится разгромом Чубайса?
«Письма содействия» Анатолия Чубайса и Альфреда Коха всплыли в деле о незаконной приватизации ЮКОСа.
Беженец с Дикого Востока
Игорь Борбот нашелся в американской тюрьме.
«Что-то пошло не так или звезды в небе не сошлись»
Яков Голдовский продал нефтехимический завод в Румынии.