Бизнесмены, осужденные к 9 годам колонии за хищение почти 3 млрд рублей при строительстве арктических объектов Минобороны, выходят на свободу — им зачли 6 лет в СИЗО. При этом Мосгорсуд подтвердил их виновность и обязанность компенсировать весь ущерб. Предприниматели заявляют, что исполнили большую часть контракта и были выведены с объектов за отказ дать взятку в 700 млн главе структуры ведомства Сергея Шойгу. Их позицию подтвердил арбитраж, а также материалы другого дела — в отношении главы компании, взявшейся достраивать объекты, но на деле присвоившей аванс в 2 млрд и попытавшейся выдать заслуги предшественников за свои. О том, как Минобороны дважды заплатило за одни и те же стройки и о высоких покровителях расхищения бюджетных средств — в материале ПАСМИ.
Виновны и свободны
9 марта Московский городской суд отклонил апелляционную жалобу на приговор соучредителям «РусАльянсСтрой» Алексею Эккерту и Дмитрию Бушманову. Таким образом, вступило в силу решение первой инстанции. В октябре 2020 года Черемушкинский райсуд Москвы признал бизнесменов виновными в хищении 2,9 млрд рублей при строительстве оборонных объектов в Арктике и приговорил их к 9 годам, обязав вернуть вменяемый ущерб государству в лице ФГУП «ГУИР № 2 при Спецстрое России».
Тем не менее, Эккерт и Бушманов выходят на свободу — предприниматели, согласно закону о том, что один день в СИЗО засчитывается за полтора дня в колонии, отбыли весь срок наказания. Они находились под арестом весь период предварительного и судебного следствия — с марта 2016 года, а затем ждали в следственном изоляторе “Водник” решения апелляционной инстанции.
Между тем, защитники владельцев «РусАльянсСтроя» с этим решением не согласны и намерены обратиться в кассационный суд. Как заявил “Коммерсанту” адвокат Дмитрий Соколов, ни первая, ни вторая инстанции не приняли во внимание результаты экспертизы работ, которые были выполнены компанией Эккерта и Бушманова. По данным экспертов, большинство своих обязательств в рамках контракта «РусАльянсСтрой» исполнила, что признавали и представители заказчика.
Плати или уходи
Конкурс на возведение военных объектов на острове Врангеля, мысе Шмидта и архипелаге Новая Земля «РусАльянсСтрой» выиграл в 2014 году, когда освоение арктической зоны с целью обеспечения безопасности России было одним из приоритетных направлений, заданых президентом страны Владимиром Путиным.
Подписав контракт с ГУИР №2, компания получила аванс в размере около 3,2 млрд рублей и начала работы в непростых арктических условиях. К концу года были построены комфортабельные казармы для военнослужащих, об этом даже сообщалось в эфире федеральных каналов.
Сдача всего объема работ планировалась в 2015, но у бизнесменов возник конфликт с держателем контракта. “Главное управление инженерных работ № 2 при Спецстрое России” принимать инфраструктуру отказалось. Как заявляли Алексей Эккерт и Дмитрий Бушманов, врио начальника подведомственной Минобороны организации Олег Сиразетдинов и его заместитель Владимир Ходневич потребовали за согласование работ взятку в 20% от суммы контракта (примерно 700 млн рублей).
Предприниматели платить откат отказались, а свидетельствующую о вымогательстве аудиозапись обнародовали в СМИ. После этого ГУИР перестало финансировать строительство объектов для Минобороны, а когда Эккерт и Бушманов вложили в стройку около 1 млрд собственных и заемных средств, Сиразетдинов разорвал заключенные с их компанией контракты, обвинив предприятие в срыве сроков выполнения работ.
Ущерб с потолка
А в марте 2016 года Алексей Эккерт и Дмитрий Бушманов стали фигурантами уголовного дела о хищении 3,2 млрд рублей бюджетных средств. Производство был возбуждено в ГСУ СКР по рапорту сотрудника департамента военной контрразведки ФСБ России, решением суда предприниматели были отправлены в СИЗО.
После того, как Арбитражный суд Москвы признал, что работы на одном из объектов — пункте боевого дежурства на Новой Земле — были выполнены в соответствии с договором, сумма ущерба по уголовному делу была снижена на 300 млн рублей. Затем арбитраж вынес аналогичное решение по поводу строительства на острове Врангеля, на которое Минобороны выделило 1,5 млрд рублей, но по неизвестным причинам эту сумму следователи из ущерба вычитать не стали.
Непростое дело
Впрочем, это было не единственной странностью и нестыковкой в расследовании дела Эккерта и Бушманова. Защита фигурантов не раз заявляла о нарушениях, допущенных следователем центрального аппарата СКР Мариной Ломоносовой. Алексей Эккерт пытался привлечь Ломоносову к уголовной ответственности за подлог и фальсификацию доказательств, но его заявление на имя главы СКР Александра Бастрыкина никаких результатов не принесло.
Нарушения отмечали также судебные органы и прокуратура. В марте 2018 года Таганский суд вернул дело строителей арктических объектов в надзорный орган, а осенью в Генпрокуратуре отказались подписывать уже новое обвинительное заключение, отправив материалы на доследование.
О незаконности содержания предпринимателей под стражей и отсутствии оснований для их уголовного преследования заявлял бизнес-омбудсмен Борис Титов, делом Эккерта и Бушманова интересовалась уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Тем не менее, все закончилось суровым приговором и неподъемным требованием о выплате ущерба.
Преемник-однодневка
Между тем, арктические объекты для Минобороны так никто и не достроил. После того, как «РусАльянсСтрой» был вынужден уйти с объектов на мысе Шмидта и острове Врангеля, ГУИР №2 заключил контракт на их их возведение с ООО «Спецстрой-1». Несмотря на то, что большая часть работ уже была проведена компанией Эккерта и Бушманова, структура Минобороны выделила на достроку 4,3 млрд рублей, 2,5 млрд из них «Спецстрой-1» получил в качестве аванса.
Выбор нового подрядчика объяснить сложно — вышеуказанная компания имела уставный капитал в 10 тыс. рублей и все признаки фирмы-однодневки. Что касается ее владельца Евгения Горбачева, то он засветился на арктической стройке еще в то время, когда там работал «РусАльянсСтрой». Горбачев был юристом в компании, которая была привлечена в качестве субподрядчика, взяла аванс, но к оговоренным работам так и не приступила, а потом представила в суд поддельные документы об их выполнении.
Тем не менее ГУИР №2 доверил ООО «Спецстрой-1» исполнение четырехмиллиардного контракта. Но ни к 2016 году, как было прописано в условиях договора, ни позднее объекты так и не были сданы. Судя по всему, компания Горбачева ничего построить даже не пыталась, лишь выдавая за свои работы, выполненные «РусАльянсСтроем».
Пост от замминстра
Наградой за срыв сроков контракта для Евгения Горбачева стал весьма высокий пост — в 2017 году он продал оскандалившуюся компанию и стал руководителем Главного управления обустройства войск — структуры, отвечающей за все военное строительство. В этой должности Горбачев, кстати, сменил нынешнего заместителя министра обороны Тимура Иванова, который возглавлял ГУОВ в период строительства военных объектов в Арктике. При этом в должности замглавы Шойгу, курирующего все военное строительство, Иванов сохранил связи со своим преемником.
Кроме того, Евгений Горбачев сам рассказывал в суде по делу Эккерта и Бушманова, что регулярно общается с бывшим сенатором Александром Тер-Аванесовым. При этом именно Тер-Аванесова Дмитрий Бушманов называл бенефициаром взятки в 700 тыс. рублей, которую не стали платить совладельцы “РусАльянсСтроя”. Что интересно Тер-Аванесова и Тимура Иванова, если верить фотографиям в соцсетях, также связывают приятельские отношения.
Медаль за хищения
Такие высокопоставленные знакомства, судя по всему, и могли стать причиной того, что компании Евгения Горбачева был отдан контракт, с которым она заведомо не могла справиться, а также попустительства к его срыву со стороны Минобороны.
Договор с ООО «Спецстрой-1» правопреемник ГУИР № 2 — ГВСУ № 14 — расторгло лишь спустя три года после того, как истекли его сроки. В документах о расторжении контракта указывалось, что «Спецстрой-1», получив аванс в сумме 1,99 млрд рублей, сдал работы на сумму 0 рублей.
Еще год спустя структуры ведомства Сергея Шойгу решили все-таки взыскать пропавшие 2 млрд аванса — в августе 2020 в СМИ появились сообщения, что Главное управление обустройства войск заявило к «Спецстрой-1» десять исков на общую сумму 2,5 млрд рублей.
Уже после подачи исков Горбачеву была вручена государственная награда за строительство арктических военных объектов — медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Он пытался баллотироваться в Госдуму восьмого созыва от КПРФ, но был снят с выборной гонки из-за нарушений при проведении агитации.
Чужие полмиллиарда
А в конце октября 2021 Евгений Горбачев был задержан сотрудниками ГУЭБиПК МВД России по подозрению в хищении около 232 млн рублей при строительстве все тех же военных объектов в Арктике. Горбачев и бывший гендиректор ООО «Спецстрой-1» Александр Ашгибисов стали фигурантами уголовного дела по ч.4 ст.159 УК РФ. Суд избрал им меру пресечения в виде заключения под стражу.
По версии следствия, ООО «Спецстрой-1» не выполнила обязательства по двум контрактам с ГУИР №2 общей стоимостью свыше 4,3 млрд рублей, а 232 млн рублей из аванса в размере 2,5 млрд рублей руководители ООО похитили, перечислив на счета подконтрольных им фирм «Форматика» и «Санпласт». С первой компанией был заключен договор на поставку стройматериалов, со второй — договор займа. Материалы поставлены не были, заем не вернули, а деньги пропали.
В материалах дела также имелись свидетельства того, что Горбачев и Ашгибисов, пытаясь скрыть хищение, подделали документы сдачи строительных работ с использованием стройматериалов на сумму более 508,7 млн рублей. Как считают правоохранители, в действительности работы выполнила компания «РусАльянсСтрой», владельцы которой Алексей Эккерт и Игорь Бушманов отсидели по 6 лет в СИЗО за хищение полученного по этим контрактам аванса, а теперь должны выплатить практически его полную сумму — 2,9 млрд рублей.