Как сообщает корреспондент The Moscow Post, коллекционер Андрей Ружников, который ранее представлял интересы олигарха Виктора Вексельберга, обвиняет директора Эрмитажа Михаила Пиотровского в показе подделок на выставке Фаберже.
В частности, речь идет о знаменитых яйцах, произведенных ювелирным домом для Императорской семьи. Крупнейшей коллекцией последних является именно Вексельберг, который, по слухам, мог еще в 2018 году вывезти ценности в Южную Америку. Неужто миллиардер решил и яйца свои припрятать, и подставить Пиотровского, который мог позариться на драгоценности бизнесмена?
С критикой в адрес господина Пиотровского Ружников обрушился на своем официальном сайте. По словам коллекционера, вопросы возникли еще на этапе анонсирования партнеров выставки в Эрмитаже: в списке экспонентов нет крупнейших обладателей соответствующих коллекций, зато представлены произведения, принадлежащие Русскому национальному музею и музею Фаберже в Баден-Бадене.
Обе организации подконтрольны Александру Иванову, с которым Ружникова связывает давний конфликт. Как отмечает "Комсомольская правда", в свое время они активно конкурировали за наследие великого ювелира. При том в этой "борьбе" Ружников представлял интересы Вексельберга.
Что же именно Ружников посчитал подделками? Среди прочего, это пасхальное яйцо "Курочка", оригинал которого экспонировался в Музее Фаберже. Не надо быть искусствоведом, чтобы увидеть видимые различия на снимках из каталога Эрмитажа и Музея Фаберже. Вопросы вызывает и так называемое "Юбилейное свадебное" яйцо, а также "Александр Невский" в красной эмали.
Так где же яйца?
Примечательно, что всей этой истории предшествовал скандал с предположительной отправкой яиц Фаберже в Панаму. Как сообщал The Intercept (признано иноагентом на территории РФ), подведомственная Министерству культуры РФ организация "РОСИЗО" в конце апреле 2018 года отправила за бугор посылку с несколькими пакетами общей стоимостью 47 млн долларов. Отправление было адресовано панамской компании Lamesa Arts Inc. Виктора Вексельберга. В посылке были антикварные предметы, один из которых идентифицирован как "Фаберже Россия".
Отгрузка включала в себя две небольшие посылки весом менее 200 граммов без упаковки. Несмотря на скромный размер, стоимость указана высокая - около 55 тысяч долларов и 163 тысяч долларов соответственно.
Третье же отправление было весом более 65 кг без упаковки, а его стоимость оценили в 46,8 млн долларов. При этом на нем красовалась маркировка "Фаберже Россия". Недоброжелатели заговорили о том, что в ней могли быть ювелирные яйца, принадлежащие Виктору Вексельбергу. Последний купил девять яиц весом около 400 граммов каждое у семьи Форбс еще в 2004 году примерно за 100 миллионов долларов. В 2013 году он открыл Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, где выставил свои девять яиц, а также другие произведения искусства.
На фоне этой информации слухачи вспомнили пересуды о том, что олигарх начал выводить свои активы после попадания в санкционный список США в апреле 2018 - как раз в том месяце, когда в Панаме "засветилась" необычная посылка.
Кроме того, в свое время недоброжелатели высказывали предположения, что прикупить ценные изделия Вексельберг мог совсем не за свой счет. Вкладчики "Первого городского банка" потребовали арестовать покупку олигарха, поскольку посчитали, что коллекция яиц была выкуплена на их деньги, писало РИА "Новости". По мнению заявителей, миллиардер был причастен к преднамеренному банкротству кредитного учреждения. Якобы, хищения средств в объеме 40 млн долларов осуществлялись через подконтрольные олигарху фирмы. И пока Вексельберг выкупал коллекцию, банк не мог расплатиться по долгам. Впрочем, ничем серьезным для предпринимателя это не "аукнулось".
После приобретения Вексельберг не спешил показывать коллекцию публике, несмотря на регулярные запросы от музеев. Потом миллиардер заявил о строительстве своего собственного музея. Для этого культурно-исторический фонд "Связь времен" получил в аренду Шуваловский дворец в Петербурге. Ремонтировалось здание, разумеется, за счет бюджетных денег. При этом градозащитники жаловались на планы олигарха разрушить часть дворца - в частности, снести флигель, чтобы расширить созданный в нем Музей Фаберже. Надо ли говорить, что позднее тот самый флигель был признан аварийным?
"Культурная" война за власть?
Всплывшая новость о якобы поддельных яйцах Фаберже в Эрмитаже могла быть "ударом" по личности Бориса Пиотровского - отпрыска директора музея. Тут стоит отметить, что до Михаила Пиотровского руководил музеем его отец, Борис Пиотровского. И, по слухам, позднее бразды правления отойдут его внуку. То есть Государственный Эрмитаж - дело в некотором смысле семейное.
В пользу этих слухов говорит и тот факт, что Пиотровский-младший активно строит "культурную" карьеру: в прошлом году он был назначен первым заместителем главы комитета по культуре, а недавно стало известно о планах губернатора Александра Беглова поставить его на должность вице-губернатора по культуре и спорту. И, кажется, не всем эта новость оказалась по душе.
Как утверждают авторы телеграм-канала "Невминкульт", якобы противниками назначения Пиотровского могут быть бывший вице-губернатор Владимир Кириллов, курировавший культурную сферу, и председатель комитета по культуре Константин Сухенко. Оба лично знакомы с Вексельбергом - в частности, открывали с ним вместе выставки в музее Фаберже. А с критикой в адрес директора Государственного Эрмитажа обрушился Ружников, который считается "человеком" олигарха. Так, значит, за нынешним скандалом с яйцами может стоять именно миллиардер?
Конфликт между олигархом и Михаилом Пиотровским может уходить "корнями" в 2004 год - тогда, после покупки Вексельбергом коллекции Фаберже директор Эрмитажа заявил о своей заинтересованности в передаче ценных изделий в музей, писало РИА "Новости". А ведь миллиардер сам говорил о том, что передаст изделия какому-нибудь культурному учреждению, но позднее "переобулся" в полете. Возможно ли, что это и стало причиной напряженности в отношениях музейщика и бизнесмена?
К слову, недавно недоброжелатели вспомнили о том, что Борис Пиотровский "кормился" на подрядах, выдаваемых его отцом. Ранее потомок "культурной" династии был учредителем издательства "Арка", которое поставляло полиграфическую сувенирную продукцию для Эрмитажа.
Впрочем, в августе этого года Борис Пиотровский вышел из бизнеса. Тогда же он попрощался и со всеми остальными своими действующими предприятиями. То есть, еще с конца лета прошлого года он готовился к повышению?
Занимательной кажется и история с ликвидацией подконтрольной ему фирмы ООО "Рест Корнер". Последнее слилось с еще 37 конторами и было реорганизовано в ООО "Зенит" и переехало из Москвы в Иркутск. Затем "Зенит" слился с еще пятнадцатью компаниями и образовало ООО "Компаньон", а также переехало из Иркутска в Москву и было ликвидировано. В свое очередь "Компаньоном" владеет некто Вероника Лукина, которая выступает директором 102 компаний и учредителем 61 предприятия. До кучи, фирма зарегистрирована по адресу, где находится еще аж 4852 организации! Кажется, или все это напоминает обыкновенную "помойку"? Во всяком случае, все это выглядит весьма подозрительно.
Кажется, к скандалам семейству Пиотровских не привыкать. Так Михаил Пиотровский, который возглавляет Эрмитаж уже 28 лет, оказался в центре внимания после проверки музея Счетной палатой в 1999-2000 годах. Как сообщала "Советская Россия", из отчета были ясно видны механизмы, которые бывший заместитель председателя Счетной палаты Юрий Болдырев назвал "воровством", осуществляемым под руководством Пиотровского и его "покровителя" Михаила Швыдкого. Как утверждают авторы телеграм-канала "Инфобомба", якобы Пиотровский за годы музейной службы накрал и вывез сотни тысяч предметов искусства. Дескать, в учреждении запрещено проверять описи, поэтому что в Эрмитаже осталось настоящего, знает лишь сам директор.
Недавно господин Пиотровский "засветился" в истории с попыткой реорганизации реставрационной отрасли Северо-Запада - мол, он лоббирует идею ее передачи под контроль от Минкульта Минстрою и, таким образом, пытается увести от уголовного преследования себя и своих близких. К слову, и уголовных дел в его окружении предостаточно. Обо всем этом ранее подробно рассказывал The Moscow Post.
Кажется, или критика Ружникова в адрес Пиотровского совсем не случайна - последний просто не поделил "яйца" с возможным патроном коллекционера Вексельберга? Вся эта история может стоить политической карьеры сыночку музейщика, Борису Пиотровскому. Неужели олигарх пытается пошатнуть позиции "культурной" династии?