Торги по имущественному комплексу саратовского оборонного завода ПАО «Тантал» завершились на цене отсечения. С 1,1 млрд она упала до 351,6 млн рублей. Буквально за 19 минут до окончания торгов едиснтвенную заявку на гигантский лот подало ООО «Русагро-Саратов» из состава ГК «Русаго» Вадима Мошковича. Фактически завод достался его соседу по проспекту 50 лет Октября, бывшему Саратовскому жиркомбинату.
Условия торгов предусматривали обязательное требование к новому владельцу: сохранить целевое назначение предприятия и выполнять его обязательства, связанные с гособоронзаказом. «Тантал» некогда производил СВЧ-электронику, работал в том числе на оборонный комплекс и именно потеря военных заказов сыграла немалую роль в его банкротстве.
Но покупатель, которому с гигантской скидкой, за 30% от первоначальной цены, достались земля, цеха, станки завода, его автопарк, ценные бумаги и патенты на научные разработки, сам никогда на оборонку не работал. ГК «Русагро» - сельскохозяйственный и продовольственный холдинг с обширными угодьями, производитель растительного масла, майонеза, промышленных жиров, сахара и свинины. Как группа Мошковича будет соблюдать условия сделки, если учесть, что коллектив «Тантала», не действующего уже несколько лет, едва ли сохранился, сказать сложно.
Немало вопросов вызывает и структура собственников «Русагро», которым управляет кипрский офшор Ros Agro PLC. Только в начале сентября этого года Минсельхоз РФ добился решения суда о приостановлении корпоративных прав кипрского холдинга, поскольку ГК «Русагро» признали стратегически значимой организацией, а значит она должна быть зарегистрирована в РФ. Вчера, 28 октября, решение московского арбитража оставил в силе 10 ААС.
Формально покупатель «Тантала» с кипрским холдингом уже не связан. С лета этого года учредителем «Русагро-Саратов» значится московское АО «Эталон». Но кто его конечный бенефициар, обнаружить в открытом доступе не удается. Перевод компаний из-под управления ГК «Русагро» к «Эталону» начался сразу после того, как Минсельхоз пошел в суд, пытаясь вытащить Мошковича из офшора.
В апреле этого года в Минюст РФ поступил запрос от депутатов Госдумы, парламентарии потребовали признать Вадима Мошковича иноагентом. Депутаты указывали на офшорные корни «Русагро», участие Мошковича в заседании Европейского суда в конце 2023 года. Авторы обращения подчеркивали, что в суде ЕС Мошкович уверял, что его предприятия используют схемы минимизации налогов и почти ничего в РФ не платят. Замминистра Олег Свириденко официально объявил, что в отношении бенефициара «Русагро» проводятся контрольные мероприятия, но об иноагентстве Мошковича в дальнейшем ничего не сообщалось. Зато в дело включился Минсельхоз, взявшийся вытягивать «Русагро» с Кипра на родину.
При таком неоднозначном бэкграунде покупка группой «Русагро» актива, для нее совершенно непрофильного, вызывает массу вопросов. Особенно если вспомнить, как компания ранее поглотила и холдинг «Солнечные продукты», и марксовский «Агроинвест». Никаких комментариев минпромторга Саратовской области по поводу такого странного завершения аукциона пока не последовало.
Депутат Госдумы от КПРФ Ольга Алимова известие про «Тантал» встретила с изумлением:
- Иной раз читаешь новости из Саратовской области и думаешь, что лучше бы не читал никогда. Какое отношение масложировой производитель имеет к оборонной промышленности? Может быть, все уже в нашей армии есть, только майонеза не хватает? Или все гораздо проще: нам говорят, восстановим завод, укрепим нашу промышленность, но под правильными лозунгами скрывается обычная раздача земель для своих? То есть под маркой восстановления идет разрушение мощностей и освоение территорий нужными людьми? Именно такая мысль первой приходит в голову, когда узнаешь такие вот новости.