До некогда уважаемых и некогда партнеров начало доходить - санкции в отношении России драматическим образом изменят всю мировую экономику. Дело не только в восстановлении после коронакризиса, будет меняться структура мировой занятости труда.
Кризис уже сказался на росте цен на энергоносители, продукты питания и металлы. Скачек произошел еще и из-за страха перед голодом - посевная на Украине загублена, а учитывая, что вторым экспортером является подсанкционная Россия, цены на пшеницу уже сейчас подскочили на 70%. При этом за последние два года цены уже и без того удваивались!
Что дальше? Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) прогнозирует по итогу года падение экспорта пшеницы в мире на 7-12% и на 5-7% других зерновых. Это приведет к увеличению индекса цен на продовольствие.
А что насчет России? Рекордный российский экспорт достигал 527 миллиардов долларов в 2013 году. То есть до начала украинского кризиса. В 2021 году после серии падений он снова вырос до $492 млрд. Активный торговый баланс Китая ($535 млрд в 2020 году) больше, чем объем всего российского экспорта.
Это означает, что КНР может выкупить все экспортное предложение России, в случае, если та решит прекратить экспорт в Европу. Конечно, все это нуждается в определенной готовности китайской стороны, но не за тем ли Владимир Путин ездил к Си в преддверии Олимпиады? А ведь есть еще Индия, Турция, Мексика, ЮАР, множество других стран, отказавшихся вводить санкции.
То есть если Россия введет ответные санкции против Европы (которые она, напомним, еще не вводила), то в там может начаться еще больший сырьевой дефицит, а инфляция и стоимость таких товаров удивят самых отъявленных скептиков. Вкупе с 3-5 млн украинских беженцев, из которых 1 млн легко окажутся переселенцами с Ближнего Востока, у Европы большая проблема… Если не сказать - полная задница.
В этой ситуации угрожающе прозвучал спич главы МИД РФ Сергея Лаврова, что РФ не собирается идти на попятную и выпрашивать у Запада восстановление отношений. Пусть сами думают, как выбираться из этой ситуации…
***
Разница между эталонной нефтью марки Brent, на цену которой ориентируются все мировые рынки, и российской Urals достигла исторического максимума:
Brent — 106 долларов
Urals — 76 долларов
Для российской марки эта цена более чем приличная. Считается, что 43 доллара — это себестоимость добычи, плановая сметная прибыль (в которую в том числе включены и инвестиционные отчисления), плюс приличная налоговая база, все что сверху — сверхприбыль, для которой действовало бюджетное правило: закупка валюты в ЗВР от налоговых поступлений свыше этой суммы.
Но почему такая разница? Обычно дельта между Urals и Brent — 10% от цены последней.
Дело в том, что российскую нефть по привычным каналам транспортировки в Европу очень сложно перекинуть: нефтепроводы в непосредственной близости от театра военных действий, а танкерам заходить сейчас в порты тоже тревожно. В связи с этим резко снижаются объемы поставок. За март российские нефтяники покажут рекордно низкую отгрузку нефти за очень долгий период.
Это очень интересный фактор, поскольку сформирован он исключительно военными действиями. Очевидно, что сразу после их окончания Urals ждет серьезный скачок, и более того, возможно нас ждет еще один кратковременный парадокс — Urals станет дороже Brent, впрочем не надолго, все же российская нефть более богата серой, что значительно ухудшает ее качество и, соответственно, увеличивает расходы на переработку.
При этом все опасения о замене российской нефти на какую-то другую в обозримом горизонте событий скорее всего беспочвенны. Все усилия премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона и Президента США Джо Байдена по стимулированию выхода стран Персидского залива из регуляционной сделки ОПЕК+ не привели к успеху — арабы хотят держать цену выше 100 долларов за баррель, поэтому резко увеличивать добычу не будут. Альтернативы российской нефти пока не предвидится.
***
Бизнесмен Олег Тиньков занял антигосударственную позицию - осудил проведение специальной военной операции по защите Донбасса. Понять его несложно - боевые действия плохо сказываются на рынках, вот и Тиньков и все его инвесторы изрядно просели из-за начавшейся катавасии.
Но вот нагревать своих дорогих клиентов и партнеров дальше - это уже было совсем за гранью разумного. Пока наши парни сражаются с нацистами, господин Тиньков выгодно зарабатывает на скачках валютного курса. А заодно врет, что заработать с ним могут и его недалекие вкладчики.
Ситуация простая: в конце февраля, уже после маловразумительного спича господина Тинькова против спецоперации, в приложении «Тинькофф Банка» появился способ выгодного обмена валют - этим воспользовались некоторые клиенты. Однако позже их счета были тупо заблокированы, а о своих вложениях они могут забыть.
С 11 марта пользователи «Тинькофф Банка» начали массово жаловаться на блокировку своих карт и вкладов на разных площадках. К ним тут же подкатила поддержка Тинькова, и объяснила, что ограничения, оказывается, временные, и что их недавние операции попали под признаки злоупотребления условиями договора обслуживания.
На самом деле единственным злоупотреблением тут является вранье Тинькова и его команды, которые постарались заманить растерявшихся от перепадов курса валют людей в очередную ловушку, чтобы спереть их деньги и немного отбить убытки от падения индексов.
Собственно говоря, если быть полнейшей жабой, то Тинькова можно было бы понять - но не оправдать. Судите сами - с конца февраля Олежа впервые за последние N-ть лет перестал быть долларовым миллиардером. По данным на 1 марта, его состояние сократилось до $820 млн. Это в 5,5 раз меньше прошлой оценки и настоящий позор для такого кичливого хайпожора. А что делать…