Бывший зампред правления ТНК-ВР Максим Барский, не сумев добиться кресла руководителя компании, решил заняться малым бизнесом. Он покупает почти 30% в небольшой независимой нефтекомпании Matra Petroleum, владеющей лицензией на добычу в Оренбургской области. Бизнесмен надеется повторить опыт West Siberian Resources, которую когда-то возглавлял,— собрать добывающие активы и перепродать их. Но эксперты сомневаются в успешности проекта, поскольку в регионе высока конкуренция со стороны крупных нефтяников.
Matra Petroleum вчера сообщила, что структуры Максима Барского могут стать владельцами 29,8% ее акций стоимостью £4,6 млн. Для сделки компания проведет допэмиссию, в результате которой господин Барский станет крупнейшим акционером. Средства будут направлены на разработку Соколовского месторождения, принадлежащего Matra Petroleum. Сделка должна быть одобрена другими акционерами, с крупнейшим из них, израильской Delek Group, Максим Барский уже договорился.
Matra Petroleum владеет ООО "Архангеловское", владеющим лицензией на Архангеловский участок в Оренбургской области. На нем открыто Соколовское месторождение, ресурсы которого по С3 оцениваются в 35,5 млн баррелей н. э., а запасы по категории С2 — 15,1 млн баррелей.
История Matra Petroleum началась со скандала. Исходно ООО "Архангеловское" принадлежало ООО "Компания "Газ и нефть"", подконтрольному, по неофициальной информации, Виктору Могдалюку и Павлу Лукачевскому. Matra Petroleum купила ООО "Архангеловское" в 2007 году. Бизнесмены получили порядка 2% акций Matra Petroleum, но впоследствии их доля была размыта. Бывшие владельцы пытались оспорить результаты сделки в российских и международных судах, затем спор был урегулирован мирным путем. Сейчас крупнейшим акционером Matra Petroleum является израильская Delek Group, которая на данный момент владеет 29,26%, у TD Waterhouse — 11,08%, Barclays Nominees — 9,14%.
Максим Барский решил вернуться в малый нефтяной бизнес после неудачной попытки возглавить крупную нефтекомпанию. В 2009 году он пришел в ТНК-ВР, которой в рамках нового акционерного соглашения необходим был независимый руководитель. Возглавить компанию господин Барский планировал в начале 2011 года, но возникли трудности с согласованием его опционной программы. "У Максима Барского были слишком большие финансовые запросы",— рассказал "Ъ" источник в ТНК-ВР.
В январе 2011 года в компании возник новый акционерный конфликт — ВР захотела создать стратегический альянс с "Роснефтью", который был заблокирован ее российскими совладельцами — консорциумом AAR. В итоге назначение господина Барского на должность руководителя опять отложили. Формально вносить его кандидатуру для утверждения советом директоров должна была ВР, но британская компания так и не сделала этого. "Больших претензий к нему не было, но опыта руководителя большой компании явно не хватало",— говорит источник "Ъ", близкий к ВР. AAR настаивать на назначении не стал, и в ноябре 2011 года Максим Барский покинул ТНК-ВР.
На базе Matra Petroleum господин Барский намерен создать нефтяную компанию, сравнимую с West Siberian Resources (WSR), которую он возглавлял в 2004-2009 годах. Через Alltech, по неофициальным данным, он также являлся ее совладельцем. В 2008 году WSR, добывающая около 1,5 млн тонн в Томской области, Тимано-Печоре и Волго-Уральской провинции, слилась с НК "Альянс", контролируемой семьей Бажаевых, и получила листинг на Стокгольмской бирже. После этого доля Alltech, которая контролируется менеджментом, размылась до 7,2% (впоследствии была продана). Сейчас крупнейший нефтегазовый проект Alltech — "Печора СПГ". Компания собирается построить завод по сжижению природного газа с Кумжинского и Коровинского месторождений, но пока проект не продвигается.
Однако аналитики сомневаются, что у господина Барского получится создать на базе Matra Petroleum заметную компанию. Оренбургская область исторически является важнейшим регионом для ТНК-ВР, в развитии в регионе заинтересована и "Газпром нефть", считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук, поэтому "конкуренция за активы там будет очень высокая, и у небольшой нефтекомпании получить их шансов немного". У малых нефтяников при нынешнем налоговом режиме и государственной политике в целом шансов на развитие в России почти нет, добавляет Валерий Нестеров из "Тройки Диалог". Средние и крупные месторождения в основном достаются крупным нефтекомпаниям, причем государственным, отмечает эксперт, поэтому "сделать новую WSR вряд ли получится".