Вопиющим элементом коррупционной схемы стало требование «правильного» подрядчика, поддержанное руководством NIS, о том, что для выполнения работ на заводе необходим сертификат об отсутствии мин и бомб НАТО, оставшихся на промплощадке с бомбежек 1999 года. Огласке эту историю предал источник, связанный с испанским представительством при брюссельской штаб-квартире НАТО.
Проектом завода базовых масел на НПЗ Нови-Сад Виктору Славину было положено заниматься по должности — как директору Блока «Переработка». Джаджиту Сингху – как члену тендерной комиссии и директору Функции по инвестициям и развитию. 13 ноября 2013 года обоих арестовали по сфабрикованному обвинению в коррупционном сговоре с семьей Деспотовичей. Последней принадлежит австрийская стройфирма BMR Group, подрядчик NIS на другом ее предприятии – НПЗ Панчево.
Показательная расправа была устроена в первый рабочий день Анатолия Скоромца, сменщика Славина, который защитил и утвердил проект по НПЗ Нови-Сад и готовился к переезду в Москву на повышение. «Под замес» Славин и Сингха попали с подачи Игоря Тарасова, директора службы безопасности NIS, его заместителя Игоря Чернова, курирущего НПЗ Панчево, а также и гендиректора компании Кирилла Кравченко.
Разработчиком базового проекта нового завода на месте НПЗ Нови-Сад является Chevron Lummus Global USA (CLG). На новом предприятии планируется ежегодно производить 180 тысяч тонн продукции — парафиновых масел (из остатков гидрокрекинга с НПЗ Панчево), нафтеновых базовых масел (из нефти «Велебит»), битума, мазута, евродизеля, прямогонного бензина, а также средних дистиллятов (для нужд НПЗ Панчево). Инвестиции в 2013-2016 годах оценены в 115 миллионов долларов.
По «случайному» стечению обстоятельств сразу после арестов Славина и Сингха было продавлено окончательное решение по замене генподрядчика для НПЗ Нови-Сад. Конечного победителя тендера «назначили», минуя установленные закупочные процедуры (получение дополнительного предложения от одного из участников тендера после проведения коммерческих переговоров).
Было рассмотрено дополнительное ценовое предложение, а также дополнительные согласования от «правильного» претендента. Также неожиданно подверглись изменениям и критерии, которые применялись для выбора подрядчика, хотя прежние критерии санкционировала центральная комиссия NIS по закупкам. Не считаясь с действующими процедурами, победителем тендера оказалась испанская Foster Weeller, помогли которой связанные с полицией члены комиссии. Если ознакомиться с записями с тендера, то виновных в этом установить можно без особого труда.
Придя на НПЗ Нови-Сад, «испанцы» затребовали сертификат, что на заводе со времен операции НАТО (1999 год) не осталось мин. Хотя таких сертификатов не существует, но быстро нашли компанию, вызвавшуюся обследовать и «сертифицировать» объект. Правда, финансирование этого «цирка» в бюджете проекта прописано не было. За 2 месяца мин и бомб так и не нашли. А после «саперы» вовсе преподнесли сюрприз, сообщив, что помочь с выдачей сертификата не могут.
Другими словами, налицо банальный развод на деньги, да еще и срыв сроков реализации проекта. А через полгода Foster Weeller запрашивает еще 1 миллион евро и предлагает завысить стоимость договора, а сроки продлить еще на 6 месяцев!
Ответит ли кто-нибудь за ущерб, который бюджету и репутации NIS принес «кривой» тендер? И вообще, что стало с аудио- и видеозаписями процедуры тендера, за сохранность которых отвечают Игорь Тарасов и его подчиненные? Поскольку фиктивного сертификата нет (да и не будет), то проект опять подорожает. А сроки его реализации снова будут сдвигаться.
Виновным пытаются сделать непричастного, но неугодного арестанта Виктора Славина вместе с Джаджитом Сингхом. Так пытается выйти сухим из воды заказчик ареста — чекист Тарасов, предполагаемый автор «ноу-хау» про НАТО. Причем под крылом самого Трасова работает человек от самой, что ни на есть, спецслужбы страны-лидера НАТО (ЦРУ) — отставной военный по фамилии Пашич.
А что ждет Кирилла Кравченко, будет ясно после собрания акционеров «Газпром нефти» 6 июня. Курьезный случай имел место за 2 недели до этого «саммита» — 22 мая, на XVIII Петербургском международном экономическом форуме. На вопросы канала Россия-24 про санкции и деоффшоризацию бизнеса гендиректор «Газпром нефти» и зампредседателя собрания акционеров NIS Александр Дюков ответил, что с оффшорными схемами его компания дела не имеет.
И это при том, что еще перед ПМЭФ была разглашена оффшорная схема, в которой фигурирует Кравченко. По этой схеме газ, который добывает NIS, уходит на Паннонскую ТЭЦ (Панонске ТЕ-ТО, Panonske ТE-TO) при посредничестве ELGAS. В учредителях этой структуры — E.A.I. Exclusive Asset Invest Limited, оффшорная фирма с солнечного Кипра. И пока «голубое золото» реализуется по оффшорному каналу, НПЗ Панчево «прозябает» на менее эффективном мазуте.