Ежемесячно владения миллиардера Владимира Лещикова (состояние $1,1 млрд) посещает 1 млн человек, чтобы добровольно отдать ему часть своих денег. Его компании «Славянский мир» принадлежит больше 150 га земли, примыкающей к МКАД и Калужскому шоссе. На этих «золотых» гектарах работают крупнейший в России строительный рынок, вещевая ярмарка и складской комплекс. По оценкам JLL, доход «Славянского мира» от сдачи в аренду недвижимости может превышать $85 млн. С этой цифрой Лещиков в 2019 году занял 27-е место в рейтинге крупнейших рантье России по версии Forbеs.
Как устроен этот бизнес? «Поехали, я покажу», — предприниматель приглашает корреспондента Forbes в салон бежевого «Майбаха», сам садится за руль и начинает экскурсию. Роскошный автомобиль странно смотрится на фоне многочисленных «газелей» и дешевых легковушек посетителей, закупающих на рынке материалы для строительства и ремонта. Здесь работает более 10 000 торговых точек (включая вещевую ярмарку), «Майбах» уверенно проплывает между павильонами и складскими площадками. Лещиков говорит, что мечтает построить на этой земле 2 млн кв. м недвижимости — офисы, гостиницы, торговые комплексы — и вложить $2 млрд. Первый участок он купил здесь 20 лет назад. Почему до сих пор не реализовались эти планы?
«Однорукие бандиты» и ветераны МВД
Владимир Лещиков родился и вырос в Дагестане в семье строителей — его отец возводил домостроительные комбинаты, строителем стал и старший брат Валерий. Выбор профессии был очевиден. Однако после окончания Дагестанского политехнического института по специальности «инженер-строитель» Владимир Лещиков отслужил в армии, пошел работать в милицию, а потом вернулся в Вооруженные силы и дослужился до полковника. В 1989 году, когда в Дагестане, как и во многих национальных республиках, стали настороженно относиться к русским, Лещиковы всей семьей перебрались в Москву.
Знакомые помогли братьям начать здесь бизнес. Один из махачкалинских друзей, вспоминает Владимир Лещиков, окончил университет с отличием и поступил в аспирантуру, но бросил учебу и стал развивать сеть игровых автоматов: «Он ничего не понимал в документах и пригласил меня в партнеры». Друзья договаривались с руководством магазинов и ресторанов об установке в них своих «одноруких бандитов», а потом участвовали в приватизации этих заведений. Бизнес рос. У них с партнерами были казино в центре Москвы, но быстро закрылись.
Наряду с небольшими компаниями площади на «Славянском мире» арендуют «Азбука Вкуса» и гипермаркет HoffНаряду с небольшими компаниями площади на «Славянском мире» арендуют «Азбука Вкуса» и гипермаркет HoffВладимир Васильчиков для Forbes
Через пять лет Лещиков полностью вышел из игорного бизнеса, оставив сеть игровых автоматов партнеру. «Буквально через три года автоматы запретили, меня все спрашивали, откуда я знал? — вспоминает Лещиков. — А я не знал, просто почувствовал, что много народу стало этим заниматься и мне тут делать нечего, пора что-то новое начинать». «Новым» оказались строительный рынок и вещевая ярмарка на пересечении МКАД и Калужского шоссе, общая площадь строений сейчас превышает 450 000 кв. м.
«Проект на Калужском шоссе начался с подачи брата, — вспоминает Лещиков. — У нас был продовольственный рынок на «Теплом Стане». Директор племзавода «Коммунарка» Виктор Иванов хотел открыть там точку, чтобы продавать молоко. Мы договорились, сдружились».
По словам Лещикова, Иванов предложил братьям купить землю, примыкающую к МКАД, которую нельзя было использовать для сельскохозяйственного производства, Лещиковы согласились и стали владельцами своего первого подмосковного земельного надела площадью 3 га (всего у совхоза было куплено более 35 га и еще 50 собирались по мелким участкам). Еще 50 га позже было куплено у совладельца строительной компании «Авгур Эстейт» Сергея Кириленко. Кириленко и его партнер миллиардер Вадим Мошкович тоже купили землю у «Коммунарки». Лещиков говорит, что она была неудобна для строительства и обременяла девелопера, поэтому сумма сделки составила всего $3 млн. Для сравнения: сейчас кадастровая стоимость 1 га этой земли превышает $2 млн. Еще один участок у «Коммунарки» купили шведы из IKEA и построили «Мегу Теплый Стан» — Лещиков жалеет, что не успел купить этот участок раньше.
Почему рынки Лещиковых не фигурируют в криминальных сводках, как, например, Черкизовский? «Сам я работал в милиции, в числе наших сотрудников много ветеранов МВД», — рассказывал Лещиков.
Но без скандалов все же не обошлось. В 2008 году Юлия Латынина писала в «Новой газете», что строительная ярмарка разрастается за счет частных садовых участков и гаражей. Жители поселка Мосрентген и деревни Мамыри в интервью журналисту обвиняли рабочих ярмарки в поджогах и сносе бульдозерами их собственности. Лещиков в ответ показывал документы о собственности на землю и решения выигранных им судов. Баталии с местными жителями то затихают, то разгораются вновь. Например, когда «Славянский мир» поставил шлагбаумы на дороге, которая по территории ярмарки ведет в поселок Мосрентген, жители жаловались мэру Москвы Сергею Собянину
. Лещиков утверждает, что администрация выдала жителям поселка карточки бесплатного проезда, а шлагбаумы помогли избавиться от вечной пробки при съезде на Калужское шоссе.
Латынина в «Новой газете» писала, что жители считают «крышей» строительного рынка главу Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова, бывшего директора СВР и премьер-министра России (умер в 2015 году). По данным «Комсомольской правды», на 5-м км Калужского шоссе находилась дача Примакова. Лещиков отношения с Примаковым не комментирует. «Мне импонирует, что в чьих-то глазах я могу быть «крышей», — отвечал сам Евгений Примаков на вопрос корреспондента «Трибуны» в 2009-м. — Но вынужден разочаровать: никогда в жизни никого не «крышевал». На ярмарку я ездил к ее руководителю — Валерию Лещикову. Он доктор экономических наук, почетный строитель… Изобрел технологию скоростного домостроения из специального теплостойкого материала. Для наших северных территорий метод Лещикова — клад. ТПП пробивала этот опыт».
Валерий Лещиков создал в Москве центр по производству энергосберегающих стеновых блоков «Теплостен». Главные здания торгового комплекса «Славянский мир» построены из этих блоков. В середине 2000-х по этой технологии построили несколько домов для реализации социальных программ в Кемеровской и Тульской областях. Выручка ООО «НИИ Теплостен» и ООО «Теплостен КБ» в 2007 году приблизилась к 100 млн рублей в год, но затем начала падать, сейчас все компании, имеющие отношение к Валерию Лещикову и производству стеновых блоков, по данным ЕГРЮЛ, ликвидированы. Валерий Лещиков недавно перестал быть соучредителем и в компаниях своего брата.
Эрмитаж в Новой Москве
Офис Владимира Лещикова на территории «Славянского мира» привлекает внимание: отделкой фасадов он напоминает Зимний дворец в Петербурге. В кабинет владельца рынков нужно подниматься по широкой лестнице, современный интерьер которой сочетается с элементами пышного декора XIX века. Пристрастие Владимира Лещикова к имперскому стилю заметно и в облике других зданий. Много лет внешняя стена «Славянского мира», обращенная к МКАД, была покрыта защитной тканью узнаваемой зелено-золотой расцветки Зимнего дворца. В 2006 году Лещиков начал разрабатывать проект новых зданий и торгового центра, тоже напоминающих Зимний дворец. Проект площадью 1,38 млн кв. м был утвержден специальным постановлением губернатора Московской области. «Уже получили разрешение на строительство и начали работы, — вспоминает Лещиков. — Но тут раз — пришла Москва. Вот так бывает в жизни».
Речь идет о присоединении к Москве новых территорий в июле 2012 года. Участок Лещикова неожиданно оказался в самом центре новых московских территорий. И Москва остановила работы по проекту. Более того, уже в 2013 году Сергей Собянин
развернул борьбу с некапитальными строениями на рынках, и «Славянскому миру» пришлось сносить 4800 объектов из 6800 и спешно возводить капитальные строения. В июле 2013 года Сергей Собянин
в сопровождении Марата Хуснуллина приехал узнать, как идет снос в хозяйстве Лещикова. «Если мы продолжим здесь строить сараи, — бушевал мэр, — то мы просто отменим проект планировки, и здесь будет парк, и больше ничего».
Еще одной проблемой для Лещикова стала попытка выйти на московский плодоовощной рынок. В 2013 году после массовых акций протеста закрылась Покровская овощебаза в Бирюлеве, и Лещиков быстро организовал на своей территории кросс-доки, куда могли перебраться торговцы овощами и фруктами. Но уже в 2014-м мэр Собянин и один из владельцев группы «Киевская площадь» миллиардер Год Нисанов открыли огромный оптово-розничный комплекс «Фуд Сити» на соседнем с Лещиковым участке. «Год Нисанов их быстро прижал», — рассказал Forbes один из конкурентов «Славянского мира». Все фуры с овощами и фруктами перебрались с площадок Лещикова на «Фуд Сити».
«Лещиков хотел продать весь свой бизнес, потому что Москва требовала масштабной реконструкции, а он не хотел в этом участвовать», — рассказывает один из топ-менеджеров компании, занимающейся сдачей в аренду недвижимости. Новые проекты пришлось переделывать, но в итоге Лещикову удалось договориться с московскими властями. Генплан развития территории уже утвержден, на ней в совокупности разрешено построить более 2,5 млн кв. м торговых комплексов, отелей, офисных центров.
По оценке JLL, объект Владимира Лещикова расположен в одной из точек роста Новой Москвы. Город за свой счет реконструировал Калужское шоссе, расширив его и добавив новые развязки. Кроме того, Лещиков выделил участок земли, на котором в 2023 году должна открыться станция метро «Славянский мир» проектируемой Коммунарской линии метро.
«С учетом развитой инфраструктуры и работающего рядом торгового центра на этом месте вполне можно построить 2 млн кв. м недвижимости, — считает партнер Colliers International Станислав Бибик. — Проекты такого объема, как правило, вводятся пофазно». Новое строительство приветствуют и арендаторы «Славянского мира». «Сейчас наш гипермаркет там из разряда крепких середнячков, — рассказывает сооснователь сети гипермаркетов Hoff Михаил Кучмент. — Синергетического эффекта со строительным рынком нет, если бы было более качественное окружение, мы бы торговали лучше. Мы заходили в этот проект в расчете на трансформацию».
Объем инвестиций в проект Лещиков оценивает в $2 млрд. Откуда деньги? «Идти в банк у меня душа не лежит», — признается бизнесмен. Он надеется на соинвесторов. По его плану, «Славянский мир» обеспечит будущий совместный бизнес землей, проектом, всеми коммуникациями и согласованиями, партнер построит объект, а площади поделят пополам. По такой схеме «Славянский мир» уже строит три небольших здания.
«Это один из возможных вариантов финансирования, — считает Станислав Бибик. — Но когда у тебя много партнеров, есть риск утратить эффективность управления всем проектом целиком». Сейчас у компании в работе 100 000 кв. м нового строительства, пока такие объемы она может финансировать самостоятельно за счет арендного дохода.
Владимир Лещиков каждый день приезжает на работу к 9 утра, ведет переговоры, думает о новых направлениях развития. Например, на территории рынка уже некоторое время работают майнинговые фермы, производящие биткоины.